Социально-психологическая безопасность личности: влияние внешних и внутренних факторов
Автор: Уваров Владислав Игоревич
Рубрика: 3. Общая психология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2017)
Дата публикации: 17.09.2017
Статья просмотрена: 10211 раз
Библиографическое описание:
Уваров, В. И. Социально-психологическая безопасность личности: влияние внешних и внутренних факторов / В. И. Уваров. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 19-25. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12925/ (дата обращения: 22.12.2024).
Безопасность можно назвать одной из основных потребностей человека. Так как для самого себя и развития соответствующих способностей, человеку достаточно находится в безопасной и стабильной обстановке. Безопасность является самым важным условием для развития личности.
Ключевые слова: психологическая безопасность, психологическое благополучие, психологическая безопасность личности
В настоящее время отечественные и зарубежные исследования достаточно широко исследуют проблему психологической безопасности человека.
Профессор Эми Эдмондсон говорит о том, что для наиболее продуктивной работы людям нужна психологическая безопасность, возможность делать ошибки и проявлять любопытство [5].
А.Янг определяет психологическую безопасность личности как оценку, включающую аффективные и когнитивные компоненты удовлетворенности жизнью, которая зависит от положительных эмоций (любви, радости, удовлетворенности) [9].
По мнению Г. В. Грачева, психологическая безопасность — это такое состояние при котором психика человека защищена от воздействия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентированной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе [3, с.33].
По мнению Т. С. Кабаченко, психологическую безопасность можно рассматривать как самостоятельное измерение в общей системе безопасности, представляет собой состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующее нарушению психологических предпосылок целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и развития» [4, с. 8].
И. А. Баева дает следующее определение психологической безопасности: «психологическая безопасность — это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия [2].
В. Д. Анасов подчёркивает, что для обеспечения психологической безопасности личности необходимы три фактора: человеческий фактор, фактор среды, фактор защищенности [1, с.7].
Таким образом, понятие психологической безопасности является многозначным и может быть реализовано через совместную деятельность людей, их взаимоотношения и адаптацию человека к жизненной среде.
Некоторые ученые занимаются изучением факторов риска развития психической напряженности человека, таких как регулярные конфликты в семье, жестокое обращение, или такие факторы, как низкий социально-экономический статус, хронические заболевания, что усугубляет повышение угроз психологической безопасности.
Другие исследователи занимаются вопросом о том, как обстоятельства и события жизни здоровых взрослых людей без заметных психологических и физиологических нарушений могут влиять на психологическое благополучие и психологическую безопасность личности. Способность справиться без последствий в стрессовых и угрожающих жизни обстоятельствах называется психологическая устойчивость.
На психологическую безопасность личности могут оказывать влияние различные факторы внешней и внутренней среды человека (рис.1).
Развитие личности человека в настоящее время рассматривается как результат взаимодействия различных факторов, а именно биологических, социальных и психических факторов.
Уже давно известно, что социально-экономические условия влияют на качество жизни и, следовательно, психологического благополучия.
Высокая детская смертность и другие последствия бедности хорошо известны. Бедность также представляет один из основных факторов риска, связанных со здоровьем.
Последствия бедности представляют собой симптоматическое ухудшение психосоциального благополучия, рост физических недомоганий и серьезных болезней, снижение самооценки, ощущение беспомощности, низкую ориентацию на будущее, плохие жилищные условия.
Психосоциальное влияние состоит из влияния общества, семьи и сверстников. Одна только принадлежность к низшим социальным слоям приводит к снижению коэффициента использования потенциальных интеллектуальных возможностей.
Экономическая безопасность |
Физиологическая безопасность |
Информационная безопасность |
||
Деньги важный атрибут жизни современного человека и можно с уверенностью утверждать, что от денег в значительной степени зависит наше душевное состояние и хорошее настроение. Финансовое благополучие большинством оценивается как фактор успешности и оказывает значительное влияние на психологическое благополучие личности. |
Здоровье — это состояние наибольшего физического, психологического и социального благополучия. Болезнь часто вызывает функциональные ограничения, которые снижают возможности для удовлетворенности жизни. |
Информация приобретает для личности характер второй, субъективной реальности. Информация способна вводить людей в заблуждение, в мир иллюзий, а также адекватно воспринимать окружающее и самого себя, что негативно влияет на психологическую безопасность личности. |
||
|
|
|||
Социальная безопасность |
Психологическая безопасность |
Религия |
||
Низкий уровень социальной безопасности оказывает негативное влияние за счет отсутствия на фоне недоверия сплоченности, контактов, желания сотрудничать, работать на благо страны, осуждение или ожидание осуждения, повышенная эмоциональная напряженность, низкая мобильность в разных социальных группах, формирование обобщенных микросоциумов и пр. |
В научной литературе, посвященной этой теме, сообщается как о положительных, так и отрицательных эффектах. С помощью религии личность может удовлетворить потребность в безопасности, снизить тревогу, устранить страхи, в том числе страх смерти и т. д. |
|||
|
|
|||
Политическая безопасность |
Образовательная среда |
|||
Отсутствие стабильности и веры в будущее, своё и детей, почти поголовная нищета, неверие в собственные силы и формирования комплекса неудачника, всплеск болезней не только у пожилых людей, но и у трудоспособного населения отказывают негативное влияние на психологическую безопасность личности. |
Желание совершенствоваться, обучаться, принимать новое является мощным стимулом к психологическому благополучию. И, наоборот, скука, депрессия, недостаток веры в свои силы, знания и умения может снижать интерес к жизни и уровень психологической безопасности. Специалисты отмечают, что дети лучше всего учатся, когда они психологически благополучны. |
Рис. 1. Внешние факторы и угрозы психологической безопасности личности (составлено автором)
Психологическое благополучие зависит от того, что мы думаем о себе, как преодолеваем стрессы, усваиваем информацию и принимаем решения.
Люди ищут гармонии, счастья и благополучия в жизни. Поэтому эксперты выделяют также внутренние факторы (черты личности), которые приводят к повышению уровня психологической безопасности.
В 2016 году в Германии было проведено исследование, направленное на изучение качеств личности, определяющих психологическое благополучие. Исследователи изучили 706 участников мужского и женского пола со средним возрастом 36 лет. Затем они проанализировали связь между несколькими аспектами благополучия и множества факторов и особенностей личности. Результаты исследования немецких ученых позволили составить модель, которая является частью психологии личности и включает пять основных измерений личности: открытость, совестливость (перфекционизм), экстраверсия (общительность), совместимость (эмпатия) и невротизм (душевная ранимость) [6].
В таблице 1 защитные факторы и факторы стресса приведены в фундаментальных исследованиях Эмми Вернер [10] и Мишель Раттер [8] описано, а теперь через многие дальнейшие исследования были подтверждены.
Таблица 1
Защитные факторы икоэффициенты нагрузки при определении уровня психологической безопасности
Защитные факторы |
Коэффициенты нагрузки |
Поддержание хороших дружественных отношений с окружающими Хорошие отношения с родителями и родственниками Мало конфликтный коллектив, постоянное обучение и развитие на работе Интеллект выше среднего Активность, коммуникабельность, открытость в общении в различных социальных группах Безопасное поведение в повседневной жизни Позитивный школьный опыт |
Низкий социально-экономический статус Плохие жилищные условия Стрессы в семье, в кругу друзей Часто меняющиеся отношения Унижения, притеснения Недостаточная социальная поддержка Отсутствие интереса к работе, необходимость заниматься трудовой деятельностью вопреки желаниям Хронические болезни |
На основании приведенных выше факторов, очевидно, что самобытность и самоценность, а также взаимодействие защитных и негативно влияющих факторов окружающей среды и жизненных событий происходит формирование психологической безопасности личности.
Взаимодействие генетических, личных факторов и факторов социальной среды самая настраиваемая модель человеческого развития [7, с.411]. Зная степень влияния внешних и внутренних факторов (семья, школа, социальное окружение, образование, социальные институты и т. д.) может оказывать на повышение или снижение личной психологической устойчивости, что в свою очередь, может привести к снижению психических и физических заболеваний
Литература:
- Анасов, В. Д. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности / В. Д. Анасов, В. Е. Лепский // Проблемы информационно-психологической безопасности. — М.: Институт психологии РАН, 1996. — С. 7–11.
- Баев, Н. Н. Психологические ресурсы защищённости студентов как показатель психологической безопасности личности [Электронный ресурс] / Н. Н. Баев, И. А. Баева // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2013. — № 1.
- Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998–125 с.
- Кабаченко Т. С. Психология управления: Уч. пособие.- М., 2000
- Эдмондсон Э.Взаимодействие в команде: как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний. М.Эксмо. 2016
- Forschung: Fünf wichtige Persönlichkeitsmerkmale bestimmend für das psychische Wohlbefinden // http://www.heilpraxisnet.de/naturheilpraxis/forschung-fuenf-wichtige-persoenlichkeitsmerkmale-bestimmend-fuer-das-psychische-wohlbefinden-20170201218425
- Egle & T, Hardt J., Nickel R., Kappis Б., Гофман O. S., Long-term effects of adverse childhood experiences — actual evidence and needs for research, Z Pschosom Med psych Other (2002); 48: 411–434
- Rutter M., Dunn J., р. пломин, Simonoff е., рассолов А., Maughan B. et al., Integrating nature and nurture: тип of person-environment correlations and interactions for developmental психопатологии, Dev психолого pathol (1997); 9: 335–364
- Yang, A. The impact of adult attachment and parental rearing on subjective wellbeing in Chinese late adolescents / A. Yang [et al.] // Social Behavior and Personality [serial online]. — 2008
- Werner E. E., The children of Kauai: resiliency and recovery in adolescence and adulthood, J Подростков, Health (1992); 13: 262–268.
Ключевые слова
психологическая безопасность, психологическое благополучие, психологическая безопасность личностиПохожие статьи
Жизнестойкость как условие психологического комфорта педагога
В статье рассматриваются вопросы формирования жизнестойкости как компонента для сохранения психологического здоровья педагогов, создания комфортных условий для реализации себя в профессии.
Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа
В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...
Взаимосвязь характеристик личностного потенциала и успешности профессиональной деятельности среди молодых специалистов
В рамках изучения развития личности и деятельности человека, недостаточно освещенной остается проблема развития личностного потенциала и ее взаимосвязи с успешностью жизнедеятельности человека. И хотя на тему деятельности в психологии имеется множест...
Эмоциональная устойчивость личности как фактор успешности в профессии
В статье рассматривается понятие эмоциональной устойчивости как фактора успешности в профессии. Также рассматриваются пути повышения эмоциональной устойчивости.
Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников
В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды.
Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности
В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...
Изучение процесса формирования личности человека
Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды
В статье анализируются понятия «психологическое здоровье», «психологическая безопасность образовательной среды», представлено теоретическое обоснование их связи. Делается вывод о том, что психологическое здоровье участников образовательного процесса ...
Влияние уровня стрессоустойчивости личности на уровень творческого потенциала обучающегося в вузе
В своей жизни почти каждый студент испытывал стресс во время учебного года, а особенно, стресс возникает в период сдачи экзаменов. В связи с возникновением актуальности проблемы стресса возникает и актуальность изучения темы влияния творческого потен...
Значение физической подготовки в воспитании студентов
В данной статье исследуется одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, — это укрепление здоровья и улучшение физической подготовки студентов, поскольку стремительное развитие науки, технический прогресс и появление огромног...
Похожие статьи
Жизнестойкость как условие психологического комфорта педагога
В статье рассматриваются вопросы формирования жизнестойкости как компонента для сохранения психологического здоровья педагогов, создания комфортных условий для реализации себя в профессии.
Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа
В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...
Взаимосвязь характеристик личностного потенциала и успешности профессиональной деятельности среди молодых специалистов
В рамках изучения развития личности и деятельности человека, недостаточно освещенной остается проблема развития личностного потенциала и ее взаимосвязи с успешностью жизнедеятельности человека. И хотя на тему деятельности в психологии имеется множест...
Эмоциональная устойчивость личности как фактор успешности в профессии
В статье рассматривается понятие эмоциональной устойчивости как фактора успешности в профессии. Также рассматриваются пути повышения эмоциональной устойчивости.
Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников
В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды.
Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности
В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...
Изучение процесса формирования личности человека
Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды
В статье анализируются понятия «психологическое здоровье», «психологическая безопасность образовательной среды», представлено теоретическое обоснование их связи. Делается вывод о том, что психологическое здоровье участников образовательного процесса ...
Влияние уровня стрессоустойчивости личности на уровень творческого потенциала обучающегося в вузе
В своей жизни почти каждый студент испытывал стресс во время учебного года, а особенно, стресс возникает в период сдачи экзаменов. В связи с возникновением актуальности проблемы стресса возникает и актуальность изучения темы влияния творческого потен...
Значение физической подготовки в воспитании студентов
В данной статье исследуется одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, — это укрепление здоровья и улучшение физической подготовки студентов, поскольку стремительное развитие науки, технический прогресс и появление огромног...