Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 01.10.2014

Статья просмотрена: 895 раз

Библиографическое описание:

Козлова, Н. С. Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде / Н. С. Козлова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6287/ (дата обращения: 24.12.2024).

В статье рассматривается влияние самоотношения на то, как проявляется активность личность в интернет-пространстве. Рассматривается зависимость общения и деятельности пользователей в сети от таких особенностей как закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.

Ключевые слова:интернет-среда, взаимодействие, активность, самоотношение, Я-концепция.

Современные исследования интернет-вовлеченности личности позволяют предполагать, что один из самых значимых факторов, определяющих специфику активности человека в сети является Я-концепция личности. По итогам работ Н. В. Чудовой, были установлены следующие закономерности:

1)     Специфика образа «Я» выступает показателем неблагополучия активных пользователей интернета.

2)     Интернет-среда может наносить ущерб образу «Я».

3)     В тоже время интернет, является культурой производной, «в рамках которой появились новые средства для личностного развития тех, кому по каким-либо причинам трудно формировать свой образ «Я» с опорой на свои природные данные или социальные достижения» [6].

Одной из основных категорий психологии личности и социальной психологии, является Я-концепция личности. Это утверждение объясняется тем, что центр, ядро личности определяется восприятием не только физического мира, но, прежде всего, окружающих ее людей, определяющих процесс взаимодействия с ними. Так, например, в психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского, мы находим следующее определение Я-концепции: «относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [3, с. 475].

Однако в психологической науке в рамках Я-концепции возникает целый ряд понятий «самооценка» «самосознание» «самоотношение», «самоприятие», «самоуважение», «осознание себя», «образ-Я» и т. д.

Как было установлено, интеграция Я-концепции и удовлетворенности субъектом своей самоактуализацией приводит к образованию самоотношения [2, с.65–66]. Самоотношение при такой формулировке представляется как психологическое образование, расположенное или взаимодействующее с самопознанием, саморегуляцией и самоконтролем. Такая формулировка, по мнению Н. И. Сарджвеладзе, имеет много слабых сторон: способ отношения к себе не стоит в одном ряду с когнитивным, эмоциональным или регулятивным моментами самосознания; Напротив, феномен самоотношения в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию, а понятие самоотношения является родовым относительно понятий самопознания, самооценки и других подобных категорий, имеющих приставку «само» и отражающих широкий спектр феноменов внутренней жизни личности [4].

«Я« существует постольку,- отмечает Н. И. Сарджвеладзе, — поскольку оно является одновременно и субъектом, и объектом отношения, самость — это способ отношения к себе; самоотношение конституирует самость. Однако такое утверждение сразу же требует оговорки, что самоотношение личности включено в качестве определенной подструктурной единицы в общую систему отношений человека, а с содержательной и функциональной точек зрения самоотношение теснейшим образом связано с особенностями отношения субъекта к внешне-предметному и социальному миру [4].

В структуре самоотношения существуют три базовых компонента: конативный, эмоциональный и когнитивный. Когнитивный касается саморегуляции и контроля человеком за своей активностью на основе восприятия самого себя. Конативная составляющая базируется на действиях (или готовность к ним) личности по отношению к самому себе.

Нас же боле всего интересует эмоциональный компонент. Многие авторы приравнивают эмоциональное отношение к себе к самоотношению в целом. На наш взгляд это не верно, самоотношение по своей сути является установкой, и значит имеет трехуровневую структуру, в котором эмоциональная часть — лишь одна из составляющих.

В. В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения: 1) симпатия — антипатия, 2) уважение — неуважение и 3) близость — отдаленность [5]. Автор подчёркивает, что эти же оси связаны с тем, как будет относиться личность к другим., определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку. Об этом мы читаем и у Л. С. Выготского, определяющего механизм перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу [1].

Сарджвелазе выделяет следующие структурные единицы самоотношения по их содержательным характеристикам:

1.         Биологическое измерение: отношение к своей внешности и анатомическим особенностям; отношение к своим биомеханическим и функционально-физиологическим возможностям.

2.         Психологическое измерение: отношение к своим сенсомоторным особенностям и инструментальным возможностям; отношение к своим интеллектуальным способностям; отношение к своим эмоциональным особенностям; отношение к своим волевым качествам и результатам своей деятельности; отношение к себе как неповторимой личности, чувство самотождественности.

3.         Социальное измерение: отношение к своему социальному статусу (к статусу в системе формальных отношений, к социо-экономическому или социометрическому статусу); отношение к тому, как ко мне относятся другие, чего от меня ожидают; отношение к себе как носителю определенных социально-нравственных норм и ценностей [4].

Исходя из всего вышесказанного можно выдвинуть гипотезу о том, что именно самоотношение будет во много определять активность личности и в интернет-среде. Для ее проверки было проведено исследование с применением авторской анкеты, позволяющей выявить специфику вовлеченности, активности и деятельности личности в сети, а также теста на самоотношение Р. С. Пантелеева, включающего следующие шкалы: закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.

В итоге, мы выявили, что закрытость, как особенность самоотношения, характерна для тех, кто не ориентирован на поиск полезной информации в интернете (r=-0,26, при р≤0,05). Они ориентированы на общение с теми, кого нет рядом (r=0,27, при р≤0,05). Вероятно, именно форма коммуникация, предполагаемая с помощью интернета, становится для них более удобной, не заставляющей выходить за границы комфорта — своей замкнутости. В данном случае интернет можно рассматривать как средство, помогающее личности, найти способы решения своей проблемы. Однако, можно предположить, что изменений в субъекте общения в данном случае не произойдет, а значит «снимаются симптомы», но не исчезает их источник.

Самоуверенность, присущая Я-концепции личности, свойственна также тем, кто не заинтересован в поиск нужной информации (r=-0,23, при р≤0,05). Они также не интересуются знакомствами в интернете для романтики (r=-0,32, при р≤0,01). То есть такая черта приводит к отсутствию какого-либо специфического интереса и активности в виртуальном мире.

Пользователи с развитым саморуководством также не ищут романтических знакомств (r=-0,34, при р≤0,01). При этом у них достаточно большое количество друзей в социальных сетях (r=0,24, при р≤0,05). Так присутствует тенденция к общению без дополнительных выраженных особенностей.

Лица с высоким ожиданием отношения к себе со стороны других людей не склонны создавать вымышленный образ себя в виртуальной среде (r=-0,24, при р≤0,05). Такая связь объясняется, скорей всего тем, что они верят в то, что и их реальный образ позитивно воспринимается окружающими.

Высокая самоценность, а также самопривязанность, обеспечивает то, что пользователи не переживают из-за количества времени проведенного в интернете (r=-0,26, при р≤0,05 и r=-0,44, при р≤0,01). Возможно, считают, что в любом случае проводят время с пользой для себя.

При этом самопривязанность связана еще и с тем, что пользователь считает, что интернет не мешает им в работе или учебе (r=-0,24, при р≤0,05), а приоритетной для них является такая функции виртуальной среды, как общение (r=0,31, при р≤0,01) и возможность творческой самореализации (r=0,32, при р≤0,01).

При самопринятии направленность активности в интернете ориентирована на общение (r=0,27, при р≤0,05), в отличие от поиска полезной и нужной информации (r=-0,29, при р≤0,05).

А вот наличие внутренних конфликтов достаточно сильно проявляется в интернет среде: такие люди проводят достаточно много времени там, и сами же осуждают себя за это (r=0,32, при р≤0,01). Такая же тенденция обнаружена и у тех, у кого присутствует самообвинение (r=0,31, при р≤0,01). При этом пользователи и с обеими характеристиками, являются активными участниками социальных сетей (r=0,26, при р≤0,05 и r=0,23, при р≤0,05). Есть и еще одна общая тенденция: они склоны рассказывать в виртуальном мире ту информацию о себе, которую до этого не сообщали никому в объективном мире (r=0,24, при р≤0,05 и r=0,31, при р≤0,01). И если добавить здесь склонность лиц с высоким самообвинением к созданию вымышленного образа «Я»(r=0,32, при р≤0,01), то можно говорить, что именно проблемы в этом аспекте запускают специфическую самопрезентацию в интернете.

На основании всего выше обозначенного можно смело говорить о том, что у лиц с адекватной самооценкой и хорошим самоотношением, отсутствует глубокая вовлеченность в интернет или какая-либо специфическая активность. Основная направленность их существования в интернете — общение. Однако при слишком высокой самоценности или самопривязанности пропадает критичность восприятия времени, проводимого в интернете, в отличие от тех, у кого присутствует самообвинение или внутренние конфликты. Они также направлены на взаимодействие, но винят себя за количество времени, проводимого в интернете, а также характеризуются специфической формой самопрезентации себя в сети. Также выявлено, что если существуют проблемы с самоуверенностью и саморуководством, то человек начинает устраивать свою личную жизнь через интернет, осуществляя там поиск романтических знакомств.

Литература:

1.                 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., Изд-во АПН РСФСР, 1956

2.                 Козлова Н. С. Социально-психологические детерминанты восприятия реализованности собственного потенциала личностью: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Кострома. 2009.

3.                 Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В М.: Политиздат, 1991, — 504 с.

4.                 Сарджвеладзе Н. И. Позиция личности и установка: опыт построения структурно-динамической концепции личности. — Известия АН ГССР, серия философии и психологии, 1985, № 2, с. 81–93.

5.                 Столин В. В. Самосознание личности. — М., МГУ, 1983

6.                 Чудова Н. В. Особенности образа «Я» жителя Интернета. — Психологический журнал, — 2002, т. 23, № 1, — С. 114–118

Основные термины (генерируются автоматически): интернет, отношение, самоотношение, виртуальная среда, виртуальный мир, внутренняя конфликтность, высокая самоценность, нужная информация, способ отношения, Я-концепция личности.

Похожие статьи

Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи

В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...

Влияние Я-концепции на уровень учебно-профессиональной самоэффективности студентов

В статье представлены результат исследования Я-концепции студентов, а именно тех характеристик, которые имеют отношение к образу студента, как субъекта учебной деятельности. Проанализированы понятия: Я-концепция, самоэффективность, учебно-профессиона...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Самоактуализация студентов: особенности и специфические признаки

Статья раскрывает важнейшую проблему самоактуализации и самореализациии человека, которая имеет двоякую характеристику: первая характеристика раскрывает связь с социальными, экономическими и политическими процессами, вторая глубже обозначает задачу н...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Студент вуза как объект психолого-педагогического анализа

В статье представлены результаты психолого-педагогического анализа студента вуза, касающиеся особенностей его личностного развития.

Психологическое содержание адаптации к профессиональной деятельности

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. В современном мире очень важна адаптация человека в социальной среде. Социальная адаптация обеспечивает пр...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Похожие статьи

Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи

В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...

Влияние Я-концепции на уровень учебно-профессиональной самоэффективности студентов

В статье представлены результат исследования Я-концепции студентов, а именно тех характеристик, которые имеют отношение к образу студента, как субъекта учебной деятельности. Проанализированы понятия: Я-концепция, самоэффективность, учебно-профессиона...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Самоактуализация студентов: особенности и специфические признаки

Статья раскрывает важнейшую проблему самоактуализации и самореализациии человека, которая имеет двоякую характеристику: первая характеристика раскрывает связь с социальными, экономическими и политическими процессами, вторая глубже обозначает задачу н...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Студент вуза как объект психолого-педагогического анализа

В статье представлены результаты психолого-педагогического анализа студента вуза, касающиеся особенностей его личностного развития.

Психологическое содержание адаптации к профессиональной деятельности

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. В современном мире очень важна адаптация человека в социальной среде. Социальная адаптация обеспечивает пр...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...