Внутренняя картина мира родителей детей дошкольного возраста со сложностями в развитии
Автор: Евстигнеева Ольга Алексеевна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
V международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 04.06.2017
Статья просмотрена: 60 раз
Библиографическое описание:
Евстигнеева, О. А. Внутренняя картина мира родителей детей дошкольного возраста со сложностями в развитии / О. А. Евстигнеева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/12573/ (дата обращения: 16.01.2025).
Родители детей дошкольного возраста со сложностями в развитии, психологическая биография, внутренняя картина жизни.
В статье предъявляются итоги исследования типов жизненных ориентации родителей исходя из внутренней картины жизнедеятельности. Демонстрируется соотношение особенностей восприятия событий жизнедеятельности родителей, и результативности коррекционной работы с детьми.
Одним из важных условий успеха любой коррекционно-развивающей программы является позиция родителя по отношению к ребенку и его дефекту, от его жизненных принципов, моральных норм, уровня знаний, житейского опыта и так далее (Р. Ф. Майрамян, М. М. Семаго и др.). На основе анализа условий, определяющих результативность коррекционно-развивающей работы, мы можем отметить важную роль родителя, его отношения к ситуации, к дефектам в развитии своего ребенка, в том числе жизненная позиция родителей. Жизненная позиция включает такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, внутренняя картина жизнедеятельности, выбор стратегии и способы разрешения проблемных жизненных ситуаций, жизненные перспективы развитии. Выделенные компоненты соотносятся с понятием «жизненные ориентации» родителей создается понимание, что в процессе коррекционно-развивающего взаимодействия ребенка дошкольника со сложностями в развитии и его родителями, особое значение приобретает жизненная позиция родителей.
Мы, при рассмотрении роли жизненных ориентаций родителей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, будем апеллировать к понятию жизненных ориентаций сформулированному Е. Ю. Коржовой. Елена Юрьевна приходит в своих работах к выделению двух типов жизненных ориентаций — субъектной и объектной. Субъект-объектные ориентации характеризуют степень осознанности себя и смысловой регуляции в конкретных жизненных ситуациях. Они отражают потенциал субъектности в деятельности и поведении [1].
В связи с этим были изучены параметры восприятия жизнедеятельности и стратегии поведения в значимой ситуации жизненные ориентации 30 родителей детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий (15 детей в возрасте от 4 до 7 лет посещающих индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в агентстве социально-психологического консультирования города Красноярска). В исследовании принимали участие родители детей возраста 4–7 лет. Всего были собраны данные от 30 родителей и 15 детей. В исследовании приняло участие 30 родителей. То есть взрослые люди, входящие в структуру семьи ребенка. Как биологические родители, зачавшие и родившие ребёнка, так и приёмные родители, воспитывающие ребёнка, но не являющиеся его биологическими родителями. Возраст родителей варьировался от 25 до 48 лет, средний возраст составил 36,3 года.
На предварительном этапе исследования проходила оценка результативности коррекционно-развивающей работы 15 детей в возрасте от 4 до 7 лет, проходящих индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в агентстве социально-психологического консультирования г. Красноярска. По методу замещающего онтогенеза с детьми дошкольного возраста в соответствии с критериями, предложенными в программе «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович, Б. А. Архиповым [4]. Согласно критериям нейропсихологической диагностики, низкий уровень развития предполагает выполнение проб согласно возрастным критериям, в объеме не более 35 %. Средний уровень при выполнении 50 % проб согласно возрастным критериям развития. И при высоком уровне развития объем выполнения проб не менее 75 %. Оценка осуществлялась на основании сравнения результатов диагностики ребенка при первичном обращении и после проведения курса занятий. На основе сопоставления определялась результативность. Было выявлено, что низкий уровень развития остался у 13,33 % детей. Относительно данной группы детей итог коррекционно-развивающей работы будем рассматривать как не результативный. Средний уровень выполнения проб после проведения коррекционно-развивающей работы продемонстрирован у 46,67 %, высокий достигнут у 40 % детей. Следовательно, коррекционно-развивающую работу у данных детей будем рассматривать как результативную. Итого, у 13,33 % детей коррекционно-развивающие занятия были не результативны, но большая группа детей (86,67 %) получила результат от коррекционно-развивающих мероприятий.
С помощью методики «Психологическая автобиография» была исследована субъективная картина жизненного пути родителей. [3] Данная методика предлагалась родителям после довольно длительного общения с лицом, проводящим обследование, когда уже сформировалось положительное отношение к психодиагностической ситуации, и снизилась эмоциональная напряженность. Это позволило проявить испытуемым максимальную откровенность. Сначала предлагалось перечислить самые важные, с точки зрения испытуемого, события прошедшей и будущей жизни для получения сведений о переживаниях, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Количество событий не ограничивалось. Затем испытуемого просили, оценить радостные события от +1 до +5, а грустные от — 1 до — 5 по каждому событию и указать его примерную дату.
При изучении особенностей восприятия родителей значимых жизненных ситуаций, которое проводилось с помощью методики «Психологическая биография», были выявлены различия в воспроизведении жизненных образов группы родителей детей с наличием результата коррекционно-развивающей работы, и группы родителей детей с отсутствием результата от коррекционно-развивающих занятий. С помощью критерия U Манна-Уитни нами были обозначены различия значений продуктивности воспроизведенных жизненных ситуаций, количества радостных и грустных жизненных образов, количества прошлых и будущих биографических ситуаций.
Выявлена заметная разница во временной перспективе родителей. У доли родителей детей, которые не показали результативность от коррекционно-развивающих мероприятий, отмечаются короткие временные перспективы на будущее, в среднем предвосхищение радостных событий не более чем на 2–3 года вперед. В отличие от прогнозирующих радостные события жизни на 10–15 лет вперед родителей детей, у которых присутствует результат от занятий. Это говорит о неготовности, страхе, закрытости в принятии будущего опыта группы родителей, с отсутствием результата коррекционно-развивающей работы у детей. Протяженность негативных событий прошлого то же имеет расхождения в исследуемых группах родителей. Родители детей с присутствием результата от коррекционно-развивающей занятий, вспоминают грустные события в среднем с протяженностью в прошлое не позже 4–6 лет. Как правило, это события, связанные со смертью близких людей и обнаружением сложностей в развитии у ребенка. У другой группы родителей явно прослеживаются воспоминания, более протяженные в прошлое, в среднем до 10–12 лет. Здесь наиболее часто встречаются негативные события, не только связанные с потерей родных людей и обнаружением сложностей в развитии у ребенка, но и обозначены грустные события, связанные с взаимодействием с окружающими людьми. А также у всех родителей данной группы присутствуют травмирующие ситуации детства и юности связанные с их собственным отрицательным опытом детско-родительских отношений. Это говорит о своеобразной опоре данной доли родителей на прошедшие негативные события.
Анализ различия распределения событий разной эмоциональной окрашенности в прошлом и будущем также позволил выявить некоторые особенности восприятия жизненного пути исследуемых групп родителей UЭмп = 0, (p≤0.01). Было обнаружено, что у родителей детей, с отсутствием результата от коррекционно-развивающей работы, меньше, чем у родителей детей, у которых есть результат коррекционной работы, количество радостных событий (более чем в 2 раза). Особенно мало, данной группой родителей, воспроизводиться радостных ситуаций в будущем, события будущего у них в основном связаны со здоровьем их ребенка.
Содержательный анализ результатов, полученных при помощи методики «Психологическая автобиография», позволил выявить различия в особенности структурирования значимости событий жизненного пути, характерные для родителей детей, имеющих сложности в развитии. У родителей детей с отсутствием результативности занятий первое место по значимости занимают события, связанные с детьми, второе — с семьей, третье — события, связанные со здоровьем. В целом такая расстановка данных соответствует родительской роли. Скорее всего, это связано с тем, что сосредоточенность на «трудностях с ребенком» не оставляет этим родителям возможность перейти к собственной, самостоятельной жизни после обнаружения сложностей в развитии ребенка, и идет фиксация на том, что все силы отдаются для контроля, за жизнедеятельностью ребенка.
У родителей детей с наличием результативности коррекционной работы первое место по значимости занимают события, связанные с достижением благополучия, второе — личностная сфера, третье — события, связанные с работой. Что говорит о широте восприятия своего жизненного пути, отсутствии гипертрофированной болезненной фиксации на наличии сложностей в развитии у ребенка.
Литература:
- Коржова Е. Ю. Методика Психологическая автобиография в психодиагностике жизненных ситуаций. Киев: Межрегиональная академия управления персоналом, 1994. 109 с.
- Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб., 2006. 384 с.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие. М.: Генезис, 2007. 474 с.