Имидж страны как одна из целей информационной войны
Автор: Гаврилов Григорий Анатольевич
Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы филологических наук» (Чита, ноябрь 2011)
Статья просмотрена: 4088 раз
Библиографическое описание:
Гаврилов, Г. А. Имидж страны как одна из целей информационной войны / Г. А. Гаврилов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1264/ (дата обращения: 16.01.2025).
Быстрое развитие электронных каналов передачи информации в конце ХХ века, становление информационного общества, глобализация информационного пространства привели к тому, что представления, знания людей о мире в значительной мере стали формироваться средствами массовой информации (далее – СМИ). Большой объём ежедневно получаемой индивидом информации затрудняет её анализ, что приводит к восприятию как истинной той картины действительности, которая предоставляется СМИ. По этой причине имидж любого объекта, создаваемый усилиями масс-медиа, стал играть гораздо более важную роль, чем раньше. А что касается имиджа региона или страны, то он в настоящее время приобрел статус одного из основных ресурсов, определяющих его политическую, экономическую, социальную перспективу. Территориальный (страновой, региональный и т. д.) имидж в настоящее время становится реальным и чрезвычайно важным ресурсом экономики и политики [1]. Создание положительного имиджа территории в наше время – одна из важнейших целей любой страны, поскольку позитивное восприятие определённой территории способствует реализации внешнеэкономических и политических проектов, в то время как существование негативного имиджа территории способно нанести ущерб её экономической и политической системам.
Имидж региона (далее – ИР) – это относительно устойчивая совокупность рациональных и эмоциональных представлений, убеждений, ассоциаций и ощущений людей, которые возникают в сознании общественности по поводу особенностей региона. Данные представления складываются на основе информации, полученной из различных источников, которыми могут выступать: собственный опыт, СМИ, опыт других людей, слухи. Имидж региона – очень разноплановый, эмоционально окрашенный образ, целенаправленно конструируемый и конструирующийся самостоятельно в сознании людей и побуждающий к определенному социальному поведению. В контексте связей с общественностью имидж территории представляет собой результат целенаправленной деятельности по формированию желаемого уникального образа данного региона.
Различают несколько видов ИР [2]:
По воспринимаемому субъекту: внешний и внутренний, т.е. воспринимаемый жителями данного региона и воспринимаемый жителями других регионов соответственно;
2. По числу носителей образа региона: индивидуальный и групповой.
3. По способу восприятия: воспринимаемый непосредственно и воспринимаемый опосредованно, через каналы (здесь большую роль играют СМИ).
Кроме того, имидж может быть позитивным и негативным.
Имидж государства включает следующие компоненты:
Имидж власти.
Имидж демократии.
История государства.
Менталитет народа; восприятие гражданами своей страны.
Восприятие страны иностранными гражданами.
Статус государства (положение и роль государства на мировой арене).
Этот список может быть продолжен и другими компонентами, например: образ экономики, образ вооруженных сил и т.д.
Как правило, каждая страна стремится к созданию уникального положительного внешнего имиджа, поскольку он позитивно влияет на мировое общественное мнение о данной стране. Но, т.к. имидж является одним из ресурсов, определяющих политическую, экономическую и социальную перспективу страны (по мнению Галумова, позитивный образ страны - важнейший инструмент защиты ее национальных интересов [3]), то он становится объектом для внешних угроз. Позитивный имидж – это конкурентное преимущество региона, поэтому межгосударственная конкуренция распространяется и в сферу странового имиджа. Имидж страны является одной из мишеней в информационном противоборстве. Существуют примеры, когда в массовом сознании усилиями СМИ были созданы однозначно негативные образы некоторых стран, что позволило сформировать определенное (негативное) отношение общественности к данным странам, происходящим в них процессам, их внутренней и внешней политике, и впоследствии получить поддержку общественного мнения, а также санкции международных организаций, для вмешательства в дела этих государств. Процесс создания отрицательного имиджа предшествует любой военной кампании, поскольку в массовом сознании необходимо создать негативный образ государства, против которого целесообразно применить санкции и (или) военную силу. По причине возросшей в последние десятилетия роли общественного мнения, ни одна военная операция не может обойтись без её одобрения общественностью, поэтому предшествующим этапом каждой военной акции является кампания в СМИ по созданию антиимиджа государства, против которого будет применена военная сила, которая (кампания) позволит направить общественное мнение в нужное русло.
Процесс создания негативного имиджа (или антиимиджа) происходит за счет усиления отрицательных черт региона, атак на имидж лидера и в целом властей страны, на историю государства и менталитет его граждан.
Далее мы рассмотрим примеры, когда с помощью СМИ создавался негативный внешний имидж некоторых государств накануне военных конфликтов.
В 90-е гг. ХХ века активное участие в военных конфликтах в зоне Персидского залива, в Гренаде, на Гаити и в Югославии, принимали государственные информационные структуры ведущих стран мира: информационное агентство Соединенных Штатов (ЮСИА), агентство Франц Пресс (АФП), Британский совет совместно с центральным бюро информации, федеральное ведомство печати и информации (Германия) [4, с.2]. На первом этапе военного конфликта важнейшей задачей деятельности СМИ является формирование на мировом уровне положительного общественного мнения относительно факта применения военной силы для решения возникшего конфликта. Для этого создается негативный имидж страны, в отношении которой планируется военная кампания. Так, например, агентство ЮСИА (United States Information Agency) и другие мировые СМИ за несколько месяцев до начала военной операции в зоне Персидского залива против Ирака (1991 г.) успешно выполнили работу по убеждению мирового сообщества в том, что необходимо защитить мир от агрессивной политики С.Хусейна путем применения военной силы против Ирака. А накануне вторжения в Ирак в 2003 г. американское руководство и западные масс-медиа создали имидж Ирака как государства, угрожающего мировой общественности; сообщалось о наличии у этой страны оружия массового поражения и связях лидера Ирака Саддама Хусейна с террористической организацией «Аль-Каида». Возможности масс-медиа были использованы в период накануне операции американских войск на Гаити (1994 г.). Здесь основную роль в формировании мирового общественного мнения сыграли передачи международной службы новостей Си-Эн-Эн (CNN). Возможность использования спутниковой связи позволила транслировать передачи о преступлениях военного режима на Гаити на 95 стран мира [5], а монопольное право на распространение информации позволяло осуществлять эффективное информационно-пропагандистское воздействие.
Накануне вторжения в Панаму (1989 г. – операция «Правое Дело» (англ. Just Causе)) американские специалисты в области коммуникаций различного профиля впервые тесно взаимодействовали и использовали возможности СМИ для формирования благоприятного общественного мнения относительно операции [6, с. 255]. Для этого был сформирован антиимидж Панамы как государства: был создан негативный образ панамских властей. Уже в начале 1988 г. в американской печати началась информационная кампания с целью вызвать у общественности США беспокойство за жизни американских военных и их семей, проживающих в Панаме: публиковались материалы о дискриминации граждан США со стороны панамских властей. Лидер Панамы, генерал Норьега, изображался в американских СМИ как преступник, лидер наркомафии; кроме того, в газетах была опубликована фотография кабинета Норьеги, где на стене находился портрет Адольфа Гитлера, что дополнило созданный СМИ его однозначно отрицательный образ руководителя страны и проводимой им внутренней политики.
Что касается агрессии НАТО против Югославии в 1999 г., то накануне военной операции в западных СМИ был создан негативный образ сербского народа и лидера Югославии Слободана Милошевича. Кроме того, на протяжении первой половины 90-х гг. ХХ века в западной прессе (преимущественно европейской) активно создавался имидж балканского региона как территории с острейшими межэтническими и религиозными противоречиями, неразрешимыми без вмешательства международных организаций, и вызванными – по мнению многих журналистов - политикой коммунистического правительства Югославии и национализмом сербов.
Таким образом, имидж страны в наши дни является важнейшим инструментом защиты ее национальных интересов, поэтому его повреждение или разрушение может нанести ущерб государству. Кроме того, имидж региона является мишенью в ходе информационной войны. Накануне военных операции с помощью СМИ создается негативное общественное мнение о государстве, в отношении которого планируется военная кампания. Для этого осуществляется процесс разрушения странового имиджа (или процесс создания антиимиджа государства). Таким образом, благодаря информационным технологиям, появилась возможность влиять на восприятие общественностью образа того или иного государства, и использовать впоследствии созданный негативный образ для установления контроля над определенными регионами.
- Литература:
Важенина И.С., Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде, журнал "Маркетинг в России и за рубежом" №6, 2006, ресурс доступа: http://www.dis.ru/library/market/archive/2006/6/4512.html
Ирина Степанова, Международный имидж России через призму инструментального подхода, журнал «Корпоративная имиджелогия», №01 (01) 2007, ресурс доступа: http://www.ci-journal.ru/article/66/200701rezenzia_galumov
В.Малышев, Использование возможностей средств массовой информации в локальных вооруженных конфликтах, журнал «Зарубежное военное обозрение», № 7 2000, с.2-8.
- http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=630&c_id=7527
- Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2006. – 352 с.