Автор: Петрушова Екатерина Александровна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.11.2015

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Петрушова Е. А. Психологическое консультирование клиентов брачного агентства по вопросу выбора брачного партнера: контуры проблемы // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 723-725.

 

Выбор брачного партнера — это самый первый и наиболее важный этап в брачно-семейных отношениях, от которого зачастую зависит вся будущая жизнь человека. К сожалению, в вопросе выбора партнера для брака у людей достаточно часто возникают различные трудности. Психологическое консультирование на этапе выбора брачного партнера крайне необходимо, оно призвано помочь человеку справиться с трудностями этапа выбора брачного партнера и способствовать осознанному брачному выбору, который в дальнейшем станет залогом стабильности в брачно-семейных отношениях.

Ключевые слова: выбор, брачный партнер, брачное агентство, семья, психологическое консультирование.

 

Известно, что наличие семьи дает человеку возможность удовлетворения базовых потребностей, таких как потребности в пище, комфортном сне, безопасности и защите, принадлежности, эмоциональной привязанности, самоуважении, потребности быть любимым и любить. Отношения с близкими людьми являются важным ресурсом для подтверждения собственной значимости, полезности, ценности. Получение от партнера обратной связи способствует укреплению самооценки через признание важности роли, которую человек играет в этих отношениях.

Сегодня в мире наблюдается кризисное состояние института семьи. Свидетельством этому служат рост количества нетрадиционных альтернативных форм брачно-семейных отношений, отражающий нестабильность семьи, увеличение числа детей, рожденных вне брака, упрощение и ослабление внутрисемейных связей, ориентация на малодетность, рост числа гражданских, незарегистрированных браков. В России также отмечаются подобные перемены. По данным Росстата, значительно повысился возраст вступления в брак: из группы от 18 до 24 лет произошло перемещение в пользу группы от 25 до 34 лет и старше как у мужчин, так и у женщин [8]. Соответственно повышается и возраст для рождения первого ребенка. Все это отрицательно влияет на рождаемость и демографию в целом.

Тем не менее, в нашей стране сохраняется ориентация населения на традиционный брак. Согласно данным Росстата, количество вступающих в брак остается в последние десять лет на стабильном уровне — 8,3–8,8 на тысячу человек [9]. Такая же тенденция наблюдается и в Архангельской области, о чем свидетельствуют данные Федеральной службы статистики по Архангельской области — 8,0–8,9 на тысячу человек [7].

 В сентябре-октябре 2009 г. Росстатом проведено выборочное обследование «Семья и рождаемость». Опрос проводился в 30 субъектах Российской Федерации, представляющих все федеральные округа. Всего было опрошено 1999 человек, в т. ч. 1118 женщин и 881 мужчина. В ходе обследования опрашивались женщины в возрасте до 45 лет, у мужчин ограничений по возрасту не было. Среди всех опрошенных респондентов городские жители составили 71,4 %, сельские — 28,6 %.Согласно обследованию, 85 % респондентов состоят в зарегистрированном браке. По поводу необходимости регистрации первого брака мужчины и женщины единогласны. Чуть больше 60 % респондентов считают регистрацию первого брака обязательной, примерно треть — желательной. Желание создать семью и вступить в официальный брак желательно при повторном браке и преобладает при первом браке [8].

Семья остается той первичной социальной основой, которая формирует нравственный и психический склад личности, передаёт молодым поколениям семейные и родовые ценности, определяет стабильность государства. Семья продолжает рассматриваться как источник поддержки в профессиональном и личностном развитии человека, что является мощным средством его развития и эмоционального благополучия. Поэтому поиск и выбор брачного партнера для создания семьи является актуальным для большинства людей в современном российском обществе.

Выбор брачного партнера — это самый первый и наиболее важный этап в брачно-семейных отношениях, от которого зачастую зависит вся будущая жизнь человека. К сожалению, в вопросе выбора партнера для брака у людей достаточно часто возникают различные трудности: кто-то не может совершить выбор при наличии альтернативных вариантов, а кому-то не из кого выбирать. У людей, находящихся в поиске спутника жизни, трудности в выборе брачного партнера могут возникать как по объективным, так и по субъективным причинам. Опыт автора в практической деятельности брачного агентства показывает, что к объективным причинам можно отнести условия проживания, например отдаленность, высокую занятость в результате построении карьеры или научной деятельности, условия трудовой деятельности, например частые длительные командировки и однополый коллектив, тяжелую болезнь, инвалидность. К субъективным причинам относятся личностные особенности человека, родительские установки, жизненный опыт, социально-культурная среда. Субъективные причины являются источником формирования у человека иррациональных эмоционально-когнитивных установок (убеждений, верований), и приводят в таким психологическим трудностям, как несформированные критерии или напротив категоричные и (или) завышенные требования к критериям брачного выбора, неадекватная мотивации брачного выбора, низкая психологическая готовность к семейной жизни.

Некоторым людям не удается самостоятельно преодолеть эти трудности, найти и выбрать партнера для создания семьи, и они обращаются за помощью в брачные агентства. Брачное агентство — это организация, которая предлагает услугу по поиску кандидатов противоположного пола, имеющих цель создания семьи, и организовывает с ними знакомство. В нашей стране брачные агентства существуют практически в каждом городе, свидетельством этому служит большое количество интернет-сайтов брачных агентств. Во многих брачных агентствах работают профессиональные психологи, которые предлагают своим клиентам индивидуальный подход и подбор кандидатов с учетом психологической совместимости. Но для того, чтобы сложилась пара, психологу брачного агентства необходимо не только учитывать ожидания клиента, но и понимать, в чем именно заключаются особенности обратившегося человека, какие трудности возникли у клиента на этапе выбора брачного партнера, а так же знать, какие методы целесообразно использовать для оказания психологической помощи по преодолению субъективных трудностей. То есть, психологам в брачных агентствах необходимо иметь диагностический инструментарий для изучения особенностей клиентов и их трудностей, препятствующих брачному выбору, а так же программу психологического консультирования для оказания помощи своим клиентам, испытывающим субъективные трудности. Психологическое консультирование на этапе выбора брачного партнера крайне необходимо, оно призвано помочь человеку справиться с трудностями этапа выбора брачного партнера и способствовать осознанному брачному выбору, который в дальнейшем станет залогом стабильности брачно-семейных отношений.

К сожалению, в отечественной психологии специфика добрачного и предбрачного периодов крайне редко являлась предметом теоретического и практического исследований. В современной психологической практике можно выделить противоречия между разнообразием подходов к семейному консультированию и не достаточной представленностью целостного, системного изложения специфики психологического консультирования людей, находящихся в поиске спутника жизни, по вопросу выбора брачного партнера. И. Малкиной-Пых разработаны рекомендации по индивидуальному добрачному и предбрачному психологическому консультированию, но без учета типологии трудностей, возникающих на этапе выбора брачного партнера [4]. Н. И. Олифирович разработан социально-психологический тренинг «Формирование готовности молодежи к семейной жизни» [5], а Н. Волковой — методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» [3].

Отдельные аспекты проблемы выбора брачного партнера освещались в работах М. А. Абалакиной в теоретической модели соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений [1]. Б. Ю. Шапиро раскрывает специфику предбрачного общения молодых людей и его значение для будущего супружества [10], З. И. Айгумова и В. Р. Айгунов — особенности мотивации выбора брачного партнера, но только у молодежи, и в контексте сравнительного анализа русской и дагестанской культур [2]. Ю. Е. Алешина, В. А. Сысенко, В. И. Штильбанс анализируют проблемы устойчивости брака и психологию супружеских отношений, Л. П. Панкова освещает вопрос этики и психологии семейной жизни [6].

Как можно убедиться, в отечественной психологической литературе и в психологической практике в основном рассмотрена специфика добрачных отношений пары с момента знакомства, освещены вопросы по подготовке молодежи к семейной жизни либо вопросы устойчивости брака и психологии семейных отношений, и практически не рассмотрен этап выбора брачного партнера. Но ни в одной из работ клиент брачного агентства не был изучен, нет знаний, как такому клиенту оказывать психологическую помощь. Не исследована типология трудностей, которые возникают у людей, находящихся в поиске спутника жизни; нет разработанных программ диагностики и консультирования на тему выбора брачного партнера. Есть огромная потребность в подобных теоретических знаниях со стороны практиков, но, к сожалению, пока нет отзыва от научного сообщества. Возможно, у практиков, в частности психологов в брачных агентствах, есть методики психологического консультирования на тему трудностей выбора брачного партнера, но они нигде не освещены и научно не обоснованы.

В связи с этим, возникает ряд вопросов, которые необходимо осветить как теоретикам, так и практикам: что представляет из себя клиент брачного агентства? какие трудности испытывают он на этапе выбора брачного партнера? Какие технологии могут быть предложены для диагностики этих трудностей? Какие методы и методики целесообразно использовать для оказания психологической помощи по преодолению трудностей этапа выбора брачного партнера? Ответы на эти вопросы помогут брачным агентствам в оказании психологической помощи своим клиентам, что в глобальном смысле будет способствовать повышению брачности и улучшению демографической ситуации в нашей стране.

 

Литература:

 

  1.                Абалакина М. А. Изучение межличностного восприятия в добрачной паре Автореферат к диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических, М., 1987. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/mezhlichnostnoe-vospriyatie-i-dinamika-predbrachnykh-otnoshenii
  2.                Айгумова З. И. и Айгунов В. Р. Мотивация выбора супруга Монография — М.: Прометей МПГУ, 2010. — 216 с.
  3.                Волкова А. Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. — 1985. — N5. — С. 110–116
  4.                Малкина-Пых И. Г. Семейная терапия. — М.: Эксмо, 2005–84 с.
  5.                Олифирович Н. И., Велента Т. Ф., Зинкевич-Куземкина Т. А. Терапия семейных систем — СПб.: Речь, 2012. — 570 с.
  6.                Панкова Л. М. У порога семейной жизни. — М: Просвещение, 1991. — 144 с.
  7.                Федеральная служба государственной статистики Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области — Режим доступа: http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/statistics/population/
  8.                Федеральная служба государственной статистики — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm
  9.                Федеральная служба государственной статистики — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
  10.            Шапиро Б. Ю. От знакомства — к браку. — М: Просвещение, 1989. — 166 с.
Основные термины (генерируются автоматически): выбора брачного партнера, этапе выбора брачного, брачного агентства, этапа выбора брачного, вопросу выбора брачного, Выбор брачного партнера —, в вопросе выбора партнера, брачного выбора, клиент брачного агентства, и выбор брачного партнера, в выборе брачного партнера, характеристика выбора брачного, трудностей выбора брачного, мотивации брачного выбора, к критериям брачного выбора, этап выбора брачного, проблемы выбора брачного, мотивации выбора брачного, тему выбора брачного, клиентов брачного агентства.

Ключевые слова

выбор, семья, психологическое консультирование, брачный партнер, брачное агентство

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос