О взаимосвязи защитных механизмов психики с уровнем эмпатии у студентов-психологов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)

Дата публикации: 14.02.2014

Статья просмотрена: 1313 раз

Библиографическое описание:

Туран, Н. К. О взаимосвязи защитных механизмов психики с уровнем эмпатии у студентов-психологов / Н. К. Туран. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4929/ (дата обращения: 20.04.2024).

В работе приведены результаты исследования взаимосвязи защитных механизмов психики с уровнем эмпатии у студентов-психологов.

Ключевые слова:защитные механизмы психики, эмпатия.

Термином защитный механизм в психологии обозначаются неосознаваемые психические процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

Дефениция впервые появилась в 1894 г. в работе Фрейда «Защитные нейропсихозы» и была использована в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Позже этот термин был оставлен и впоследствии заменен термином «вытеснение». Отношения между двумя понятиями, однако, остались неопределенными [4].

В отечественной психологии концепции защитных механизмов также неоднозначны. Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф. В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б. Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений — когнитивных, эмоциональных, поведенческих — с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я — концепцию [3].

С точки зрения Карен Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, ее задача — привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т. е. автором определяется два «образа Я«.          К. Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса [5].

Итак, одним из основоположников теории защитных механизмов психики является Зигмунд Фрейд. Развили данную концепцию          в своих работах Анна Фрейд, Карен Хорни и др. В отечественной психологии подходы к изучению психологических защит принадлежат Ф. В. Бассину, Б. Д. Карвасарскому и другим. Нэнси МакВильямс выделила два уровня защитных механизмов: первичные и вторичные. К ним относятся такие защиты, как: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация.

Одним из возможных проявлений защитного механизма проекции может стать эмпатия, которая выступает, с одной стороны, как важный коммуникативный навык психолога, но, с другой, может «поглотить» личность человека и стать способом его бытия.

Такие аспекты отношений между людьми как сочувствие, сострадание, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями, в психологии объединяет термин «эмпатия».

Этот термин пришел в научную психологию в начале XX в. из философии — словом «эмпатия» Э. Титченер перевел немецкое слово «Einfuhlung» — «вчувствоваться в.».., которым Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже — человека.

Сформулировал понятие «эмпатия» Вильгельм Дильтей, в философской системе которого оно сыграло ключевую роль.

Вильгельм Дильтей вводя классическое различие между естественными науками и науками очеловеке, и утверждая, что природа может быть объяснена, а человеческий дух понят, задал философский ориентир, в направлении которого до сих пор развивается теория психологии и психоанализа. Первоначально в качестве базового метода наук о духе Дильтей предлагал использовать эмпатию; позже, в интересах исследований исторического процесса, он отдал предпочтение опыту [6].

Пристальный интерес эмпатия вызывала и у представителей психоаналитической традиции, в том числе и Зигмунд Фрейд, однако мало кто проникался к этой теме столь глубоким интересом, как Ференци, который представил критерии «эмпатичного» психоаналитика, актуальные и в настоящее время.

Первой указала на то, что «в эмпатии аналитик может идентифицироваться не только с пациентом, но и с его объектами» Дэйч в работе 1926 года. Данная идея получила возможность для своего развития в теории объектных отношений, а именно: в концепции проективной и интроективной идентификации. Проиллюстрировать связи между проективной идентификацией и эмпатией можно цитатой из работы Игла и Волитзки 1999 года: «Осознание и рассмотрение терапевтом собственного состояния — в силу того, что оно непосредственно связано с спроецированными аспектами внутреннего мира пациента (аспекты Я и внутренних объектов) и было вызвано им посредством давления в ходе взаимодействия — становится основным «инструментом» аналитика в эмпатическом понимании пациента.

Эмпатия требует от консультанта определённой зрелости, в частности терпения и контроля импульсивности. Гладштейн и Фелдштейн говорят о «когнитивной приостановке», тогда как Бергер пользуется выражением «способность переносить состояние замешательства». Эффективные консультанты знают, что понимание клиента — скорее вопрос качества, чем количества опыта. [1]

В помогающем процессе выделяют три измерения коммуникативных навыков, а именно: осознание, техническое умение и ассертивность, облегчающих процесс эмпатического взаимодействия между консультантом и его клиентом.

Исследование уровня эмпатических способностей у студентов-психологов по методике В. В. Бойко выявила средний уровень эмпатии, что свидетельствует о гармоничном развитии личности респондентов. Также в ходе диагностики выявлено недостаточное развитие следующих каналов: рационального и интуитивного, а также проникающей способности.

По даннымдиагностики уровня психологических защит с помощью теста опросника механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика у студентов-психологов наиболее выражены защитные механизмырегрессии и проекции; средний уровень выраженности у защит с помощью интеллектуализации, отрицания и компенсации, а наименее — подавление и реактивное образование.

Проанализировав полученные в ходе диагностик данные по уровню эмпатии и выраженности психологических защит, мы произвели корреляционный анализ по критерию Пирсона. Корреляционный анализ при уровне значимости = 0, 413 показал, что существуют устойчивые связи между психологической защитой подавление и интуитивным каналом эмпатии (r>0,44, p<0,05); между общим уровнем эмпатии и установками эмпатии (r>0,53, p<0,05), а также между общим уровнем эмпатии и проникающей способностью в эмпатии (r>0,47, p<0,05). При этом же уровне значимости были выявлены устойчивые связи между защитными механизмами проекции и замещения (r>0,57, p<0,05), проекции и компенсации (r>0,59, p<0,05), также выявлена прямая связь между защитным механизмом подавления и рациональным каналом эмпатии (r>0,60, p<0,05).

Полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи между эмпатией и психологическими защитами, а также о важности дальнейшего изучения означенной проблематики.

Полученные результаты будут интересны и полезны студентам факультета психологии в их будущей профессиональной деятельности. Так же зная уровень эмпатических способность и выраженность психологических защит, можно оптимизировать их использование и научиться применять выраженные защитные механизмы более конструктивно; что благоприятно скажется на профессиональной деятельности психолога.

Литература:

1.                 Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных [Текст] / Э. Берн. — СПб.: МФИН, 1992. — 448 с.

2.                 Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуниктивный навык [Текст] / Дж. Иган // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2000 г. — № 1.

3.                 Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика [Текст] / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. — Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.

4.                 Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы (Das Ich und die Abwehrmechanismen) [Текст] / А. Фрейд. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — с. 68

5.                 Хорни К. «Тревожность». Хорни К. Собрание сочинений в 3 томах [Текст] / К. Хорни. — Москва: Смысл, 1997. — т.2, с. 174–180

6.                 Этчегоен Г. Эмпатия [Текст] / Г. Этчегоен // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2003 г. — № 1.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая защита, защита, уровень эмпатии, эмпатия, вид защиты, защитный механизм проекции, защитный механизм психики, корреляционный анализ, общий уровень эмпатии, проникающая способность.

Ключевые слова

эмпатия, защитные механизмы психики, эмпатия.

Похожие статьи

Эмпатийные сопереживания в контексте ценности личности

О взаимосвязи защитных механизмов психики с уровнем эмпатии... Ключевые слова:защитные механизмы психики, эмпатия. Термином защитный механизм в психологии обозначаются неосознаваемые психические процесс...

Изучение эмпатии у студентов-психологов с разными стратегиями...

ребенок, антисоциальное поведение, уровень эмпатии, эмпатия, формирование эмпатии, пол, аффективная эмпатия, психологическая дистанция, высокий уровень эмпатии, принятие роли.

Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии

Виды эмпатии. R. Dymond исследовала, в основном, способность людей воспринимать друг друга, предсказывать ответы в определенной ситуации.

На когнитивном уровне эмпатия зависит от способности идентифицировать эмоциональные состояния других.

Об исследовании взаимосвязи профессионального выгорания...

психологическая защита, уровень эмпатии, защита, эмпатия, вид защиты, общий уровень эмпатии, защитный механизм психики, защитный механизм.

Роль эмпатии личности в формировании склонности...

Отзывы и защиты наших авторов.

Высокий уровень эмпатии будет способствовать лучшему пониманию партнера по общению, сдерживанию в общении таких негативных проявлений как агрессия, враждебность, а также конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.

Теоретические аспекты взаимосвязи эмпатии и агрессии

ребенок, антисоциальное поведение, уровень эмпатии, эмпатия, формирование эмпатии, пол, аффективная эмпатия, психологическая дистанция, высокий уровень эмпатии, принятие роли.

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома...

Психологическая защита педагогов с синдромом... Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Выраженность эмоционального выгорания у педагогов в период "тройного кризиса" личности.

Особенности развития эмпатических способностей у студентов...

Эмпатия интерпретируется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого; как феномен, который характеризуется

В целом, можно констатировать, что у большинства студентов отмечается средний и низкий уровень развития эмпатии.

Характеристики эмпатии на разных этапах развития семьи

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека

«Уровень эмпатических способностей» (В. В. Бойко), субшкалы: рациональный канал эмпатии; эмоциональный канал эмпатии; интуитивный канал эмпатии; установки.

Похожие статьи

Эмпатийные сопереживания в контексте ценности личности

О взаимосвязи защитных механизмов психики с уровнем эмпатии... Ключевые слова:защитные механизмы психики, эмпатия. Термином защитный механизм в психологии обозначаются неосознаваемые психические процесс...

Изучение эмпатии у студентов-психологов с разными стратегиями...

ребенок, антисоциальное поведение, уровень эмпатии, эмпатия, формирование эмпатии, пол, аффективная эмпатия, психологическая дистанция, высокий уровень эмпатии, принятие роли.

Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии

Виды эмпатии. R. Dymond исследовала, в основном, способность людей воспринимать друг друга, предсказывать ответы в определенной ситуации.

На когнитивном уровне эмпатия зависит от способности идентифицировать эмоциональные состояния других.

Об исследовании взаимосвязи профессионального выгорания...

психологическая защита, уровень эмпатии, защита, эмпатия, вид защиты, общий уровень эмпатии, защитный механизм психики, защитный механизм.

Роль эмпатии личности в формировании склонности...

Отзывы и защиты наших авторов.

Высокий уровень эмпатии будет способствовать лучшему пониманию партнера по общению, сдерживанию в общении таких негативных проявлений как агрессия, враждебность, а также конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.

Теоретические аспекты взаимосвязи эмпатии и агрессии

ребенок, антисоциальное поведение, уровень эмпатии, эмпатия, формирование эмпатии, пол, аффективная эмпатия, психологическая дистанция, высокий уровень эмпатии, принятие роли.

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома...

Психологическая защита педагогов с синдромом... Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Выраженность эмоционального выгорания у педагогов в период "тройного кризиса" личности.

Особенности развития эмпатических способностей у студентов...

Эмпатия интерпретируется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого; как феномен, который характеризуется

В целом, можно констатировать, что у большинства студентов отмечается средний и низкий уровень развития эмпатии.

Характеристики эмпатии на разных этапах развития семьи

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека

«Уровень эмпатических способностей» (В. В. Бойко), субшкалы: рациональный канал эмпатии; эмоциональный канал эмпатии; интуитивный канал эмпатии; установки.