Библиографическое описание:

Гаврилова Е. А. Психологическая характеристика выбора брачного партнера – основа для развития гармоничных отношений в браке [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 17-22.

В татарском языке есть понятие «хардаш» – друг, товарищ. Оттенки этого слова обозначают товарищей на различные случаи: для пирушек, для путешествий, для работы. Супруг – это универсальный хардаш, друг на все случаи жизни. С ним надо делить работу и отдых, сон и путешествия, радость и горе. С ним нельзя разойтись до следующего раза, он с нами всегда. Правильно выбрать спутника жизни – значит заложить основу брачной гармонии [9, с. 5].

В последние годы появилась значительная часть исследований, касающихся образа семьи, ребенка, мужчины и женщины, партнера и супруга (С.В. Ковалев, В.Н. Дружинин, Н.Л. Москвичева, Л.Д. Шнейдер, В.Л. Ситников, Т.В. Андреева).

В исследовании Н.Л. Москвичевой представления студентов о семье изучались при помощи модифицированного варианта проективной методики незаконченных предложений (Н.Л. Москвичева, 2000, 2003). Респондентам предлагалось в свободной форме продолжить фразу «Семья для меня – это …» и указать возникающие при этом ассоциативные образы.

В результате автор выделила четыре основных типа представлений студентов о семье:

  • «теплый круг общения» - интимные межличностные отношения и общение; любовь, взаимопонимание, принятие, эмоциональная поддержка (ассоциативные образы: «домашнее тепло»; «круглый стол», «изобилие», «мягкие кресла вокруг камина») – 40,4%;

  • «стабильный организм» - естественный единый организм, целостный процесс жизнедеятельности, сообщество помогающих друг другу людей, связанных родством («дерево с корнями и кроной», «муравейник», «пчелиное гнездо») – 19,9%;

  • «убежище» - это убежище от трудностей внешнего мира («островок в бушующем море», «норка», «крепость») – 24,8%;

  • «взаимная ответственность» – (чистый лист бумаги, где фиксируются все позитивные и негативные события) – 14,1% [2, с. 31].

Образ семьи, в целом, по результатам данного исследования, представлен в виде «теплого круга общения», внутри которого человек чувствует себя «как за каменной стеной», что стимулирует его к рождению и воспитанию детей, продолжению человеческого рода, к гармонизации межличностных отношений, а значит и быть «полноценным» гражданином этого общества, модернизируя и улучшая жизненные условия вокруг себя и других членов общества.

Особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных выборов, так и степень свободы индивидуального выбора.

Выделим три стадии выбора брачного партнера: 1) формирование первых впечатлений друг о друге; 2) устойчивая фаза отношений, когда и окружающие начинают воспринимать молодых людей как достаточно стабильную пару; 3) наступает после решения вступить в брак (М. Абалакина). Данные стадии показывают поэтапное развитие отношений, которые проявляются в адаптации, совместимости, бесконфликтном общении, взаимной любви и уважении.

На протяжении 1950 – 1980-х годов были созданы разнообразные теории выбора брачного партнера. Социально-психологической теорией брачного выбора является теория комплементарных (дополнительных) потребностей американского психолога Р.Ф. Уинча. Основной тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и дополнительны по отношению к их собственным. Например, человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, согласно Уинчу, предпочтет партнера сильного и доминантного. Это связано с тем, что индивид всегда стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей, а максимум этот, по Уинчу, достигается в том случае, когда специфические потребности мужчин и женщин комплементарны друг другу [10, с. 297].

Особенность данной теории состоит в том, что «противоположности притягиваются». Супружеские пары, созданные с учетом таких потребностей в «дополнении», встречаются довольно часто в повседневной жизни. Супруги счастливы в браке и редко что-то хотят изменить друг в друге.

Тем не менее, многие авторы, отталкиваясь от подхода Уинча, пытались усовершенствовать его теорию. Одним из примеров этого является инструментальная теория влечения и любви Р. Сентера, который исходил из предположения, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чьи поведение и другие характеристики обеспечивают (или кажется, что обеспечивают) максимум удовлетворения их потребностей при минимуме затрат. Иначе говоря, брачное поведение рассматривается здесь как разновидность экономического поведения, при котором люди стремятся к максимизации прибыли и минимизации издержек.

Сентер, в отличие от Уинча, полагал, что для людей одни потребности более значимы, чем другие, причем для некоторых потребностей это различие значимости одинаково для обоих полов, а для некоторых других – нет. Например, по словам Сентера, мужское доминирование – более значимая ценность для женщин, но для мужчин женское доминирование менее привлекательно. Обратная ситуация имеет место, когда речь идет о потребности в заботе со стороны другого человека. Отсюда, согласно выдвинутому Сентнром принципу гендерной конгруэнтности, вытекает, что ценности (потребности), которые более типичны для мужчин, должны позитивно коррелировать с потребностями, более типичными для женщин. В частности, Сентер предполагал, что наибольшее притягивание будет иметь место в случае, когда мужское доминирование противостоит женской потребности в интимности, покровительстве, заботе [3, с. 167].

Теория «стимул – ценность – роль», разработанная Б. Мурстайном, утверждает, что подбор супругов мотивирован стремлением каждого партнера сделать наилучшее из всех возможных приобретений. Достоинства и недостатки другого человека исследуются в процессе развития отношений с ним, когда различные факторы пропускаются через систему фильтров для определения того, стоит ли продолжать эти отношения. Такое исследование происходит на каждой из трех стадий ухаживания. На стадии стимула, когда мужчина и женщина встречаются или видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума и умения держаться в обществе. Если первое впечатление благоприятно, пара переходит ко второй стадии ухаживания – стадии сравнения ценностей – времени, когда из совместных бесед мужчина и женщина должны понять, согласуются ли их интересы, установки, взгляды и потребности. В течение заключительной ролевой стадии возможные партнеры выясняют, насколько совместимо выполнение ими своих ролей в браке или другом типе отношений [2, с. 44].

Данные теории по разному объясняют притяжение полов друг к другу, а также и то, что послужило началом развития отношений между мужчиной и женщиной. Все это, на наш взгляд, ведет к тому, что есть некий «закон жизни», по которому «противоположности притягиваются» или один партнер является средством достижения разного рода потребностей и др. В направлении данной тематики, нас заинтересовало исследование О. Вейнингера. В работе «Пол и характер» ученый сформулировал закон полового притяжения, который гласит: « Для полового соединения всегда сходятся совершенный мужчина (М) и совершенная женщина (Ж), хотя и расчлененные в каждом отдельном случае на два различных индивидуума в разнообразных сочетаниях» [цит. по 4, с. 36].

Иначе выражаясь: если Мµ обозначим все мужское, а Жµ все женское какого-нибудь индивидуума µ, в просторечии называемого «мужчиной», а через Жw – женское, Мw мужское в известном субъекте w , которого поверхностное суждение обозначает просто «женщиной», то каждое совершенное сродство, то есть случай самого сильного полового притяжения, выражается в следующей формуле:

(1а) Мµ + Мw = C (onstans)1 = М = идеальному мужчине

точно так же:

(1b) Жµ + Жw = C2 = Ж = идеальной женщине.

Данные формулы показывают, что у каждого индивидуума столько женского элемента, сколько не достает в нем мужского. Цельное мужское нуждается в цельном женском и наоборот. А если индивидуум имеет определенную большую часть мужественности и, хотя бы малую долю женственности, тогда нужно, чтобы другой индивидуум дополнил недостающую для всего целого долю мужественности; так же пополняется в одномвремя и его женская часть (О. Вейнингер).

Этот закон указывает на то, что мужчина и женщина существуют и развиваются в процессе брачного поведения (это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (А.И. Антонов, В.М. Медков)), выбирая того единственного, с которым самовыражаются как личность.

В психологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака. На этом этапе необходимо необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с противоположным полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним. К предбрачному периоду относят взаимодействие с брачным партнером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание [13, с. 188].

Исследователи выяснили, как время предбрачного знакомства влияет на сохранение брачных отношений (М. Будынина, Л.Б. Шнейдер и др.). Данные результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Реальные случаи, опрос 2001 г. (возраст партнеров на момент первой встречи – длительность предбрачного знакомства)

Длительность знакомства до брака

Возраст на момент знакомства

(лет)

Предбрачный период

Показатель устойчивости брачных отношений впоследствии (в %)


до 1 месяца

Вика – 35, Майкл – 19

1 неделя


4%



Эрика – 22, Александр – 30

около месяца

Леонид – 27, Евгения - 23

1 месяц


от 1 месяца до 6 месяцев

Аня – 20, Алексей - 22

5 месяцев



14%

Сергей – 24, Света - 23

2 месяца

Игорь – 31, Мария - 19

5 месяцев

Андрей – 23, Ирина - 19

полгода

Сергей – 19, Полина - 16

полгода


до 1 года

Света – 19, Вадим - 20

1 год


22%

Галина – 24, Самвэл – 30

7 месяцев









от 1 года

до 3 лет

Роман – 22, Катя - 17

2 года









42%

Алла – 22, Дмитрий - 23

1 год

Наташа – 15, Михаил - 18

2 года

Марьяна – 18, Сергей - 21

2,5 года

Марина – 17, Андрей – 20

2,5 года

Кирилл – 23, Алина - 17

2 года

Роман – 22, Анна - 18

2,5 года

Александр – 26, Лена - 22

1,5 года

Роман – 21, Настя - 18

2 года

Сергей – 18, Мария - 17

3 года

Алена – 14, Алексей - 20

3 года

Наташа – 16, Михаил – 21

2 года

Света – 19, Роман - 24

1,5 года

Роман – 25, Арина - 17

2 года

Наташа – 17, Роман - 19

2 года

М – 17, Ж - 23

1 год





свыше 3 лет

М – 17, Ж - 15

6 лет




18%

Настя – 19, Василий – 24

4 года

И. – 25, Алина - 20

4 года

Б. – 17, Инна - 16

4 года

М, Ж – 20

4 года

Дмитрий – 17, Катя – 16

4 года

Алексей, Ж - 17

3,5 года

М – 17, Ж – 16,5

4,5 года


Таким образом, есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака. Самая распространенная продолжительность предбрачного периода для респондентов опроса 2001 г. составила 2 года (М. Будынина).

Как слишком короткий, так и слишком длительный период являются факторами риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период предбрачных отношений недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера. Длительный период ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, снижается интерес и новизна межличностных отношений. Но длительность предбрачного знакомства изменяется не астрономическим, а психологическим временем: одной паре для глубокого знакомства хватает дня, у другой и на весьма поверхностное знакомство уходят годы [13, с. 195].

Добрачное поведение более длительный процесс, чем процесс выбора партнера. В целом на добрачное поведение молодого человека влияет определяющим образом стиль родительских отношений и атмосфера родительского дома, культура общества, различные индивидуально-личностные характеристики и ценностные ориентации индивида, и в целом система добрачного воспитания, существующая в обществе. Л.И. Савинов предлагает следующую структуру добрачного поведения, показанную на схеме 1 [5, с. 25].

Схема 1

Структура добрачного поведения


Родительская семья


Культура общества


Биологические, психологические и социально-демографические характеристики индивида


Наличие соперников и круг возможностей для выбора брачного партнера


Отношение к партнеру родителей, родственников, друзей


Ценностные ориентации индивида


Цель добрачного поведения

Принятие решения о вступлении в брак


Психологическая задача предбрачного периода, которую решает каждый молодой человек, заключается в необходимости фактически отделить себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней.

Какими мотивами руководствуются молодые люди, в преддверии официального оформления своих отношений? Согласно исследованиям Е.М. Черняк, основными мотивами вступления в брак послужили: 1) у мужчин – любовь, желание создать семейный очаг и иметь детей, беременность партнерши, независимость от родителей, расчет; 2) у женщин – любовь, расчет, беременность, желание создать очаг и иметь детей, независимость от родителей [12, с. 207]. И в первом и во втором случае наблюдается одинаковая картина – чувство любви к партнеру. Дальнейшие ответы во многом, обусловлены гендерной ролью в обществе мужчины и женщины, и то, как история повлияла на это положение (см. таб. 2) [8, с. 110].

Таблица 2

Ключевые различия между феминными и маскулинными обществами (пример нескольких сфер общественной и личной жизни по Hofstede G. and Associates. Masculinity and Femininity. The Taboo Dimension of National Cultures)

Феминные

Маскулинные

Общая норма

Господствующие ценности в обществе – забота о других и стабильность
Важны люди и теплые отношения
Все должны быть скромными


И мужчинам и женщинам позволительно быть нежными и заботиться об отношениях
Симпатия к слабым
Мелкое и медленное красиво
Секс и насилие в СМИ запрещены
Господствующие ценности в обществе – материальный успех и прогресс
Важны деньги и вещи
Мужчины должны быть напористыми, честолюбивыми и крутыми
Женщины предполагаются нежными и заботящими об отношениях

Симпатия к сильным
Большое и быстрое красиво
Секс и насилие широко представлены в СМИ и на ТВ

В семье

И отцы и матери имеют дело как с фактами, так и с чувствами

Отцы имеют дело с фактами, а матери с чувствами

Как мальчики, так и девочки могут плакать, но не должны драться

Девочки плачут, мальчики – нет; мальчики должны драться, когда на них нападают, девочки - нет

Сексуальность

Спокойное отношение к сексуальности как бытовому явлению
Слабые запреты на открытое обсуждение сексуальных вопросов
Сексологические исследования фиксируют внимание на переживаниях и чувствах
Больше внебрачных сожительств
Меньшая зависимость жены от мужа
Меньше различий между сексом и любовью
Признание женской сексуальной активности и др.
Моралистическое отношение к сексуальности

Строгие запреты на открытое обсуждение сексуальных вопросов
Сексологические исследования фиксируют внимание на числах и частотах
Меньше внебрачных сожительств
Большая зависимость жены от мужа
Больше различий между сексом и любовью
Норма женской сексуальной пассивности и др.

Данное разделение дает возможность представить устойчивость и успешность брачно-семейных отношений с одной стороны, «готовностью к браку», с другой – «способностью к браку». Готовность к браку – это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества [7, с. 68].

А. Адлер полагал, что готовность к браку включает в себя «обучение, помогающее привнести чувство общности в отношения, основывающиеся на сексуальном инстинкте и сексуальной привлекательности» [1, с. 165]. Отношение к любви и браку, по мнению ученого, формируется с детства, и может носить как положительный, так и отрицательный характер. Все качества, проявляющиеся в детстве, становятся еще более явными и рельефными тогда, когда человек сталкивается с проблемой любви. Можно представить, как человек, страдающий от комплекса неполноценности, будет вести себя в сексуальных отношениях. Возможно, из-за этого его любовь будет выражаться в постоянном желании поддержки своим партнером. Часто идеал такого типа мужчины – это женщина с заботливым материнским характером (А. Адлер). Для гармонизации брака, необходимо эмоционально-положительное отношение с установкой на эгалитарные отношения и на взаимную любовь.

Что понимать под «готовностью к браку»? Это – система социально-психологических установок личности, определяющая в целом эмоционально-положительное отношение ее к семейному образу жизни, ценностям супружества. Особое значение в этой системе отводится нравственной и психологической подготовки. Нравственная подготовка к браку – это формирование личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание характера, способствующего сотрудничеству супругов, родителей и детей, ответственностью перед семьей. Психологическая подготовка к браку предполагает знание психологии личности, супружеских взаимоотношений, методов разрешения супружеских и семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения [6, с. 20].

Отечественный исследователь В.А. Сысенко в «готовности к браку» выделяет следующие компоненты: а) способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро; б) способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радость и горести, переживать неудачи, находить духовное единение; в) способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения; г) высокая этическая культура, предполагающая быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм [11, с. 39].

Психологическая характеристика выбора брачного партнера выявила многоаспектностью данного процесса. Каждый шаг к выбору спутника жизни имеет определенный «фильтр», наделенный жизненным опытом и личным предпочтением, а также теми моральными, этическими, политическими и др. нормами, характерными для того или иного общества.

Надо помнить о том, что счастье продлевает человеческую жизнь. А счастлив человек по-настоящему в семье, где любовь, взаимопонимание, принятие, эмпатия и др. открывают «второе дыхание» и «окрыляют» в процессе личностного развития, в том числе профессиональной и общественной деятельности.


Литература:
  1. Адлер, А. Наука жить: Пер. с англ. и нем. / А. Адлер. – К.: Port-Royal, 1997. – 288с.

  2. Андреева, Т.В. Психология современной семьи. Монография / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436с.

  3. Антонов, А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов. – Издательство МГУ: Издательство международного университета бизнеса и управления, 1996. – 304с.

  4. Вейнингер, О. Пол и характер / О. Вейнингер. – М.: ТЕРРА, 1992.- 480с.

  5. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот и спец. «Соц. работа» / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246с.

  6. Книга молодой семье: Сборник / Сост. В.В. Александрова. – Л.: Лениздат, 1989. – 254с.

  7. Коваль, Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптации: Учеб. пособие / Н.А. Коваль, Е.А. Калинина; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им Г.Р. Державина, 2007. – 351с.

  8. Кон, И. Мужчины в меняющемся мире / И. Кон. – М.: Время, 2009. – 496с.

  9. Обозова, А.Н., Штильбанс, В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений) / А.Н. Обозова. – Л.: Знание, 1984. – 32с.

  10. Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 637с.

  11. Сысенко, В.А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия / В.А. Сысенко. – М.: Финансы и статистика, 1981. – 199с.

  12. Черняк, Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. / Е.М. Черняк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 240с.

  13. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 640с.

Основные термины (генерируются автоматически): брачного партнера, выбора брачного партнера, характеристика выбора брачного, вопросу выбора брачного, Психологическая характеристика, консультирование клиентов брачного, клиентов брачного агентства, брачного выбора, Психологическая характеристика выбора, выбором брачного партнера, стадии выбора брачного, брачного выбора связаны, брачного партнера молодыми, предбрачного знакомства, длительность предбрачного знакомства, теории выбора брачного, теорией брачного выбора, выбора брачного партнёра, межличностных отношений, брачных отношений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос