Античные образы и концепция судьбы в лирике Е. Зейферт | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Калабергенова А. К. Античные образы и концепция судьбы в лирике Е. Зейферт [Текст] // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/24/790/ (дата обращения: 19.08.2018).

В творчестве Е. Зейферт мифология занимает особое место. Именно через призму мифа Елена Зейферт понимает и принимает сегодняшний мир.

Как отмечала Ж. Толысбаева, одна из первых исследовательниц творчества Е. Зейферт, «…субъект лирического высказывания в ее сонете – эмоциональная личность, интеллектуал, философ, обладающий даром гармонического мировидения»[6,с. 12]. Именно это качество – гармоническое мировидение – и позволило поэтессе создать свой «миф о Человеке». Каждый текст Е. Зейферт создает образ непреклонного человека, чуждого компромиссам, умеющего искренне любить и быть достойным страдания.

Стихи о Человеке в ее творчестве не только свидетельствуют о своеобразном видении личности «человека всех времен и народов», но также дают возможность ее воссоздать. Авторская мифопоэтическая модель судьбы человека наиболее оригинально воплощена в сонете с характерным заглавием «Никто».

Никто

(сонет)

Я Пимен твой. Я скульптор твоей тени.

Я чистильщик камзола твоего.

Я та, что есть на свете без сомнений,

И та, что может все из ничего.

А ты Давид. Ты статуя нагая.

(Камзол висит на стуле до утра)

Ты, как слепец, уверен – я такая

И буду вечным светоносным Ра.

Но я не Феникс. Я живу однажды.

Я Жанна д' Арк, уснувшая от жажды

Любви. Я Одиссей из шапито.

Я подожду, пока ты, ослепленный,

В пещере сердца дочерна влюбленный,

Взовешь «Кто ты?» и оглушу

«Никто!»[2, с.44-45]

Заглавие сонета работает в нескольких планах одномоментно. С первой строки оно напрямую выводит к Одиссею, назвавшемуся «Никто» в пещере Полифема. И эта откровенная мифопоэтическая реставрация позволяет интерпретировать образ главной героини и как игровой (не случайно так много масок примеряется ею на протяжении всего текста), и ускользающей от одномерности отношений. В то же время «Никто» - это позиционирование великих, гениальных и скромных личностей, понимающих истинное место во вселенной и потому добровольно остающихся в тени. Примечательно, образ «никто» встречается и в прозе Е.Зейферт:

«…Гость откинулся на спинку воображаемого стула и деликатно исчез, как никто, понимая ее, как всегда послушный. Она испуганно, но с явной охотой погружалась в мягкое приятное кружево- молодость…запах своих длинных волос…чей-то голос…Полнота жизненных красок исходила извне, она встала, как- будто кто-то крепко взял ее за маленькую, беспомощную руку, и вдруг поняла…» [2, с.114]

Противоречивый понятийный ряд, прослеживающейся в динамике развития образа Никто, свидетельствует о богатом генезисе этого образа и аппелирует к миру о Тени, имеющему глубокие корни. Тень – своеобразный символ, оставляемый телом человека. Через тень тело приобретает способность отстраняться от самого себя, раздваиваться или множиться, обретать пространственную и временную независимость. Вот почему потеря тени ущербна для тела. Тень, как и отражение, особым образом продолжает и расширяет жизнь человека в окружающем пространстве: он один начинает занимать два или даже несколько мест. [5, с.85]

Подобное совмещение противоречивых значений прослеживается и у Е. Зейферт. В каждой строчке сонета находится образная или понятийная антитеза:

Я не Феникс- буду вечным;

ты статуя-взовешь;

взовешь-оглушу;

Кто ты?- Никто.

Многие философы, начиная с Платона, видели в человеке божественное создание. Не исключение и Е.Зейферт. Высший человек для нее – богоизбранник, идеал, отмеченный светом небес. Мотив бессмертия подобного человека – один из главных и постоянных мотивов ее творчества. Не случайно, автор обращается к образам Феникса, бога Ра, Жанны д' Арк. Феникс (Фойнике) – мифическая птица золотисто-красного цвета, живущая 500 лет (или 1460, или 12954), перед смертью сжигает себя и тут же рождается вновь из пепла молодой и обновленной.[4:286] Жанну д' Арк сожгли на костре, но согласно легенде, ее сердце нашел палач среди пепла, костер так и не смог уничтожить сердце легендарной героини. Бог Ра – бог солнца, «зрелое солнце», оплодотворившее самое себя, вечное светоносное. Но, в то же время в тексте Е. Зейферт очевиден антиномический ряд:

1) смертен – бессмертен;

2) всеведущ – бесплотен;

3) ничтожен – всемогущ.

Авторский миф Зейферт о жизни, в целом, соотносим с пушкинской стихийной метафизикой, которая в свою очередь восходит к учению Гераклита об огне-первооснове- чистом космическом движении, всеедином начале абсолюта.[1, с.94]

В творчестве Е. Зейферт любовное чувство изображается как горение души:

Ты, как слепец, уверен – я такая

И буду вечным светоносным Ра. [2, с.44],

А смерть - как угасание огня в человеческом существе:

Но я не Феникс. Я живу однажды. [2, с.45].

И тут же идея любви сопряжена с возгоранием:

Я Жанна д' Арк, уснувшая от жажды

Любви. [2, с.45]

Характерно, что обе позиции не противоречат гераклитовой философии, в которой бытие представляет собой борьбу различных состояний огня.

Вечная борьба в человеке, масштабность создаваемого образа раскрывается в образе Пимена (Преподобный Пимен, живший в ХII веке, исцелял больных, предсказывал будущее).

Не менее многозначен следующий образ: образ скульптора («Я скульптор твоей тени»[2, с. 44]). Скульптор – реальный человек, создатель статуи (выполняет миссию творца), образ, который формирует, воссоздает, однако скульптор твоей тени, в данном случае души.

Поскольку автор изображает образ бездушного, тиранического человека: «А ты Давид. Ты статуя нагая»[2, с. 44]. Известно, что скульптура – один из самых древних видов искусства. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека. Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, 5-метровое изваяние стало восприниматься как символ грозной силы. В тексте же Е. Зейферт Давид – символ застывшего чувства.

Чтобы пробудить это чувство автор использует сонет. Л. Гроссман отождествил сонет с поэмой. «Маленькой поэмой», «точной поэмой» [6, с.14] можно назвать и сонет Зейферт, где героиня выступает в качестве лирического рассказчика, а Он, в отличие от автора-повествователя, не обладает качествами всеведения и всезнания:

Ты, как слепец…

Я подожду, пока ты, ослепленный…[2, с.45]

Герою же дано право высказаться всего один раз: «Кто ты?»[2, с.45]

Характеристика поведения героя с его НЕРАЗВИТОЙ способностью ЛЮБВИ метафорой «дочерна влюбленный» очень выразительна. Оксюморонное словосочетание (черный и влюбленный – понятия несовместимые) передает степень напряжения чувств героини и ее оценку героя.

Обращаясь к своеобразию диалога в сонете, следует сказать о том, что обмен героев репликами обнаруживает пропасть между их состояниями, они не видят и не слышат друг друга. И такая «глухота» акцентирует трагедию непонимания между лирической героиней и героем. Героиня своей репликой отвергает возможность взаимопонимания. Она воинственна, самодостаточна, непоколебима в собственной позиции обладает огромной силой волей.

Но трагедия неразделенной любви в конце сюжета (по закону этого жанра) лишает героиню рассудка, рождает бунтарство, возмущение некоей справедливостью. Рифменные созвучия «подожду»- «накажу», «оглушу» помогают увидеть перерождение героини. Как Одиссей вонзил дубину в единственный глаз чудовищного великана Полифема, так и героиня ждет до конца: пока возлюбленный не признает свое неумение любить:

В пещере сердца дочерна влюбленный…[2, с.45]

С самого начала сонета лирическая героиня примеряет на себя женские роли - нимфы, богини, испытывающей неземную любовь:

Я та, что есть на свете без сомнений,

И та, что может все из ничего.[2, с.44]

Сонет нередко называют самым автобиографичным жанром лирики, поскольку в этом жанре особенно ощутимо максимальное сближение автора и лирического героя. Сонетный автобиографизм не претендует на документалистскую точность, он рождается как эстетическое воплощение переживания поэта. Отсюда такое немыслимое количество личного местоимения «Я»:

Я – Пимен,

Я – скульптор,

Я – чистильщик,

Я – та,

Я – такая,

Я – не Феникс,

Я – живу,

Я – Жанна д, Арк,

Я – Одиссей,

Я – подожду.

Так акцентировано внимание автора на деятельном созидательном начале Человека.

Творчество Е. Зейферт является достаточно ярким явлением мифологического мышления, имеющее разноплановый характер. Предметом же глубокого и философского исследования является у автора – человек, умеющий искренне любить, в масштабном смысле этого слова. Любовь как высшая степень сознания, стремящаяся сделать человека человеком, напоминает о высшем предназначении человека.

Манифестируемый в тексте «Никто» – это нравственный выбор поэтессы, ее жизненная позиция, а шире – утверждение ею концепции человеческого бытия, в котором нет места тирании, деспотизму, насилию. Благодаря мифопоэтической основе этого текста достигается простота и прямота высказываний, с которой только и можно говорить о личном и общем, актуальном и общечеловеческом.


Литература:
  1. Гольфстрем, М. О пушкинской метафизике в связи с философией Гераклита. [Текст] / Гольфстрем, М. – Москва, 1996.
  2. Зейферт, Е. И. Малый изборник. [Текст] / Е.И. Зейферт. – Караганда.: Санат, 2002.
  3. Зейферт, Е. И. Сухой тополь. [Текст] / Е. И. Зейферт. – Караганда.: Сингл, 2002.
  4. Лосев, И. Н. Мифологический словарь [Текст] / И.Н. Лосев. – Ростов- на Дону.: Просвещение, 1996.
  5. Савельева, В.В. Художественная антропология и творчество писателя [Текст] / В.В. Савельева // Усть-Каменогорск: Алматы 2007
  6. Толысбаева, Ж. Ж. Сонет в поэзии Казахстана конца ХХ- начала ХХI вв. [Текст] / Ж.Ж. Толысбаева. – Семипалатинск.: Талант, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): Сонет, образ, тень, лирическая героиня, жажда Любви, пещера сердца, скульптор, творчество, текст.

Похожие статьи

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

Книга символов» (1903), «Сонеты Солнца, мёда и Луны» (1917, 1921), «Солнечная пряжа.

Восточная тема в творчестве К.Д. Бальмонта | Статья в журнале... Таким образом, лирический герой стихотворения, отождествляя себя с индийским йогом, совершает.

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

Но лирический герой горд как созданный им образ.

Лирический герой, признаваясь в любви к осени дает пояснение этому великому чувству.

В первой части лирическая героиня объясняет, почему она обращается к Богу, во второй - мы...

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия». лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов, закатное рондо, форма стиха.

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

текст, привлечение контекста, лирическая героиня, жена, историческая эпоха, единственный взгляд, поэтическое творчество, библейский образ, родной Содом, библейский миф.

Поэма А. С. Есенина «Черный человек» (материалы...)

За мною всюду. Как тень он гонится. Вот и теперь. Мне кажется, он с нами сам — третей.

лирический герой, стихотворение, герой, поэт, женщина, жизнь, окружающая среда, лирическая героиня, личная

Образ слова в венке сонетов В. Я. Брюсова «Светоч мысли».

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова | Молодой ученый

лирический герой, война, огонь, стихотворение, любовь, жизнь, автор, мой... Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина».

Образ-символ розы в ранней лирике А. А. Ахматовой

О, сердце любит сладостно и слепо! А в конце четвертой — об осенних

Стихотворение «Последняя роза»: соборный образ творчества Анны Ахматовой / Сибирские огни.

Основные термины (генерируются автоматически): роза, символ розы, лирическая героиня, Высокий...

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

Его творчество вполне можно отнести к поэзии смыслов, поскольку его поэтические образы показаны в контрасте с ангажированными клише.

Для лирического героя любовь является путеводной звездой на трудном и тернистом пути жизни. Тема страдания в лирике И. Ф...

Архетипы анимы и тени в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

В эти сложные для поэта годы, в его творчестве появляется архетип Тени.

И хотя она сердце «со смехом» другому отдала, но, тем не менее, эта любовь, безответная

лирический герой, стихотворение, герой, поэт, женщина, жизнь, окружающая среда, лирическая героиня, личная...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

Книга символов» (1903), «Сонеты Солнца, мёда и Луны» (1917, 1921), «Солнечная пряжа.

Восточная тема в творчестве К.Д. Бальмонта | Статья в журнале... Таким образом, лирический герой стихотворения, отождествляя себя с индийским йогом, совершает.

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

Но лирический герой горд как созданный им образ.

Лирический герой, признаваясь в любви к осени дает пояснение этому великому чувству.

В первой части лирическая героиня объясняет, почему она обращается к Богу, во второй - мы...

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия». лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов, закатное рондо, форма стиха.

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

текст, привлечение контекста, лирическая героиня, жена, историческая эпоха, единственный взгляд, поэтическое творчество, библейский образ, родной Содом, библейский миф.

Поэма А. С. Есенина «Черный человек» (материалы...)

За мною всюду. Как тень он гонится. Вот и теперь. Мне кажется, он с нами сам — третей.

лирический герой, стихотворение, герой, поэт, женщина, жизнь, окружающая среда, лирическая героиня, личная

Образ слова в венке сонетов В. Я. Брюсова «Светоч мысли».

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова | Молодой ученый

лирический герой, война, огонь, стихотворение, любовь, жизнь, автор, мой... Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина».

Образ-символ розы в ранней лирике А. А. Ахматовой

О, сердце любит сладостно и слепо! А в конце четвертой — об осенних

Стихотворение «Последняя роза»: соборный образ творчества Анны Ахматовой / Сибирские огни.

Основные термины (генерируются автоматически): роза, символ розы, лирическая героиня, Высокий...

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

Его творчество вполне можно отнести к поэзии смыслов, поскольку его поэтические образы показаны в контрасте с ангажированными клише.

Для лирического героя любовь является путеводной звездой на трудном и тернистом пути жизни. Тема страдания в лирике И. Ф...

Архетипы анимы и тени в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

В эти сложные для поэта годы, в его творчестве появляется архетип Тени.

И хотя она сердце «со смехом» другому отдала, но, тем не менее, эта любовь, безответная

лирический герой, стихотворение, герой, поэт, женщина, жизнь, окружающая среда, лирическая героиня, личная...

Задать вопрос