Библиографическое описание:

Килина Т. С. Милитарная метафорическая модель, репрезентирующая концептуальное поле «современное российское образование» (на материале комментариев интернет-пользователей) [Текст] // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 82-84.

В работе предпринята попытка анализа такой области концептуализации как «современное российское образование» в аспекте когнитивной теории метафоры. Рассмотрена метафорическая модель «реформирование системы образования — поле военных действий», в основу которой положена антигуманистическая метафора войны.

Ключевые слова: когнитивная метафора, метафорическая модель, «концептуальный милитаризм», фрейм, прагматический потенциал, интернет-дискурс.


Образование в России всегда являлось предметом особого внимания государства. Сегодня российское образование пребывает в состоянии модернизации и активного проведения государственной реформы.

За последние два десятилетия изменения, произошедшие в образовательной сфере, затронули в целом философию образования, его глобальные цели и задачи, организационные структуры, содержание образования, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, формы и методы обеспечения качества общего образования, контроль за деятельностью образовательных учреждений, финансирование и многие другие аспекты. Ясно, что все это связано с необходимостью обеспечения конкурентоспособности России и высоких темпов экономического роста, которые требуют значительного увеличения эффективности социальной политики, формирования развитого рынка социальных услуг, в том числе, образовательных, повышение качества жизни.

Но, оценивая годы реформирования российского образования, не только специалисты, но и рядовые представители общественности отмечают, что коренная перестройка системы образования отличается сложностью, болезненностью, глубокими противоречиями. Среди общественности звучит мнение, что достижения в области модернизации не отменяют серьезных и пока не нашедших решения проблем. В частности, стремление активно использовать европейский опыт приводит к игнорированию национальных традиций. Кроме того, многие отмечают, что постоянное выдвижение новых задач, не всегда согласующихся с предшествующими, нарушение преемственности в государственной образовательной политике наносит большой вред стабильности в образовании, не позволяет глубоко осмыслять и анализировать достижения и недостатки реформ.

На сегодняшний день особенно активно и остро данная проблема обсуждается посредством интернет-ресурсов на специализированных сайтах и форумах, где любой представитель общества достаточно свободно может выразить свое мнение. В настоящей работе мы представляем анализ метафорических словоупотреблений, которые оказались востребованными в комментариях интернет-пользователей, отражающих проблему состояния современного российского образования. Исследование, выполненное в данном русле, способно выявить закономерности метафорической картины современного российского образования с учетом особенностей национального менталитета и специфики конкретной исторической ситуации.

В соответствии с когнитивной теорией метафора — не только прием изображения, это способ мышления, способ восприятия и объяснения мира. Метафора социальна, она свидетельствует о том, как мир отражается в общественном сознании и как выглядит языковая картина мира. «В коммуникативной деятельности метафора — важное средство воздействия на интеллект, чувства и волю адресата. Соответственно анализ метафорических образов — это изучение ментальных процессов и постижения индивидуального, группового и национального самосознания» [4, с.7] на основе изучения метафорических моделей, понимаемых как особого рода схемы, программы, по которым человек думает и действует, постигает и представляет действительность.

Анализируя языковой материал — комментарии интернет-пользователей, размещенных на сайтах http://pedsovet.org [2]; http://foro.maxbb.ru [3]; http://www.km.ru [1], — мы выяснили, что широкое распространение в интернет-дискурсе получила метафора войны, актуализирующая метафорическую модель «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ — это ПОЛЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ».

Характерная особенность указанной модели заключается в том, что она обладает сильным агрессивным прагматическим потенциалом. Метафора как экспрессивное образное средство обладает воздействующей силой и значительно повышает прагматику текста. Используемые в интернет-комментариях милитарные метафоры подчеркивают антагонистический характер отношений в системе реформирования образовательной системы, акцентируют конфликтные пути решения проблем, моделируют образ угрожающей действительности и, как правило, характеризуют предмет речи с негативных сторон.

Антигуманистическая метафора войны стала достаточно распространенным способом восприятия, осмысления и оценки современных социальных реалий. Некоторые исследователи (А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов) называют это явление «концептуальным милитаризмом», высвечивающимся из метафор, и связывают военизированность политического языка с милитаризацией нашего сознания, начатой еще в советскую эпоху. «Богатый военный опыт традиционно находил свое отражение в национальной ментальности, — отмечает А. П. Чудинов, — военные метафоры как бы показывали наиболее эффективный путь для решения сложных проблем общества» [4, с.104]. Наша задача — рассмотреть специфику использования милитарных метафор в комментариях интернет-пользователей.

Охарактеризуем основные фреймы и наполняющие их слоты, которые составляют метафорическую модель «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ — это ПОЛЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ».

Фрейм 1. «Война и ее особенности»

Слот 1. 1. «Места ведения боев»

В метафорических словоупотреблениях данного слота используются такие концепты исходной сферы, как фронт, арена сражений, поле боя и т. п.

Ср.: «Люди бьются на фронтах образования, не щадя никого и имеют свой маленький гешефт»; «А ведь целый год не было слышно известий с фронтов народного образования»; «Сфера образования в последние годы стала полем самого настоящего сражения между сторонниками его реформирования и их противниками»; «И вообще, когда вступаешь на поле боя нашего образования, обнаруживаешь огромное число разных людей, вроде бы ратующих за лучшее будущее наших детей: депутаты, чиновники, журналисты, общественные деятели, деятели культуры, ученые, преподаватели всех уровней, учителя».

Денотаты, метафорически характеризуемые как места ведения боевых действий, — сфера образования, реформирование образовательной системы. Метафорический перенос осуществляется благодаря актуализации фоновых сем. Так, фоновые семы «величины», «масштабности», «значительности» происходящего, а также негативные ассоциации, связанные с боевыми действиями, делают возможным использование названных военных понятий для метафорической номинации реализующихся реформ, которые ассоциируются у авторов метафор с чем-то опасным, враждебным и угрожающим.

Слот 1. 2. «Противоборствующие стороны»

Источником метафорических номинаций становятся концепты противники, враг (враги), неприятель, противоборствующие стороны.

Ср.: «Врага нашего образования чиновника надо бить его же оружием — бюрократизмом»; «Думаю, что если эта вакханалья в образовании не прекратится, если главный его враг Фурсенко не будет отправлен хотя бы в отставку, если не будут отменены все его дебильные нововведения, то нынешняя власть потеряет всякое доверие в народе».

Подобные метафоры используются для представления чиновников сферы образования, сторонников и идеологов реформирования, характеризуют их как враждебно настроенную силу по отношению к прежней устоявшейся образовательной системе, которая оценивается обычно с положительной стороны, подчеркивают неумение и неготовность осуществлять модернизацию образования.

Фрейм 2. «Воинские подразделения»

Названный слот представлен метафорическими выражениями, в которых в качестве источника метафорической экспансии используются военные концепты: армия, взвод, полк, гвардия, отряд и т. п.

Ср.: «Я думаю дело не в учителях, а в армии реформаторов и их разрушительных реформах»; «Отряд реформаторов, возглавляемый г-ном ФУРСЕНКО, разгромили систему образования».

Денотаты подобных метафор — коллектив, группа совместно действующих людей. В процессе метафорического переноса актуализируются признаки «количества», «размера»: объединение идеологов модернизации образования образно представляется в интернет-комментриях как армия или отряд. Негативные прагматические смыслы данного слота развиваются в основном при помощи контекста: использования дополнительных языковых средств, развертывания метафоры «войны».

Фрейм 3. «Военные действия и вооружение»

Слот 3. 1. «Атакующие (наступательные) действия»

В метафорах этой группы образно используются следующие номинативные единицы: атаковать, бомбардировать, взрывать; штурм, бой, захват и т. п.

Ср.: «Нам, учителям, нужно объединиться и начать решительную войну против разрушительных реформ образования, привнесенных к нам из Америки»; «Дать бой и спасти наше образование»; «В целом процесс захвата командных высот в системе образования партократической элитой, проходящий, как ни странно, при молчаливом согласии оппозиционных политических сил, представляет собой постыдное явление, которое станет тормозом развития образования и общества».

Данные метафоры используются не только для обозначения агрессивности производимых действий со стороны врага, но и действий, направленных в противовес враждебной силе. Реакционная общественность, предугадывая результаты, готова предпринять решительные меры против насаждения необдуманной и насильной модернизации образования. В метафорических словоупотреблениях развивается негативная оценочность, связанная с коннотацией необходимого силового воздействия.

Слот 3. 2. «Оборонительные действия»

Источником метафор являются концепты: отступать, обороняться, сдать позиции, бросаться на амбразуру, выдерживать осаду и т. п.

Ср.: «А учителю остается обороняться»; «Отступление реформаторов произошло и на другом фланге: небольшой нажим, и вот уже Минобрнауки оставляет наряду с бакалавриатом и магистратурой пятилетнее образование».

Во время метафоризации актуализируется ассоциативная сема «защита от опасных воздействий».

Слот 3. 3. «Виды вооружения»

Источниками метафорического переноса в образовательную сферу являются концепты: бомба, орудие, мина, снаряд и т. п.

Ср.: «Так называемая «реформа» образования по-Фурсенко закладывает «бомбы» под наше образование и безопасность нашей страны»; «А тут ЕГЭ, как атомная бомба»; «Врага нашего образования чиновника надо бить его же оружием — бюрократизмом».

Объектами метафорических номинаций становятся непосредственно реформы в сфере образования, в том числе и ЕГЭ, а также их инициаторы, которые ассоциируются с угрозой и опасностью, так как при метафоризации актуализируются именно семы «разрушения», «уничтожения» и «вреда».

Метафоры рассматриваемого фрейма достаточно распространены в оценках интернет-пользователей. Характеризуя процессы, происходящие в сфере образования, как военные действия, авторы текстов формируют следующие прагматические смыслы:

  • в системе современного образования приняты жесткие, конфликтные формы взаимодействия на всех уровнях;

  • насильные действия жестоки, эгоистичны и наносят ущерб образованию.

Фрейм 4. «Итоги (результаты) военных действий»

В метафорах этого фрейма исходными концептами являются: жертвы, разрушения, победа, поражение, захват и пр.

Ср.: «Российское образование в шаге от уничтожения»; «Отряд реформаторов, возглавляемый г-ном ФУРСЕНКО, разгромили систему образования»; «Но в результате всех дискуссий, ссор, дуэлей, форумов, реформ жертвами останутся наш ученик с учителем…»

Денотативная область функционирования единиц этого слота затрагивает самые «уязвимые» сферы современного российского образования — результаты преобразований и будущее участников образовательного процесса. При метафорической характеризации реалий системы образования актуализируются прагматические смыслы «страдания» и «повреждения от чьего-либо воздействия».

Итак, как показывает анализ метафорической модели «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ — это ПОЛЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ», милитарные метафоры активно используются в комментариях интернет-пользователей. Несмотря на то, что названные метафоры давно существуют и функционируют в русском языке, в настоящее время наблюдается широкое использование военной лексики в качестве источника метафорических номинаций. Судя по востребованности метафор войны, обладающих сильным агрессивным прагматическим потенциалом, можно предположить, что в ситуации реформирования обстановка в сфере образования воспринимается носителями языка как острая, критическая, кризисная. Подчеркнем: метафорическая модель отражает не объективную реальность, а восприятие этой реальности в национальном сознании, осознание реальности в социальной ментальности.

Таким образом, cегодня в обществе в целом по отношению к системе образования сложилось очень непростое отношение. Трансформации в российском образовании, произошедшие в последние годы, оказались настолько если не сокрушительными, то очень значительными, что до сих пор воспринимаются как кризисные и крайне болезненные. Прежние социальные практики советского периода отвергаются, новые же не устраивают общество в своей массе. Все это вызвало ощущение растерянности, которое не скоро еще начнет преодолеваться.


Литература:

  1. KM.RU Новости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.km.ru.

  2. Педсовет. ORG. 12-й Всероссийский интернет-педсовет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedsovet.org

  3. Форум Российского Образования (ФОРО) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://foro.maxbb.ru

  4. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. 238 с.


Основные термины (генерируются автоматически): российского образования, современного российского образования, «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, системы образования, сфере образования, метафорических номинаций, метафорическая модель, комментариях интернет-пользователей, образования чиновника, метафора войны, системе образования, модернизации образования, модель «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ, прагматические смыслы, метафорических словоупотреблениях, «современное российское образование», Похожая статья, реформирования российского образования, анализ метафорических, метафорическую модель «РЕФОРМИРОВАНИЕ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle