Рассказы о детях и для детей современного прозаика В. Н. Крупина | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

V международная научная конференция «Филология и лингвистика в современном обществе» (Казань, март 2019)

Дата публикации: 29.01.2019

Статья просмотрена: 1971 раз

Библиографическое описание:

Седых, И. Ю. Рассказы о детях и для детей современного прозаика В. Н. Крупина / И. Ю. Седых. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/325/14805/ (дата обращения: 27.01.2021).



Литература для детей появилась на Руси еще в XVI в. С тех пор она проходит свой путь развития, который связан с общим литературным процессом. В разные эпохи тематика детской литературы менялась. Например, в первые годы существования Советского Союза главными темами были: революция, производство, новая жизнь в городе и деревне и т. д. [1, с. 10].

В начале XXI в. в детской литературе отдается предпочтение таким темам, как: Родина, дом, семья, детство, экология и т. д. Их маленький читатель может увидеть в прозе современного писателя В. Н. Крупина, чье творчество является более нравственным и традиционным в современном литературном процессе.

Местом действия в большинстве рассказов В. Н. Крупина стала родная писателю вятская земля. Именно эти края явились истоком его вдохновения и творчества. «Как немыслимы А. С. Пушкин без Михайловского, Н. В. Гоголь без родной ему Украины, С. А. Есенин без рязанской «страны березового ситца», В. Г. Распутин без Иркутска, так и В. Н. Крупина трудно представить без дорогой его сердцу Вятки», — пишут о современном прозаике исследователи [4, с. 21].

Произведения В. Н. Крупина начали издаваться с 1970-х годов. Сюжеты рассказов у писателя для детей разнообразны: во многих из них показано тяжелое послевоенное время («Зеленка», «Кол с подпорой», «Женя Касаткин» и т. д.), а также современность («Дедушка, я помогу тебе найти дорогу», «Холодный камень», «Доставка пиццы», «Девочка и вампиры» и т. д.).

Одним из первых для детей в печати появляется «милосердный» рассказ «Амулет». Главный герой — дошкольник. У него в семье живет девочка-удмуртка. Мальчик не обращает внимание на то, что девочка другой национальности, вероисповедания. Маленький герой видит, что у нее нет еды, кроме картошки: «Я однажды дал ей кусок хлеба. Она испугалась и не съела хлеб, а отдала нищему» [2, с.17]. Он жалеет эту странную девчушку, и в награду получает «амулет их религии». Так, важным показателем душевного облика человека становится у В. Н. Крупина способность сострадать и помогать ближнему.

Через три года, в 1973 году, становится известен рассказ «Зеленка», в котором писатель изображает тяжелое послевоенное время. Тогда многие дети остались сиротами, их отправляли в детские дома. Так, и в данном произведении, в село, где живет рассказчик, привозят ребят из блокадного Ленинграда. Их можно сразу отличить от местных жителей: они постоянно намазаны зеленкой, потому что много дерутся. Но В. Н. Крупин в рассказе показывает, как людская любовь «отогревает» сердца детдомовцев. Ребята становятся такими же, как и дети, растущие в семьях, потому что все любят и поддерживают их: «Детдомовцы стали бывать и в наших домах, а мы ходили к ним» [2, с. 37].

В 1983 году В. Н. Крупин опубликовал один из самых трагических рассказов «Женя Касаткин». У заглавного героя — порок сердца, но ни рассказчик (его друг), ни одноклассники не понимают серьезности этой болезни.

Учитель русского языка и литературы Т. Г. Урванцева отмечает: «Женя — альтруист, так как заботится о спокойствии других, поэтому он просит не рассказывать маме о рыбалке, прекрасно понимая, что это её огорчит и напугает» [5, с. 131].

Смерть мальчика — это тяжелое испытание для ребят. Именно с «уходом» Жени: они переосмысливают отношение к ближнему, меняются их жизненные ориентиры: «…Хоронили Женю Касаткина назавтра. Снова было солнце. Ближе к кладбищу пошли лужи, но все равно мы не ставили гроб на телегу, несли на руках, на длинных расшитых полотенцах…» [2, с. 26].

«Интересный» подход к воспитанию самостоятельности у маленького героя показан в рассказе «Дедушка, я помогу тебе найти дорогу» (2011). В нем В. Н. Крупин «рисует» дружную, крепкую семью, в которой царит атмосфера взаимопонимания, все любят друг друга: и старшее поколение, и младшее. И для того чтобы внук запомнил дорогу из детского сада домой, дедушка делает вид, что не помнит ее:

«– Да, дедушка, — огорченно говоришь ты, — ведь ты опять забыл дорогу, опять?

— Забыл, — сокрушенно признаюсь я, — что делать, забыл. Но ведь ты меня выведешь, да? Я без тебя заблужусь…» [2, с. 61].

В рассказе 2013 года «Доставка пиццы» писатель показывает уже другие отношения, недопонимания, между дедушкой и младшим поколением: детьми, внуками, учителем.

XXI век — это век информационных технологий. И внуки в данном рассказе не отстают от него. Они сами, без помощи взрослых, снимают мини-кино «Доставка пиццы» на английском языке. Сам факт, что у внуков-школьников «все» получается, радует дедушку, но содержание огорчает. Он не понимает, как так, ни за что, можно убить человека, который осуществляет доставку пиццы. Но внукам этот сюжет нравится, ведь и по телевизору, почти каждый день, показывают убийства: «Внуки уже знают о его разговорах и с родителями, и с учительницей. Они для внуков авторитеты, а дедушка просто отстал от жизни. Он хороший, дедушка, но чего-то не понимает, не въезжает» [2, с. 78].

Так, В. Н. Крупин в рассказе «Доставка пиццы» поднимает одну из важных проблем современного общества: дети смотрят кино для «взрослых», не понимая хорошее оно или нет, просто для «крутости».

Говоря о детских рассказах В. Н. Крупина, В. Г. Распутин точно подметил: «В поэзии детства звучит здесь серьезное, без всякого умаления, уважения к детству, воспоминание о нем как о чистых и добрых наших началах» [3, с. 9].

В творчестве современного прозаика В. Н. Крупина представлено много рассказов о детях и для детей. Все они несут в себе тот нравственный заряд, который необходим не только ребенку, но и взрослому человеку.

Литература:

  1. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. — М.: «Академия», 2007. — 320 с.
  2. Крупин В. Н. «Возвращение родника» и другие рассказы. — М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2016. — 592 с.
  3. Распутин В. Г. Слово о писателе // Крупин В. Н. Живая вода: повести и рассказы. — М.: Дет. литература, 2001. — С. 5 –10.
  4. Семыкина Е. Н. Духовные векторы русской прозы и творческая эволюция В. Н. Крупина. — Белгород: Изд–во БелГУ, 2004. — 140 с.
  5. Урванцева Т. Г. «Если пристальней в детство вглядеться…» — Киров: Слободской, 2018. — 152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дедушка, рассказ, ребенок, внук, детская литература, маленький герой, современный прозаик, тяжелое послевоенное время.

Похожие статьи

Дети войны. Образ ребёнка в произведениях, написанных на тему...

Образ ребёнка занимает в художественной литературе столь важное место, что издревле в

В художественной литературе есть отдельное направление, называемое детской литературой, в

Герой романа «Между двух дверей» Олимжон — десятилетний ребёнок, но он изнутри...

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

Современная литература дает ребенку довольно разнообразную картину вариантов отношений отцов и детей.

В настоящее время многие произведения не публикуются, поэтому некоторые детские авторы начинают писать в других жанрах или вовсе перестают творить.

«Над рекой забвенья» Николая Бусленко | Статья в журнале...

Мемуаристка, публицистика и художественная литература, созданная современными авторами, пережившими 40-50-е гг. XX в. - время военных испытаний и послевоенного восстановления страны, являются ценными источниками воссоздания духовной атмосферы...

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

В такой сложной культурно-исторической обстановке литература послевоенных лет, представленная

Герой-панфиловец Бауыржан Момышулы как-то заметил: «Я прошел войну.

Таким образом, произведения о войне глубоко волнуют читателей разных времен...

Психологический анализ героев современных детских книг

Но что читают современные дети? Что из себя представляют герои детских книг в наше время?

Маленький принц, как и любой герой, проявлял свои отрицательные качества: иногда вспышки агрессии, эгоизм, амбивалентность чувств и эмоций, внутренние метания, внутренние...

Собирательный образ «маленького человека»...

Отличительная черта изображения в русской литературе образа человека, который слишком зависим от общественного мнения (образ «маленького человека»), состоит в том, что русскому человеку свойственно острое чувство несоответствия между словами и делами.

Влияние детской художественной литературы на формирование...

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания.

Тема детства в культуре России: на материале творчества Цезаря...

Сочинения Кюи о детях и для детей, свидетельствуют еще об одной особенности претворения темы детства в культуре России рубежа веков.

Особую роль в творческом наследии Ц. Кюи играет личность внука композитора Юрия Аморетти.

Ролевая игра как структурный прием в современной детской...

Типичной только для детской прозы моделью является приключение-игра, которое представляет проекцию игры в жизни самих детей, организующую свободное время коллектива детей. Этот подход характерен для творчества Ксении Драгунской.

Похожие статьи

Дети войны. Образ ребёнка в произведениях, написанных на тему...

Образ ребёнка занимает в художественной литературе столь важное место, что издревле в

В художественной литературе есть отдельное направление, называемое детской литературой, в

Герой романа «Между двух дверей» Олимжон — десятилетний ребёнок, но он изнутри...

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

Современная литература дает ребенку довольно разнообразную картину вариантов отношений отцов и детей.

В настоящее время многие произведения не публикуются, поэтому некоторые детские авторы начинают писать в других жанрах или вовсе перестают творить.

«Над рекой забвенья» Николая Бусленко | Статья в журнале...

Мемуаристка, публицистика и художественная литература, созданная современными авторами, пережившими 40-50-е гг. XX в. - время военных испытаний и послевоенного восстановления страны, являются ценными источниками воссоздания духовной атмосферы...

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

В такой сложной культурно-исторической обстановке литература послевоенных лет, представленная

Герой-панфиловец Бауыржан Момышулы как-то заметил: «Я прошел войну.

Таким образом, произведения о войне глубоко волнуют читателей разных времен...

Психологический анализ героев современных детских книг

Но что читают современные дети? Что из себя представляют герои детских книг в наше время?

Маленький принц, как и любой герой, проявлял свои отрицательные качества: иногда вспышки агрессии, эгоизм, амбивалентность чувств и эмоций, внутренние метания, внутренние...

Собирательный образ «маленького человека»...

Отличительная черта изображения в русской литературе образа человека, который слишком зависим от общественного мнения (образ «маленького человека»), состоит в том, что русскому человеку свойственно острое чувство несоответствия между словами и делами.

Влияние детской художественной литературы на формирование...

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания.

Тема детства в культуре России: на материале творчества Цезаря...

Сочинения Кюи о детях и для детей, свидетельствуют еще об одной особенности претворения темы детства в культуре России рубежа веков.

Особую роль в творческом наследии Ц. Кюи играет личность внука композитора Юрия Аморетти.

Ролевая игра как структурный прием в современной детской...

Типичной только для детской прозы моделью является приключение-игра, которое представляет проекцию игры в жизни самих детей, организующую свободное время коллектива детей. Этот подход характерен для творчества Ксении Драгунской.