Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 28.09.2017

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности / Л. Э. Кузнецова, И. С. Юшина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 49-54. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12981/ (дата обращения: 28.04.2024).



В настоящее время под влиянием множества изменений в духовной, социально-экономической сфере жизни происходит ломка привычных ценностей, деформация некоторых половых ролей. Формирование определенной гендерной направленности личности происходит под воздействием необходимости ее социально-психологической адаптации к изменяющейся социальной среде, и, в свою очередь, приводит к созданию новой системы ценностных ориентаций. Особенно активно процесс изменения системы ценностей и жизненных установок происходит в молодежной среде, что с одной стороны помогает им успешно адаптироваться к новым требованиям общества, а с другой стороны создает новую социальную группу людей, новое личностное мировоззрение и отношение к миру.

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи ценностных ориентаций студентов разной профессиональной направленности с гендерным типом их личности.

Исследование проводилось базе психологического центра «Феникс» г. Шахты Ростовской области. В исследование приняли участие 48 студентов, обучающихся в высших учебных заведениях в г. Шахты, средний возраст 20 лет.

С целью изучения гендерной направленности личности использовалась методика на изучение психологического пола Сандры Беем. Для изучения ценностных ориентаций использовалась методика изучения ценностных ориентаций Рокича, тест смысло-жизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, тест интерперсональной диагностики Лири.

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы.

У студентов направления подготовки «Психология» доминирует фемининный гендерный тип личности. Преобладает тенденция выраженности фемининного типа у девушек и андрогинного типа у юношей. Можно предположить, что под влиянием женской направленности будущей профессии в процессе учебы у девушек происходит закрепление типично женских качеств, а у юношей же происходит переход от типично мужских качеств к женским, что влияет на формирование андрогинности. Формируется способность к сочувствию, сопереживанию, альтруизм, что свойственно типично женскому образцу поведения. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Доминирующий гендерный тип личности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психология»

У студентов направления подготовки «Юриспруденция» доминирует маскулинный гендерный тип личности. Преобладает тенденция выраженности маскулинного типа как у юношей, так и у девушек. Можно предположить, что под влиянием мужской направленности будущей профессии, в процессе обучения у юношей происходит закрепление типично мужских качеств, у девушек переход от типично женских качеств к мужским, что в результате формирует андрогинность. Характерно формирование таких качеств как выносливость, напористость, самостоятельность, целеустремленность, что свойственно типично мужскому образцу поведения. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Доминирующий гендерный тип личности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»

У студентов направления подготовки «Экономика» доминирует андрогинный гендерный тип личности. Преобладает тенденция выраженности андрогинного и фемининного типа у девушек и андрогинного и маскулинного типа у юношей. Можно предположить, что данная профессия оказывает нейтральное воздействие на формирование гендерной направленности личности. Поэтому у девушек формируются присущие им фемининные черты, а у мужчин маскулинные, а также под влиянием социального окружения андрогинные черты. Результаты исследования представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Доминирующий гендерный тип личности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика»

Можно говорить об особенностях проявления в межличностном общении гендерного типа личности студентов с различной профессиональной направленностью.

У студентов направления подготовки «Психология» с доминированием фемининного гендерного типа личности выявлен сотрудничающий-конвенциальный стиль межличностного общения. Фактор дружелюбия значительно преобладает над фактором доминирования. В общении преобладает добросердечие, доверчивость, отзывчивость, уступчивостью. Умеренно выражена уверенность в себе и стремление к доминированию.

У студентов направления подготовки «Юриспруденция» с доминированием маскулинного гендерного типа личности выявлен независимый-доминирующий стиль межличностного общения. Фактор доминирования значительно преобладает над фактором дружелюбия. Выражено стремление к лидерству, уверенность в себе, требовательность и скептицизм.

У студентов направления подготовки «Экономика» с доминированием андрогинного гендерного типа личности выявлен ответственно — великодушный стиль межличностного общения. Фактор дружелюбия несколько преобладает над фактором доминирования, выраженность которого умеренная. Проявляют отзывчивость, добросердечие, умеренную скептичность, достаточную уверенность в себе.

Итак, у студентов с разной профессиональной направленностью доминирует определенный гендерный тип личности, проявляющийся в индивидуально-стилевых особенностях межличностного общения.

Для студентов с различной профессиональной направленностью характерны как различия, так и сходства в системе ценностных ориентаций.

Наиболее отличны от других ценностные ориентации студентов направления подготовки «Юриспруденция» с доминированием маскулинного гендерного типа личности. Среди терминальных ценностей (ценности-цели) они подчеркивают важность уверенности в себе; познания, расширения своего образования; наличия хороших и верных друзей; материально-обеспеченной жизни и интересной работы; среди инструментальных ценностей (ценности-средства) подчеркивают важность твердой воли; эффективности в делах; рационализма; независимости; жизнерадостности и образованности.

Ценности студентов направления подготовки «Психология» и «Экономика» с доминированием андрогинного и фемининного гендерного типа личности в целом сходятся. Для них важны среди терминальных ценностей: здоровье, любовь, жизненная мудрость, материально-обеспеченная жизнь, семейная жизнь; среди инструментальных ценностей: жизнерадостность, честность, чуткость, ответственность, независимость. Отличаются ценности в том, что для студентов направления подготовки «Психология» ценны творчество, друзья, воспитанность, образованность, терпимость, а для студентов направления подготовки «Экономика» ценны интересная работа, самоконтроль, исполнительность, рационализм.

Уровень реализованности ценностей больше у студентов направления подготовки «Юриспруденция» с доминированием маскулинного гендерного типа личности.

Студенты направлений подготовки «Психология» и «Экономика» четко видят свои цели и уже исходя из них начинают формировать ценности-средства. Студенты направления подготовки «Юриспруденция» больше ориентированы на поиск ресурсов и у них реализованность ценностей-средств больше, чем ценностей-целей.

Для студентов с различной профессиональной направленностью и гендерным типом личности характерны различия в смысло-жизненных ориентациях. Наиболее высокий уровень осмысленности жизни, осознанности целей в жизни наблюдается у студентов направления подготовки «Юриспруденция». Они удовлетворены жизнью и самореализацией, склонны к интернальности, убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Умеренный уровень осмысленности жизни, осознанности целей в жизни наблюдается у студентов направления подготовки «Экономика». Они удовлетворены самореализацией, склонны к экстернальности, зависимости от внешних обстоятельств, проявляют умеренную готовность бороться за свою жизнь. Сниженный уровень осмысленности жизни, осознанности целей в жизни, удовлетворенности жизнью выявлен у студентов направления подготовки «Психология». Удовлетворенность самореализацией умеренная. Преобладает экстернальный локус контроля. Не хватает уверенности в себе, в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Корреляционная зависимость показала, что существует взаимосвязь гендерного типа личности студентов определенной профессиональной направленности с их ценностными ориентациями.

Для студентов направления подготовки «Психология» с доминированием фемининного гендерного типа личности особое значение имеют такие ценности как любовь, верные друзья, творчество, здоровье, жизненная мудрость, честность, терпимость. Выявлена отрицательная корреляционная зависимость между осмысленностью жизни, осознанностью целей в жизни, интернальностью и фемининным типом личности.

Для студентов направления подготовки «Юриспруденция» с доминированием маскулинного гендерного типа личности особое значение имеют такие ценности как уверенность в себе, активная жизнь, развлечения, твердая воля, эффективность в делах, рационализм, смелость, независимость. Выявлена положительная корреляционная зависимость между осмысленностью жизни, осознанностью целей в жизни, интернальностью и маскулинным типом личности.

Для студентов направления подготовки «Экономика» с доминированием андрогинного гендерного типа личности особое значение имеют такие ценности как продуктивная жизнь, здоровье, интересная работа, исполнительность, рационализм, ответственность, честность. Корреляционная зависимость между осмысленностью жизни, осознанностью целей в жизни, локусом контроля и андрогинным типом личности не выявлена.

По результатам исследования со студентами были проведены индивидуальные психологические консультации, выданы практические рекомендации.

Результаты исследования, отобранный психодиагностический материал, практические рекомендации могут быть использованы психологами в работе с молодежью с целью обеспечения успешного профессионального самоопределения юношей и девушек в соответствии с выявленным гендерным типом личности и ценностными ориентациями.

Основные термины (генерируются автоматически): студент направления подготовки, гендерный тип личности, осознанность целей, межличностное общение, доминирование, жизнь, доминирующий гендерный тип, интересная работа, особое значение, профессиональная направленность.

Похожие статьи

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор...

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности. Профессиональная направленность: сущность и структура.

Особенности гендерных различий | Статья в журнале...

Гендерная психология — новое направление, заявляющее о себе как о самостоятельной области психологической науки.

Для определения гендерных различий и выявления выраженности типов личности (феминный, маскулинный, андрогинный) был использован...

Современные исследования влияния гендерных различий на...

Особую значимость для коммуникативной личности имеет и харизма.

В связи с вышесказанным мы задались целью — выявить особенности гендерных различий в

Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2015.

Гендерный аспект в вопросе склонности к манипулированию

Феменинный тип отношений раскрывается через выраженность в отношениях подчинения, эмоциональной

Предметом данного исследования стали гендерные различия склонности к

Куницина В.Н., Казаринова В.Н., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник нового века.

Гендерный подход к формированию мотивации обучения...

В компьютерной среде студенты указанного гендерного типа выбирали программы коммуникативной направленности (ролевые игры, инсценировки, коммуникативные задания).

Влияние гендерных различий на формирование жизненных...

35) В молодежной студенческой среде доминирует андрогинный тип личности 72,3 %; 18,5 % респондентов, вошедших в выборочную совокупность

Особенности межличностных отношений в студенческой группе. Образ будущей семейной жизни в представлениях молодых...

Гендерные представления юношей и девушек | Статья в сборнике...

Цель исследования: изучение гендерных представлений юношей и девушек.

Выборка: 50 студентов в возрасте от 19 до 22 лет.

можно находиться в безопасности, которая является базовой потребностью личности с самого рождения.

Профессиональная направленность: сущность и структура

В психологии выделяют несколько типов классификации потребностей, градуированных по различным признакам.

Личностные акцентуации современного студента. [1, с. 97–108] По мнению Б. Г. Ананьева, направленность личности объединяет доминирующие ценностные...

Похожие статьи

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор...

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности. Профессиональная направленность: сущность и структура.

Особенности гендерных различий | Статья в журнале...

Гендерная психология — новое направление, заявляющее о себе как о самостоятельной области психологической науки.

Для определения гендерных различий и выявления выраженности типов личности (феминный, маскулинный, андрогинный) был использован...

Современные исследования влияния гендерных различий на...

Особую значимость для коммуникативной личности имеет и харизма.

В связи с вышесказанным мы задались целью — выявить особенности гендерных различий в

Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2015.

Гендерный аспект в вопросе склонности к манипулированию

Феменинный тип отношений раскрывается через выраженность в отношениях подчинения, эмоциональной

Предметом данного исследования стали гендерные различия склонности к

Куницина В.Н., Казаринова В.Н., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник нового века.

Гендерный подход к формированию мотивации обучения...

В компьютерной среде студенты указанного гендерного типа выбирали программы коммуникативной направленности (ролевые игры, инсценировки, коммуникативные задания).

Влияние гендерных различий на формирование жизненных...

35) В молодежной студенческой среде доминирует андрогинный тип личности 72,3 %; 18,5 % респондентов, вошедших в выборочную совокупность

Особенности межличностных отношений в студенческой группе. Образ будущей семейной жизни в представлениях молодых...

Гендерные представления юношей и девушек | Статья в сборнике...

Цель исследования: изучение гендерных представлений юношей и девушек.

Выборка: 50 студентов в возрасте от 19 до 22 лет.

можно находиться в безопасности, которая является базовой потребностью личности с самого рождения.

Профессиональная направленность: сущность и структура

В психологии выделяют несколько типов классификации потребностей, градуированных по различным признакам.

Личностные акцентуации современного студента. [1, с. 97–108] По мнению Б. Г. Ананьева, направленность личности объединяет доминирующие ценностные...