Автор: Басова Александра Георгиевна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (43) август 2012 г.

Статья просмотрена: 517 раз

Библиографическое описание:

Басова А. Г. Теоретические аспекты взаимосвязи эмпатии и агрессии // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 256-258. — URL https://moluch.ru/archive/43/5272/ (дата обращения: 11.12.2017).

Принцип, согласно которому все живые организмы, включая человека, не способны осуществлять две несовместимые реакции в одно и то же время нашел свое отражение в проблеме предупреждения или управления человеческой агрессией в виде так называемой гипотезы несовместимых реакций. Согласно этой теории, можно уменьшить гнев и уровень открытой агрессии, вызывая тем или иным способом у людей эмоциональные состояния, несовместимые с гневом и агрессией. Одной из таких несовместимых с гневом и агрессией реакций является эмпатия.

Ведя себя агрессивно по отношению к другим людям, человек зачастую становится свидетелем боли и страданий своих жертв. В зависимости от степени эмпатии агрессора, уровень агрессии в последующих актах может быть снижен.

Однако боль и страдания жертвы не всегда вызывают эмпатию. Когда агрессор очень раздражен или уверен в праведности своих действий, демонстрация боли со стороны жертвы может доставлять ему удовольствие и вызывать скорее положительные, нежели отрицательные эмоции. Другими словами, страдания врага могут выступать в качестве своеобразной формы подкрепления [1].

R. Baron в своем исследовании подтвердил гипотезу, согласно которой сильно раздраженные индивиды на сигналы о боли будут отвечать усилением агрессии, а нераздраженные – ослаблением. Дополнительно после эксперимента участникам предлагалось заполнить опросник. Согласно самоотчетам испытуемых, появление сигналов о боли улучшило их настроение (например, они чувствовали себя счастливее, комфортнее и более расслабленно при наличии сигналов о боли, нежели в их отсутствие). Однако среди испытуемых, не подвергавшихся раздражению, сигналы о боли вызывали ухудшение настроения [2].

S. Feshbach подчеркивал, что более эмпатийный человек с меньшей вероятностью будет использовать инструментальную агрессию для достижения неагрессивных целей, не говоря уже о гневной агрессии, целью которой является нанесение вреда другому человеку. При этом важные факторы в ингибировании агрессии – интенсивность болевой реакции жертвы и ее нахождение в непосредственной близости с агрессором [3]. Так, в эксперименте S. Milgram авторитетное лицо давало инструкцию применять болевое наказание с постоянно возрастающим уровнем боли другому человеку. 4 степени удаления (нет обратной связи, голосовая обратная связь, небольшое расстояние от испытуемого и небольшое расстояние + тактильный контакт) были отрицательно связаны с интенсивностью подаваемого тока [7].

Эмпатия может предотвратить агрессивное поведение посредством двух механизмов. Первый механизм относится к когнитивному компоненту эмпатии и действует через способность индивида к принятию роли. Чем в большей степени человек способен понять позицию другого, тем агрессивное поведение менее вероятно. Если говорить более точно, то способность к принятию роли другого должна позволить проанализировать причины и мотивации другого человека, так, что его действия могут быть лучше поняты и приняты. Второй механизм связан с эмоциональным компонентом эмпатии, через который агрессор может испытывать боль жертвы, и этим будет ингибироваться его собственное агрессивное поведение во избежание эмоционального стресса, вызванного ситуацией или для уменьшения страдания жертвы.

N. Feshbach утверждает, что существует два шага к эмпатии: идентификация с человеком и осознание собственных чувств через эту идентификацию [3].

D. Richardson, которая трактует эмпатию исключительно как когнитивный процесс, положила в основу своих исследований модель когнитивного возбуждения D. Zillmann. В основе этого подхода лежит утверждение, что в связи с высоким уровнем возбуждения, состоянием когнитивной неспособности человек с большей вероятностью будет вести себя импульсивно. Т.е. в случае агрессии, когнитивный сбой, связанный с высоким уровнем возбуждения, будет снижать вероятность ее ингибирования и повышать вероятность агрессивных действий. Таким образом, когда протекание когнитивных процессов затруднено, человек обращается к агрессии. В контексте этой теории S. Taylor и K. Leonard предположили, что высокий уровень агрессивности у пьющих индивидов – результат когнитивного дефицита, связанного с интоксикацией (опьянением) [9].

Ингибирование агрессии посредством эмпатического переживания подвержено влиянию возрастного и полового факторов.

Негативные последствия почти всегда следуют за агрессивными действиями. Опыт и развитие позволяют маленьким детям научиться контролировать свое агрессивное поведение, так как они открывают последствия своих действий. Ребенок, развитый когнитивно, с большей вероятностью способен как понимать и контролировать свои эмоции, так и принять точку зрения другого человека.

В исследовании N. Feshbach и S. Feshbach учителя оценивали высокоэмпатийных мальчиков 6–7 лет как менее агрессивных, чем низкоэмпатийных мальчиков. Эти отношения меняются в группе мальчиков 4–5 лет и нет значительных различий в агрессивности, полученной у высоко- и низкоэмпатийных девочек в обеих возрастных группах. Авторы предположили, что такие результаты связаны с изменениями социальной роли агрессии для обоих полов [3].

Величина связи между эмпатией, ее компонентами и агрессивным поведением может варьироваться в зависимости от формы агрессии.

A. Kaukiainen исследовал взаимоотношения между эмпатией и тремя формами агрессии – физической, вербальной и непрямой. Испытуемые, дети школьного возраста, были распределены на три возрастные группы – 10, 12 и 14 лет. Эмпатия имела значимую отрицательную корреляцию с каждым видом агрессии, за исключением непрямой агрессии в группе детей 12 лет [5].

M. Scrimgeour исследовала дошкольников в возрасте 3,5–5 лет. Изучалась взаимосвязь между эмпатией, физической агрессией и относительной агрессией. Результаты исследования (таблица 1) свидетельствуют о том, что более эмпатийные участники проявляют меньше физической агрессии по сравнению с менее эмпатийными участниками (r= 0,45; p < 0,05). Связь же между эмпатией и относительной агрессией не была статистически значимой (r= 0,164; p= 0,39) [12].

J. Loudin в результате своего исследования выявил, что относительная агрессия значимо связана со способностью поставить себя на место другого. Студенты с более низким уровнем способности поставить себя на позицию другого человека чаще использовали относительную агрессию (исследовалась только относительная форма агрессии). В случае аффективного компонента эмпатии, незначительная негативная связь между эмпатическим переживанием и относительной агрессией была обнаружена только у мужчин. Значения относительной агрессии не различались у мужчин и женщин с высоким уровнем эмпатического переживания. В результате проведенного исследования было установлено, что только у мужчин низкий уровень эмпатического переживания усиливает риск проявления относительной агрессии.

J. Loudin включает в структуру эмпатии интерпретацию поведения и отмечает, что повышенный уровень относительной агрессии – результат частично того, как человек воспринимает и интерпретирует поведение другого человека и его намерения. Люди, которые имеют тенденцию приписывать агрессивные характеристики намерениям других людей, даже, когда таковых на самом деле не существует, будут чаще использовать агрессивные средства в качестве ответной меры [6].

В исследовании M. Schaffer и ее коллег было выявлено, что эмоциональная эмпатия сильнее связана с антисоциальным поведением, чем когнитивная эмпатия [11]. Это противоречит результатам D. Jolliffe и D. Farrington, которые изучали силу и направление связи между когнитивной эмпатией, аффективной эмпатией и преступлениями. Результаты их анализа свидетельствуют о том, что существует сильная отрицательная связь между когнитивной эмпатией и преступностью, и менее сильная отрицательная связь между аффективной эмпатией и преступностью [4].

Эти различия могут быть объяснены различиями в выборках. Так как D. Jolliffe and D. Farrington исследовали связь эмпатии с криминальными преступлениями, поэтому выборка, в основном, состояла из мужчин [4]. В то время, как в исследовании М. Schaffer участвовало 71, 3 % женщин [11].

Также D. Jolliffe и D. Farrington обнаружили, что если низкий уровень эмпатии коррелирует со всеми типами преступности у мужчин, то у женщин наблюдается значимая корреляция только со случайными или ненасильственными преступлениями [4].

Необходимо также обозначить некоторые методологические проблемы в исследованиях эмпатии и агрессии.

A. Rose и N. Feshbach отмечают, что, хотя существует значительное количество доказательств негативной корреляции между эмпатией и агрессией, эта связь не воспроизводится в исследованиях постоянно [10].

D. Jolliffe и D. Farrington отмечают, что в большинстве исследований обнаруживается отрицательная связь между эмпатией и антисоциальным поведением, но величина этой связи варьируется. И лишь небольшое количество исследований отрицательной корреляции не выявили вообще. Авторы объясняют такие результаты недостатками исследовательских методологий и различными вариантами операционализации понятий [4].

P. Miller и N. Eisenberg провели мета-анализ, чтобы определить те условия, которые влияют на результаты исследований по эмпатии и агрессии. Если эмпатия измерялась посредством наблюдения, то не наблюдалось ее связи с агрессивным поведением. Если же эмпатию измеряли посредством заполнения опросников, то появлялась значимая связь. При использовании метода самоотчета связь между эмпатией и агрессией была сильнее, по сравнению с вариантом, когда эмпатия измерялась в экспериментальных условиях. Но необходимо заметить, что их обзор фокусировался только на аффективном аспекте эмпатии [8].

Многими исследователями отмечается низкая валидность измерений, основанных на методе самоотчета.

Особый подход должен применяться в исследованиях эмпатии и агрессии у детей, так как существуют некоторые ограничения, связанные с зависимостью результатов от способности четко выразить свои эмоции, что требует определенного уровня когнитивного развития детей.


Литература:

  1. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – C. 316–319.

  2. Baron, R. Magnitude of victim's pain cues and level of prior anger arousal as determinants of adult aggressive behavior / R. Baron // Journal of Personality and Social Psychology. – 1971. – Vol. 17. – P. 236–443.

  3. Feshbach, S The function of aggression and the regulation of aggressive drive / S. Feshbach // Psychological Review. – 1964. – Vol. 71. – P. 257–272.

  4. Jolliffe, D. Empathy and offending: a systematic review and meta-analysis / D. Jolliffe, D. Farrington // Aggressive Violent Behavior. – 2004. – Vol. 9. – P. 441–476.

  5. Kaukiainen, A. The relationship between social intelligence, empathy, and three types of aggression / A. Kaukiainen [et al.] // Aggressive Behavior. – 1999. – Vol. 25. – P. 81–89.

  6. Loudin, J. Relational aggression in college students: examining the roles of social anxiety and empathy / J. Loudin [et al.] // Aggressive Behavior. – 2003. – Vol. 29. – P. 430–439.

  7. Milgram, S. Some conditions of obedience and disobedience to authority / S. Milgram. – New York : Winston, 1965. – 68 p.

  8. Miller, P. The relation of empathy to aggressive and externalizing/ antisocial behavior / P. Miller, N. Eisenberg // Psychological Bulletin. – 1988. – Vol. 103. – P. 324–344.

  9. Richardson, R. Empathy as a cognitive inhibitor of interpersonal aggression / R. Richardson [et al.] // Aggressive Behavior. – 1994. – Vol. 20. – P. 275–289.

  10. Rose, A. Empathy and aggression revisited: the effects of context / A. Rose, N. Feshbach // Aggressive Behavior. – 1991. – Vol. 17. – P. 93–94.

  11. Schaffer, M. The role of empathy and parenting style in the development of antisocial behaviors / M. Schaffer [et al.] // Crime & Delinquency. – 2008. – Vol. 20. – P. 1–14.

  12. Scrimgeour, M. Empathy and aggression: a study of the interplay between empathy and aggression in preschoolers / M. Scrimgeour. – Norton, 2007. – 36 p.


Основные термины (генерируются автоматически): empathy and, empathy and, исследованиях эмпатии, уровнем эмпатии, Формирование эмпатии, относительной агрессии, степени эмпатии агрессора, относительной агрессии, когнитивному компоненту эмпатии, уровнем эмпатии, аспекты взаимосвязи эмпатии, эмоциональным компонентом эмпатии, empathy and aggression, низкий уровень эмпатии, Формирование эмпатии, empathy and aggression, относительной агрессией, исследованиях эмпатии, агрессивное поведение, относительной агрессией.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос