Личностно-ориентированный подход к исследованию повышения уровня восприятия детей дошкольного возраста киножурнала «Ералаш» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июль 2014)

Дата публикации: 25.06.2014

Статья просмотрена: 657 раз

Библиографическое описание:

Неверова, А. А. Личностно-ориентированный подход к исследованию повышения уровня восприятия детей дошкольного возраста киножурнала «Ералаш» / А. А. Неверова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5913/ (дата обращения: 17.12.2024).

Одним из методологических ориентиров проведенного нами исследования повышения уровня восприятия детей дошкольного возраста киножурнала «Ералаш» является личностно-ориентированный подход, который интерпретируется в рамках предмета педагогической психологии посредством категорий цели, содержания, принципов, методов обучения и входящих в их состав конкретных технологий [7].

Личностно-ориентированный поход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его в неповторимой индивидуальности [4].

В личностно-ориентированном образовании основная педагогическая технология — понимание и взаимопонимание, при которых создается диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка, а поддержка с точки зрения Ш. А. Амоношвили основывается на трех принципах: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке детство [5].

Важно признать, что основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогами является их совместная деятельность, которая с позиций личностно-ориентированного взаимодействия не может не быть партнерской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Ведь именно взгляд ребенка как на партнера, уважение и приятие личности ребенка, сотрудничество с ним, обеспечение чувства защищенности, опора на его интересы, формирование базиса личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка — это существенные компоненты личностно-ориентированные взаимодействия [4].

К этому следует добавить, что личностный подход требует отношения к ребенку, как к уникальному явлению, а также того, чтобы воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей; личностный подход требует, чтобы и педагоги и дети относятся к каждому человеку, как к самостоятельной ценности, а не как к средству достижения цели. Эго связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других.

Одним из структурных компонентов личностно-ориентированного содержания деятельности является личностно-ориентированная ситуация, то есть особый механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующий от него новую модель поведения [6].

Введение в ситуацию предполагает диагностику готовности ребенка к диалогическому обучению, базовых знаний, коммуникативных навыков, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения; поиск новых мотивов, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; переработку учебного материала в систему проблемных конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизии.

Личностный подход в образовании состоит в создании условий для целостного проявления и развития личностных функций его субъектов: а именно мотивирующей (принятие и обоснование деятельности), опосредующей (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения), коллизийной (видение скрытых противоречий действительности в отношении предлагаемых ценностей и норм), рефлексивной (конструирование образа «Я»), смыслотворческой (определение системы жизненных смыслов вплоть до смысла жизни), ориентирующей (построение личной картины мира — индивидуального мировоззрения); самореализующей (стремление к изменению образа своего «Я» окружающими); обеспечение духовенств, жизнедеятельности соответствии с личностными притязаниями [6].

Применение данного подхода в нашем исследовании предусматривает учет следующих принципов: принцип совместной деятельности, являющийся движущей силой развития ребенка и выражающийся в том, что общение составляет необходимое и специфическое условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, в частности, освоения общепринятых норм и правил поведения; принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия, предполагающий использование таких технологий обучения, которые вовлекают детей в процесс познания совместного действия и эмоционального освоения мира; принцип полисубъектного подхода - поэтапного применения системы форм сотрудничества - вначале педагог оказывает максимальную помощь в решении учебных задач, а затем предоставляет возможность проявить самостоятельность; принцип индивидуального творческого подхода, назначение которого состоит в том, чтобы создать условия для самореализации личности, выявления и реализации творческих способностей; принцип приоритетного старта, предусматривающий вовлечение детей в предпочитаемую деятельность (рисование, лепка, конструирование комических импровизаций); принцип вариативности, характеризующийся использованием в процессе обучения разнотипных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников.

Ключевым моментом личностного подхода повышения уровня восприятия детьми дошкольного возраста киножурнала «Ералаш» на всех этапах нашего исследования было использование методов: проведение бесед на материале сюжетов данного тележурнала, проигрывание нравственных коллизий, решение проблемных задач в непринужденной обстановке; коррекция отрицательных форм поведения (хвастовство, ложь, капризы) за счет дискредитации их в глазах детей посредством вышучивания, высмеивания, осуждения комических персонажей, демонстрирующих эти формы поведения; проигрывания комических ситуаций, в которые попадают юмористические герои тележурнала; овладение в игровой форме активными методами саморегуляции своего поведения, регуляции поведения окружающих; осмысление негативного опыта нарушения норм и правил поведения в ходе выполнения разнообразных заданий творческого характера, позволяющего прогнозировать последствия собственного поведения.

Механизм личностного развития составляет переживание как способ существования личностного мировосприятия, иерархию мотивов и иерархию смыслов. Переживание, как способ существования личностного опыта, предполагает и адекватные ему субъект — субъективные формы учебного взаимодействия: общение, игровое мастерство, рефлексию. Учебная задача решается на личностном уровне, когда переживается как эмоциональная проблема, что в свою очередь, мобилизует и развивает мощные структуры интеллекта [6].

Личностно-ориентированный подход к учебно-воспитательному процессу предполагает технологию коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию разноуровнего обучения, технологию модульного обучения, технологию гарантированного обучения, технологию индивидуального обучения [2].

При изучении развития и формирования комического мы придерживаемся технологии полного усвоения знаний, при которой задается единый уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но для каждого обучающегося время, методы, формы и условия труда делаются переменными; технологию разноуровнего обучения, когда дети с разными уровнями развития психики, различными индивидуально-типологическими особенностями требуют индивидуального подхода, дифференцированного обучения.

В основе личностно-ориентированных технологий лежит ряд гуманистических установок: установка на принятие любого ребенка таким, какой он есть; установка на открытое, доверительное общение - педагог не играет свою роль, а всегда остается самим собой. Духовный мир педагога, мир его интересов, поисков и сомнений, проблем и находок, радостей и печалей открыт для детей. «Доверие учителя порождает в свою очередь доверие учащихся к нему их желание поделиться с ним своими устремлениями, вступить в равноправный диалог. Установка на эмоциональное понимание ребенка — педагог действует по принципу «здесь и теперь», проникает во внутренний мир ребенка, чтобы увидеть окружающее его глазами, стать на его позицию [6].

Внедрение личностного обучения предполагает осуществление инновационных преобразований в процессе обучения, которые касаются создания на занятиях условий для развития самоценных форм активности детей, то есть составления таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию в приобретении нового опыта. Основными показателями преобразования являются понимание и признание личности ребенка, основанные на способности встать на точку зрения ребенка, учесть его позицию и не игнорировать его чувства и эмоции; сотрудничество с ребенком; позиция педагога - исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества; предупреждение возможных трудностей психокоррекции отклоняющегося поведения дошкольников; координация своих ожиданий и требований, предъявляемых к ребенку с задачей максимально полно развернуть замеченные в ходе общения возможности его роста — не запрограммированность, а содействие развитию личности — знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности [3].

Личностный подход к процессу обучения предполагает ориентацию на субъекта, которая предусматривает целостное представление об ожидаемом результате образовательного процесса (комическое как продукт деятельности - система структурных компонентов, взаимодополняющих, взаимовлияющих друг на друга); необходимость проектировать не только знание, но и процедуру усвоения материала, мировоззренческих и методологических идей, представление о том, что ориентацию на субъекта может осуществить педагог, владеющий соответствующими знаниями.

Обеспечение личностной ориентации происходит за счет: учета мотивации, т. е. стремления личности к достижению результата; ориентировки на индивидуализацию дифференциации обучения, использования индивидуальных нормативов; учета необходимости усиления положительных мотивов усвоения знаний, раскрытия механизмов самообучения и самовоспитания, индивидуального подхода к детям, оценки деятельности ребенка с учетом темпа его развития, стиля доверия, сотрудничества, удовлетворения потребности в безопасности; формирования чувства собственного достоинства, обеспечения комфорта для саморазвития, радостного осмысления учения [1].

Эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками достигалась благодаря проведению ее в эмоционально заряженной обстановке, в специально организованном пространстве, в благоприятное для этого время, при конструктивном подходе к составу коррекционных групп, в условиях сочетания индивидуальных и групповых форм занятий, при использовании эффективных дидактических методов и приемов (уточнения представлений детей об эстетических и нравственных эталонах, нормах и правилах поведения, принципах и функциях различных объектах, упражнения в способах создания комических образов и др.).

В качестве целей исследования повышения уровня восприятия детей дошкольного возраста киножурнала «Ералаш» в рамках данного подхода выступают: обеспечение психологического здоровья (состояние физического, духовного и социального благополучия, достигающееся благодаря внешнему и внутреннему смеху, смеху, как физиологическому и социальному явлению); воспитание духовности (освоение нравственных и эстетических эталонов в процессе восприятия и конструирования комических несообразностей во внешнем виде отдельных объектов, поступков и действий комических персонажей); формирование чувства эмпатии (постижение эмоционального состояние комических персонажей, попадающих, попадающих в неловкие, смешные положения из-за своей оплошности, неадекватного поведения, нарушения норм, что помогает предсказывать собственные реакции в подобных ситуациях и избегать их формирование; развитие самопознания (знание и оценка личностью своих возможностей в плане когнитивных аспектов чувства комического и конструирование комических явлений); саморазвитие в процессе коррекционно-развивающей работы механизмов построения комических конструкций); самореализация (овладение способами преобразования образов представлений о комическом); формирование саморегуляции рефлексирования детьми смысла и знания своих поступков в следовании своим принципам и в умении их аргументировать.

В ходе проведенного исследования мы пришли к тому, что юмористический материал обладает не только нравственным, но интеллектуальным и терапевтическим потенциалом и может быть использован как средство формирования художественного восприятия, а также коррекции и профилактики отклонений в эмоционально-нравственном развитии детей дошкольного возраста.

Литература:

1.          Берулава М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика.  ̶ 1994. — № 5. ̶ с. 21.

2.          Кзенцова Г. Ю. Перспективные школьные технологии/ Г. Ю. Кзенцова  ̶ М.: Педагогическое общество России, 2000.  ̶ 224 с.

3.          Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. ̶ М.: Просвещение, 1989.  ̶ № 5. ̶ с. 10–23

4.          Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ Е. Н. Степанов и др.; под редакцией Е. Н. Степанова.  ̶ М.: ТЦ Сфера, 2003. ̶ 128 с.

5.          Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / И. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006. ̶ № 1. ̶ С. 19

6.          Попова О. М. Личностный подход к исследованию у дошкольников чувства комического/О. М. Попова//Социально-психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе. ̶ Шадринск, 2002. ̶ С.47–55

7.          Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении/ Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. ̶ М.: Издательский центр «Академия», 1999.  ̶ 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, личностный подход, ребенок, индивидуальный подход, личностно-ориентированный подход, педагог, полное усвоение знаний, процесс обучения, способ существования, установка.

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Ценностно-герменевтический подход к исследованию проблемы формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре

Экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников

Воспитание заботливого отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений писателей Восточной Сибири

Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры с применением конструктора LEGO

Применение дидактического пособия «Поварёнок» для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста 4–7 лет

Воспитание интереса у дошкольников к сюжетно-ролевым играм как способу развития самооценки

Потенциал арт-терапевтических методик в коррекции реальных личностных стереотипов студентов профиля подготовки «педагогическое образование»

Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Ценностно-герменевтический подход к исследованию проблемы формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре

Экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников

Воспитание заботливого отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений писателей Восточной Сибири

Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры с применением конструктора LEGO

Применение дидактического пособия «Поварёнок» для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста 4–7 лет

Воспитание интереса у дошкольников к сюжетно-ролевым играм как способу развития самооценки

Потенциал арт-терапевтических методик в коррекции реальных личностных стереотипов студентов профиля подготовки «педагогическое образование»

Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов