Здоровый образ жизни подразумевает такой образ жизни, который направлен на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Безопасное поведение также относится к принципам здорового образа жизни и подразумевает собой такие условия, в которых находится человек, когда действия внутренних и внешних факторов не влияет на его организм.
Загрязненный воздух городских улиц, агрессивная реклама сигарет и алкоголя, широкое распространение употребления психоактивных веществ, интенсивное и не всегда безопасное дорожно-транспортное движение, рискованное поведение, безответственное отношение к сексуальным связям и своему здоровью, интернет-аддикция — всё вышеперечисленное относится к вредным факторам окружающей среды, которые могут нанести огромный вред здоровью человека. Это всё вытекает из несоблюдения правил безопасного поведения.
Каждый человек обязан соблюдать правила личной безопасности для того, чтобы обезопасить себя от вредного влияния тех или иных факторов окружающей среды.
Ключевые слова: безопасное поведение, вредные привычки, личная безопасность, здоровы й образ жизни
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.
Постоянно возрастает техническое обеспечение жизнедеятельности человека. Жизнь в современном мире трудно представить без различных видов транспорта, без многих бытовых приборов, обеспечивающих его жизненные потребности. В то же время деятельность человека приводит к возрастанию проблем в области безопасности жизнедеятельности [1].
С увеличением количества технических средств, используемых в повседневной жизни, возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций из-за нарушения правил эксплуатации и различных неисправностей в их работе. Все это увеличивает фактор риска для жизни и здоровья человека [6].
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу люди испытывают за свою собственную жизнь и за жизнь близких им людей. Задача государства и образовательных организаций заключается в том, чтобы подготовить граждан к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями, уже в детских садах, школах, высших учебных заведениях, так как опасность, может их предостерегать на любом жизненном пути [6].
В настоящее время очевидным становится факт, что решение проблем снижения рисков различных кризисных явлений не должно ограничиваться нормативными правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями.
Эффективное управление безопасностью человека, общества, государства необходимо осуществлять через социальную сферу, через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения (законы, правила, традиции, науку, политику).
Анализ причин трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80 % случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор».
Обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение его уровня общей культуры в области безопасности являются одной из основных составляющих в индивидуальной системе здорового образа жизни [3].
Можно утверждать, что здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию в жизни [6].
Наше общество начинает осознавать, что полностью безопасной жизнедеятельность не бывает, а развитие человечества и технический прогресс требуют повышенной ответственности каждого человека за свои поступки и дела. Что следует понимать под общей культурой в области безопасности жизнедеятельности? Это:
— осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
— способность уметь с определенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту;
— способность правильно оценивать ход событий и, если есть возможность, избегать опасных ситуаций;
— способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации;
— знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.
— жизнедеятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья [3].
Существенным фактором является подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков.
Глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей.
Немалую роль в этом процессе играют индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Это темперамент, характер (черты характера), воля, эмоциональная сфера, способности человека и др. Часть из них генетически предопределены и слабо изменяются под влиянием социальной среды, например темперамент, тип высшей нервной деятельности, характеристики процессов восприятия, запоминания и т. п. Другие формируются социальной средой и зависят от степени достигнутого обществом, человеческой цивилизацией исторического развития, индивидуального и коллективного социального опыта. Это черты характера, воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость, физическое состояние человека, социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения [1].
Наиболее подвержены влиянию различных негативных факторов среды, риску столкновения с опасными ситуациями подростки.
Они и сами являются источником опасности, так как стремление приобрести новый для себя опыт, доказать свою взрослость проявляется в их неоправданно рискованных поступках. В то же время подростковый возраст является наиболее сенситивным для активного и сознательного усвоения норм и правил безопасного поведения.
Именно этот возрастной период является оптимальным и важным для формирования готовности к безопасному поведению в повседневной жизни [1].
Полученные результаты и их обсуждение
Метод исследования: Анкетирование, по специально заготовленному вопроснику, в котором участвовали люди в возрасте от 20 лет до 28 лет, количество мужчин оказалось меньше, чем количество женщин. В анкете затрагивались вопросы по безопасному поведению.
Рассмотрим основные из них:
На вопрос о том, как люди понимают словосочетание «личная безопасность» ответили следующим образом: 22 (73,3 %) опрошенных ответили, что все перечисленное верно, 4 (13,3 %) ответили, что «личная безопасность» это знания, умения и навыки человека, которые помогают ему предотвратить неблагоприятные последствия по отношению к своей жизни. 2(6,7 %) человека ответили, что «личная безопасность» — это защищенность жизненно важных интересов личности, и 2 (6,7 %) ответили, что «личная безопасность» — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека.
Нарушали ли вы когда-нибудь личную безопасность? 13 (43,3 %) опрошенных нарушали личную безопасность, 7 (23,3 %) не нарушали, остальные 10 (33,3 %) опрошенных затруднялись ответить.
Используете ли Вы средства защиты от ИППП при любом виде полового контакта ? 18 (60 %) опрошенных всегда используют средства защиты от ИППП при любом виде полового контакта. 4 (13, %) иногда используют, и 4 (13,3) совсем не используют. 3 (10 %) используют редко, и 1 (3,3 %) используют, средства контрацепции для защиты от ИППП при любом виде полового контакта.
Придерживаетесь ли Вы сами правил личной безопасности в повседневной жизни? 15 (50 %) опрошенных ответили, что часто соблюдают правила личной безопасности, 9 (30 %) ответили, что соблюдают иногда, 5 (16, %) всегда соблюдают правила безопасности, и 1 (3,3 %) соблюдают редко.
Проверяете ли Вы качество алкогольной продукции? 17 (56,7 %) опрошенных приобретают алкогольную продукцию в определенных магазинах, остальные 9 (30 %) не обращают внимания на марку производителя, и 4 (13,3 %) не употребляют алкогольную продукцию.
Используете ли Вы средства контрацепции? 11 (36,7 %) опрошенных всегда используют средства контрацепции, 10 (33,3 %) иногда используют средства контрацепции, 4 (13,3 %) не используют, 3 (10 %) редко используют, 2 (6,7) не всегда используют средства контрацепции. Данный рисунок показывает, что современная молодежь не ответственно относится к безопасному сексу.
Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотические вещества? 21 (75 %) опрошенных не пробовали наркотические вещества, и 7 (25 %) пробовали наркотические вещества.
Исходя из результатов анкеты, можно сделать вывод о том, что большинство опрашиваемых имеют представление о личной безопасности, многие из них нарушали ее, но, к счастью, это не привело к пагубным последствиям.
К употреблению алкоголя, наркотиков, к беспорядочным половым связям люди относятся с осторожностью и стараются не прибегать к вредным привычкам и вести здоровый образ жизни.
Выводы:
- Понятия «безопасность» и «личная безопасность» схожи между собой и отражают безопасность не только государства, но и каждого человека. Это такие условия в которых действие внешних и внутренних факторов не несут за собой негативные последствия, это своевременное выявление, предупреждение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам.
- Курение, употребление алкоголя, незащищенность от ИППП, употребление наркотиков — проблемы, которые занимают первые места среди современной молодежи. Люди не задумываются о том какие пагубные для организма последствия несут данные привычки.
Необходимо проводить профилактические мероприятия по вредным привычкам, уже начиная с раннего возраста, так как в этом возрасте люди больше подвержены воздействию социальной среды.
Литература:
- Махов, С. Ю. Безопасность личности / С. Ю. Махов. — М.: МАБИВ, 2017. — 178 c
- Каменская, Е. Н. Безопасность жизнедеятельности и управление рисками. Учебное пособие / Е. Н. Каменская. — М.: РИОР, Инфра-М, 2016. — 252 c
- Безопасность жизнедеятельности: Учебник/Под ред. проф. Э. А. Рустамовна. -- 10-е изд., перераб. и доп. -- М.: Дашков и К, 2016
- Ильин А. А. Большая энциклопедия выживания. — М.: Изд-во «Эксмо», 2016
- Кармазинов Ф., Русак О. Н. и др. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник. -- СПб.: Лань, 2014
- Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у подростков. — Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014–52 с.