Причины и условия формирования диалогичности текстов политической рекламы
Автор: Чубай Светлана Анатольевна
Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
Опубликовано в
Статья просмотрена: 715 раз
Библиографическое описание:
Чубай, С. А. Причины и условия формирования диалогичности текстов политической рекламы / С. А. Чубай. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1789/ (дата обращения: 17.12.2024).
Тексты политической рекламы (ТПР) представляют собой наиболее типичные примеры текстов массовой коммуникации. Коммуникация иерархическая, традиционная для советского общества, сменилась новым типом коммуникации – демократическим, при котором получатель имеет право выбора. Необходимость воздействовать на адресата в изменившихся социальных условиях определяет отход политика от позиций «вышестоящего», «вещающего» и стремление сблизиться с избирателем, стать с ним «равным», «своим». А значит, на смену монологу приходит диалог, субъектно-объектные отношения заменяются субъектно-субъектными. Не случайно современные исследователи отмечают, что языковым аналогом демократизации общества является переход от монологической модели коммуникации к диалогической [1, с. 152]. При этом в языке политической рекламы в значительной степени сохраняются характеристики устного общения, а следовательно, важной становится проблема эффективности общения.
Эффективность ТПР во многом определяется тем, что политик на передний план коммуникации выдвигает фигуру адресата, то есть учитывает его возрастные и гендерные особенности, его социальные, экономические и политические пристрастия и как бы «говорит языком потенциального получателя информации» [1, с. 156]. «Выбор наилучшего варианта, наиболее оригинальной формы выражения смысловой позиции, взглядов, чувств, установок осуществляется именно в диалоге коммуникаторов» [2, с. 36].
Именно поэтому одной из ведущих тенденций современной политической рекламы является ориентация политика на равенство с избирателем и установка на диалогичность. Эта тенденция проявляется не только в количественном увеличении рекламных материалов в жанрах интервью, бесед, но и в диалогизации монологических текстов.
Рассматривая, вслед за О.А. Прохватиловой, понятия диалогичность :: монологичность в рамках категории речи, которая характеризуется набором признаков в плане содержания и комплексом моделей в плане выражения, отметим, что понятия «монологичность» и «диалогичность» обладают номенклатурой признаков, функционально-семантический характер соотношения которых обеспечивает доминирование диалогичности или монологичности в речи. При этом монологичность речи характеризуется высокой степенью участия субъекта речи в процессе речепроизводства.
Диалогичность речи связана с варьированием этого признака по шкале «высокая степень участия – низкая степень участия». Кроме того, к числу релевантных признаков диалогичности и монологичности относятся также авторизация (= речевая позиция субъекта речи), которая обеспечивается актуализацией в высказывании «я» – сферы, и адресация (направленность речи), которая связана с актуализацией «ты» – сферы высказывания. Функционально-семантический характер соотношения этих признаков обеспечивает доминирование диалогичности или монологичности речи [3]. Такой подход позволяет в качестве доминанты ТПР назвать диалогичность.
Экстралингвистическая обусловленность категории диалогичности особенностями коммуникативно-познавательной деятельности субъекта и их роль в процессе текстообразования позволяют отнести данную категорию к категориям, детерминирующим содержательно-смысловую организацию ТПР.
Исследование выражения диалогичности в политической рекламе сохраняет свою актуальность потому, что диалогичность выступает не только как конструктивное свойство текста [4], но и как способ организации текста [5]. Между тем спорным продолжает оставаться вопрос о сущности диалогичности, а потому до сих пор не разработан интерпретативный аппарат изучения диалогичности политических рекламных текстов, не выявлена диалогическая модель коммуникации в соответствующей сфере. При этом отмечается, что особенностью ТПР, реализующихся в сфере публицистики, является обращенность к адресату. Это определяется именно характером отношений между политиком и избирателем. Ориентация на позицию избирателя включается как целевая установка политика, и реализация информационно-воздействующей функции, присущей ТПР, возможна лишь при этом условии. Поэтому закономерен вывод о том, что учет специфики аудитории в процессе речевого воздействия проявляется и в содержательных, и в собственно языковых особенностях ТПР.
Говоря о взаимодействии смысловых позиций в разных текстах, М.М. Бахтин ввел понятие формы, с помощью которого, по его мнению, должен осуществляться анализ речи. Формой М.М. Бахтин называл способ выражения в речевой структуре текста взаимодействия смысловых позиций, ответных реакций на другие высказывания данной сферы речевого общения [6, с. 288]. В функциональной стилистике это понятие было разработано М.Н. Кожиной, О.А. Прохватиловой, Л.Р. Дускаевой применительно к письменным научным текстам, духовной речи и публицистическим текстам соответственно. Однако при анализе ТПР, создаваемых в иной сфере деятельности, это понятие вновь требует уточнения, модификации, потому что «...формы, разумеется, резко дифференцируются в зависимости от различия тех сфер человеческой деятельности, в которых совершается речевое общение» [7].
На характер выражения диалогичности в ТПР влияет целый ряд факторов: психологических, социологических, функциональных.
В социологии [8], а также в политологии [9] при рассмотрении вопроса о роли политической рекламы в системе массовой коммуникации исходят из положения о двусторонности и даже многосторонности природы массовых коммуникативных процессов. Причина тому – особая функция политической рекламы как посредника между властью и общественным мнением. С одной стороны, политическая реклама, будучи элементом политической коммуникации, обеспечивает передачу определенной информации массовой аудитории. С другой стороны, влияет на поведение людей и социальных групп, а также на выработку ими определенных решений.
Вместе с тем в ТПР, призванных ориентировать аудиторию, оказывать воздействие на общественное мнение, формировать социально активное поведение, особенно важно и социально необходимо установить отношения взаимодействия и с адресатом [10, с. 126]. Не случайно в работах отечественных и зарубежных социологов и психологов – исследователей в области средств массовой информации – утверждается мысль о возможности эффективной коммуникации в сфере политики лишь при условии признания двусторонности общения, т.е. деятельностной, активной роли адресата в нем [2; 8].
Для нашего исследования важно, что такое взаимодействие становится предпосылкой формирования в речевой структуре ТПР диалогичности – такого качества, которое отражает диалогические отношения автора и адресата.
Важно отметить, что в каждой сфере общения формируется своя концепция адресата, определяемая целями и задачами. Так, гипотеза о смысловой позиции адресата, с которой взаимодействует политик, значительно многоаспектнее, чем в других сферах общения, поскольку отражает не только точку зрения, не только представление о смысловом поле избирателя, уровне его осведомленности, т.е. когнитивные характеристики, но и целый ряд других, эмоциональных, поведенческих сторон. Еще на этапе формирования ТПР политик строит гипотезу адресата и порождает высказывание уже в диалоге, во взаимодействии с этой гипотезой, причем релевантными для нее становятся разные параметры. Сведения об адресате, знания о предпочтениях, ожиданиях и прочих его особенностях кандидат получает через каналы «обратной» связи [11].
В целях эффективности коммуникации политик осуществляет воздействие так, как будто предупреждает возможное «сопротивление», идущее со стороны гипотетического избирателя. Тем самым политик, стремясь быть понятым, отвечает на предполагаемые возражения, недопонимание моделируемого адресата и т.п. Вот почему преодолеть гипотетическое «сопротивление» в ТПР помогают открытое выражение собственной позиции, побудительность, аргументированность, полемичность, позволяющие сделать политическую рекламу прагматически адекватной.
Необходимо заметить, что диалог кандидата с избирателем может быть как явным, так и скрытым. Целью политика является стремление перевести своего адресата на тот тип поведения, мышления, который представляется ему (политику) наиболее верным. Чтобы этого достичь, политик пытается представить избирателя своим единомышленником, стремится показать, что адресат и адресант думают, чувствуют и, следовательно, поступают одинаково. Создается иллюзия сообщества кандидата и избирателя, содружества единомышленников. Это достигается путем актуализации категории адресата, прямой апелляции к избирателю, имитирующей непосредственный диалог.
Кроме этого, политик использует тактику скрытого диалога с избирателем, который как бы неявно присутствует в ТПР. Автор предполагает, угадывает возможную реакцию и возможные невысказанные сомнения и реплики избирателя и реагирует на них. Тем самым он «обезоруживает» адресата, лишает его возможности критического отношения к своему материалу.
«Коалиция» политика с избирателем в диалоге «я – вы» сменяется соперничеством политика с явным, а чаще скрытым, оппонентом в диалоге «я – они». Причем в подобных диалогах кандидат старается представить избирателя в качестве единомышленника, противопоставляя себя и избирателя тем, с кем он вступает в полемику (оппозиция: вы – мы). Оппоненты могут быть названы либо конкретно, либо в общем. Очень часто оппонент впрямую не называется, номинация носит обобщенный характер.
Диалогичность политических рекламных текстов, как показывает наше исследование, – фундаментальное их свойство, сущностная черта, являющаяся текстовым обнаружением социальной природы общения. Без этого свойства политическая реклама теряет свои важные для эффективности общения качества. Коммуникативный процесс всегда предполагает существование как минимум двух субъектов и не ограничивается лишь односторонним сообщением – налицо более сложные и многогранные отношения между ними. Действительно, «так как язык – главное средство человеческого общения, то способ его использования предполагает непременное участие двух персонажей: говорящего и слушающего. Между ними находится само высказывание и его характер зависит от социальных взаимоотношений этих персонажей» [12, с. 310].
Таким образом, диалогический характер ТПР позволяет кандидату «руководить» процессом восприятия избирателем предложенного материала, направляет интерпретацию текста в заданное им русло. Такое воздействие не наносит коммуникативного ущерба избирателю и оказывается более результативным, более успешным и оправданным, чем прямое, императивное воздействие, характерное для советского периода.
Литература:
Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация [Текст]. – М., 2003.
Олешко, В.Ф. Моделирование в журналистике [Текст] / В.Ф. Олешко. – Екатеринбург, 2000.
Прохватилова, О.А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи [Текст] / О.А. Прохватилова. – Волгоград, 1999. – 364 с.
Коньков, В.И. Речевая структура газетных жанров [Текст] / В.И. Коньков. – СПб., 2004.
Еремина, Л.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста (О типологии публицистических жанров) [Текст] / Л.И. Еремина // Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. – М., 1987.
Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин // Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб., 2000.
Кожина, М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах [Текст] / М.Н. Кожина // Стереотипность и творчество в тексте. – Пермь, 1999.
См. подробнее: Прохоров, Е.П. Журналистика и демократия [Текст] / Е.П. Прохоров. – М., 2000; Свитич, Л.Г. Феномен журнализма [Текст] / Л.Г. Свитич. – М., 2000.
См. подробнее: Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства [Текст] / В.М. Горохов. – М., 1989; Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии [Текст] / А.И. Соловьев. – М., 2001.
Прохоров, Е.П. Журналистика и демократия [Текст] / Е.П. Прохоров. – М., 2000;
Корконосенко, С.Г. Основы журналистики [Текст] / С.Г. Корконосенко. – М., 2002.
Винокур, Г.О. Монологическая речь [Текст] / Г.О. Винокур // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.