Автор: Никонов Семен Семенович

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.12.2016

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Никонов С. С. Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 422-423.



В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к выводу, что своеобразие героя Брюсова — это человек-путник, который ищет свободу, через героический подвиг или событие, отвергая любовь и свое личное счастье.

Ключевые слова: Брюсов, мировоззрение, стихотворения, герой, история, античность, любовь

Валерий Яковлевич Брюсов в высокой степени обладал, по определению М. Горького, «тонким и редким даром проникновения в прошлое» [1, с.247]. Для него история была не «страной могил», а «знакомым миром», с которым он «одной душой когда-то жил», как он пишет в своем стихотворении «На форуме» [2, с.129]. «Старое», прежде всего, для него «новое». В течение нескольких лет в пустыне декадентского искусства, Брюсов томился и жаждал обновления, и материал для него он находил в прошлых веках. Одним из кладезей, в котором хранился огромный запас знаний, неразгаданных тайн и завораживающей эстетики, была эпоха Античности. Безусловно, отпечаток, оставленный греко-римской цивилизацией во всем ее многообразии, прослеживается на протяжении всего творческого пути Брюсова, являясь ценным источником образов и сюжетов для поэта. Пропуская свои знания и мысли через призму античного мира, он выражал свои представления и взгляды на чувства любви, на человека и его место в мире. Таким образом, история, а именно античность (образы мифологических персонажей, величайших полководцев, культурных деятелей и искусно слагаемые мифы и легенды, исторические события, образцы античного искусства) являлась для него инструментом, иначе говоря, пером и чернилами для создания своих произведений. Она помогала Валерию Яковлевичу преломить в себе проблемы современности и содержала идеи, восходящие к окружающей его действительности. История не уводила поэта от действительности, а скорее приближала к ней, углубляла и объясняла ее. Мы попытаемся выявить своеобразие его взглядов и точку зрения на тему любви и человека через стихотворения с мотивами античной эпохи.

Каждая творческая личность имеет свой взгляд на важные темы и вопросы и, используя свои жизненные знания, художественный вкус и неповторимый талант, выражает это в своих произведениях. Одной из таких тем, несомненно, является человек и его место в мире. Брюсов ценит человеческую жизнь и ставит ее выше богов, это доказывают следующие строки из стихотворения «Служителю муз»:

Пусть боги смотрят безучастно

На скорбь земли: их вечен век.

Но только страстное прекрасно

В тебе, мгновенный человек! (1907) [2, с.130]

Или отрывок риторического обращения к Психее из одноименного стихотворения:

И на пиру богов, под их бесстыдный смех,

Где выше власти все, все — боги да богини,

Не вспоминала ль ты о днях земных утех,

Где есть печаль и стыд, где вера есть в святыни! (1898) [2, с.39]

А в стихотворении «Тайна деда» Брюсов пытается даже разрушить веру юноши и превратить ее в «горькую тайну»:

И не нашли там чертогов — лишь камни нагие:

Не было места, чтоб жить олимпийцам блаженным!

Юноша! горькую тайну тебе открываю:

Ведай, что нет на Олимпе богов — и не будет! (1916) [2, с.183]

Жизнь человека, короткая и драгоценная, должна, по убеждению поэта, быть яркой и посвященной героическому подвигу ради свободы. Человек для Брюсова является героем великой силы, охваченным свободой и преданный своему восхождению, он неподвластен любви, личному счастью и богам. Например, Эней, герой одноименного стихотворения, сын Афродиты, устремляется навстречу высокому подвигу, принося в жертву свое личное счастье и «исторгнув помыслы любви» [2, c.127]. Изображая Ахиллеса у алтаря, которого «Мать звала к спокойной доле…», поэт вкладывает в его уста слова:

Но прекрасен ясный жребий –

Просиять и умереть! (1905) [2, с.98]

Или в стихотворении «Орфей и аргонавты» есть следующие строки:

Мощен Геракл, благороден Менотий,

Мудр многоопытный старец Нелей, –

Ты же провидел в священной дремоте

Путь предстоящий, Орфей! (1904) [2, с.99]

В знаменитых «Гребцах триремы» прикованные пленники являются для поэта героями, которые «Волны упругие роют» [2, с.103]:

Мча на неведомый бой

Бег быстролетной триремы. (1904) [2, с.103]

А стихотворение «Александр Великий» открывают следующие слова:

Неустанное стремленье от судьбы к иной судьбе,

Александр Завоеватель, я — дрожа — молюсь тебе. (1899) [2, с.40]

Приведенные строки показывают своеобразное отношение Брюсова к человеку, он видит его угнетенным героем-путником, который идет к свободе, и путь этот лежит через крах иллюзий и отказ от своего счастья. Во время героических подвигов лирический герой (человек) не должен любить, он должен одержать победу над силой страсти, он должен отречься от нее во имя свободы.

В лирике Валерия Брюсова любовь доведена до уровня трагедии, она болезненна, всепоглощающа. Страсть граничит с геройством. Любовь — лишь миг, в который вложено немыслимое количество оттенков этого великого чувства, но это мгновение настолько коротко, что оно не должно мешать великому предназначению человека. Любовь является жертвой, она принесена в жертву ради свободы. Влюбленные встречают на пути множество преград и препятствий, которые разъединяют их навечно, любовь трагична и печальна, а утешение видится в мечтах и сладости свободы.

Пропитанный знанием истории, вдохновленный героикой выдающихся людей, мифологических персонажей и великих событий прошлого, Валерий Яковлевич Брюсов понимал, предчувствовал катаклизм и падение существующего строя. В отличие от других писателей и поэтов, свободу и любовь он видел как противоборствующие явления, которые несовместимы и не могут друг с другом жить. Брюсов постоянно находился в поиске самого настоящего человека-героя, кто бы мог вести народ к свободе. В конце творческого пути Брюсова завершают эти поиски образ того, кто возглавлял и олицетворял Великую русскую революцию — В. И. Ленин.

Если познать душу, скрытую под тонкой кожей художника, раскрыть его натуру и представление о мире, как увидеть каждую огранку бриллианта, их чистоту и геометрическую точность пропорций, то можно увидеть его минуты озарения, дни тяжких трудов, прожитые годы, как десятки лет назад за письменным столом, талантливый ювелир создает свой драгоценный камень.

Литература:

  1. Брюсов В. Я., Богомолова Н. А., Котрелев Н. В. Брюсов В. Я. Среди стихов: 1894–1924: Манифесты, статьи, рецензии. — М.: Советский писатель, 1990. — 720 с.
  2. Брюсов В. Я., Трифонов Н. А. Брюсов В. Я. Избранное: Стихотворения. Лирические поэмы. — 2-е изд. — М.: Московский рабочий, 1983. — 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Валерий Яковлевич Брюсов, творческого пути Брюсова, одноименного стихотворения, личное счастье, следующие строки, мифологических персонажей, стихотворении «На форуме», герой одноименного стихотворения, стихотворения «Служителю муз», «Тайна деда» Брюсов, мотивами Античной эпохи, Валерия Брюсова любовь, анализа лирического героя, своеобразное отношение Брюсова, мотивами античной эпохи, призму античного мира, днях земных утех, прекрасен ясный жребий, образы мифологических персонажей, проблем конца xix.

Ключевые слова

любовь, мировоззрение, история, герой, Брюсов, античность, стихотворения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос