Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.12.2016

Статья просмотрена: 2487 раз

Библиографическое описание:

Никонов, С. С. Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова / С. С. Никонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 422-423. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37480/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к выводу, что своеобразие героя Брюсова — это человек-путник, который ищет свободу, через героический подвиг или событие, отвергая любовь и свое личное счастье.

Ключевые слова: Брюсов, мировоззрение, стихотворения, герой, история, античность, любовь

Валерий Яковлевич Брюсов в высокой степени обладал, по определению М. Горького, «тонким и редким даром проникновения в прошлое» [1, с.247]. Для него история была не «страной могил», а «знакомым миром», с которым он «одной душой когда-то жил», как он пишет в своем стихотворении «На форуме» [2, с.129]. «Старое», прежде всего, для него «новое». В течение нескольких лет в пустыне декадентского искусства, Брюсов томился и жаждал обновления, и материал для него он находил в прошлых веках. Одним из кладезей, в котором хранился огромный запас знаний, неразгаданных тайн и завораживающей эстетики, была эпоха Античности. Безусловно, отпечаток, оставленный греко-римской цивилизацией во всем ее многообразии, прослеживается на протяжении всего творческого пути Брюсова, являясь ценным источником образов и сюжетов для поэта. Пропуская свои знания и мысли через призму античного мира, он выражал свои представления и взгляды на чувства любви, на человека и его место в мире. Таким образом, история, а именно античность (образы мифологических персонажей, величайших полководцев, культурных деятелей и искусно слагаемые мифы и легенды, исторические события, образцы античного искусства) являлась для него инструментом, иначе говоря, пером и чернилами для создания своих произведений. Она помогала Валерию Яковлевичу преломить в себе проблемы современности и содержала идеи, восходящие к окружающей его действительности. История не уводила поэта от действительности, а скорее приближала к ней, углубляла и объясняла ее. Мы попытаемся выявить своеобразие его взглядов и точку зрения на тему любви и человека через стихотворения с мотивами античной эпохи.

Каждая творческая личность имеет свой взгляд на важные темы и вопросы и, используя свои жизненные знания, художественный вкус и неповторимый талант, выражает это в своих произведениях. Одной из таких тем, несомненно, является человек и его место в мире. Брюсов ценит человеческую жизнь и ставит ее выше богов, это доказывают следующие строки из стихотворения «Служителю муз»:

Пусть боги смотрят безучастно

На скорбь земли: их вечен век.

Но только страстное прекрасно

В тебе, мгновенный человек! (1907) [2, с.130]

Или отрывок риторического обращения к Психее из одноименного стихотворения:

И на пиру богов, под их бесстыдный смех,

Где выше власти все, все — боги да богини,

Не вспоминала ль ты о днях земных утех,

Где есть печаль и стыд, где вера есть в святыни! (1898) [2, с.39]

А в стихотворении «Тайна деда» Брюсов пытается даже разрушить веру юноши и превратить ее в «горькую тайну»:

И не нашли там чертогов — лишь камни нагие:

Не было места, чтоб жить олимпийцам блаженным!

Юноша! горькую тайну тебе открываю:

Ведай, что нет на Олимпе богов — и не будет! (1916) [2, с.183]

Жизнь человека, короткая и драгоценная, должна, по убеждению поэта, быть яркой и посвященной героическому подвигу ради свободы. Человек для Брюсова является героем великой силы, охваченным свободой и преданный своему восхождению, он неподвластен любви, личному счастью и богам. Например, Эней, герой одноименного стихотворения, сын Афродиты, устремляется навстречу высокому подвигу, принося в жертву свое личное счастье и «исторгнув помыслы любви» [2, c.127]. Изображая Ахиллеса у алтаря, которого «Мать звала к спокойной доле…», поэт вкладывает в его уста слова:

Но прекрасен ясный жребий –

Просиять и умереть! (1905) [2, с.98]

Или в стихотворении «Орфей и аргонавты» есть следующие строки:

Мощен Геракл, благороден Менотий,

Мудр многоопытный старец Нелей, –

Ты же провидел в священной дремоте

Путь предстоящий, Орфей! (1904) [2, с.99]

В знаменитых «Гребцах триремы» прикованные пленники являются для поэта героями, которые «Волны упругие роют» [2, с.103]:

Мча на неведомый бой

Бег быстролетной триремы. (1904) [2, с.103]

А стихотворение «Александр Великий» открывают следующие слова:

Неустанное стремленье от судьбы к иной судьбе,

Александр Завоеватель, я — дрожа — молюсь тебе. (1899) [2, с.40]

Приведенные строки показывают своеобразное отношение Брюсова к человеку, он видит его угнетенным героем-путником, который идет к свободе, и путь этот лежит через крах иллюзий и отказ от своего счастья. Во время героических подвигов лирический герой (человек) не должен любить, он должен одержать победу над силой страсти, он должен отречься от нее во имя свободы.

В лирике Валерия Брюсова любовь доведена до уровня трагедии, она болезненна, всепоглощающа. Страсть граничит с геройством. Любовь — лишь миг, в который вложено немыслимое количество оттенков этого великого чувства, но это мгновение настолько коротко, что оно не должно мешать великому предназначению человека. Любовь является жертвой, она принесена в жертву ради свободы. Влюбленные встречают на пути множество преград и препятствий, которые разъединяют их навечно, любовь трагична и печальна, а утешение видится в мечтах и сладости свободы.

Пропитанный знанием истории, вдохновленный героикой выдающихся людей, мифологических персонажей и великих событий прошлого, Валерий Яковлевич Брюсов понимал, предчувствовал катаклизм и падение существующего строя. В отличие от других писателей и поэтов, свободу и любовь он видел как противоборствующие явления, которые несовместимы и не могут друг с другом жить. Брюсов постоянно находился в поиске самого настоящего человека-героя, кто бы мог вести народ к свободе. В конце творческого пути Брюсова завершают эти поиски образ того, кто возглавлял и олицетворял Великую русскую революцию — В. И. Ленин.

Если познать душу, скрытую под тонкой кожей художника, раскрыть его натуру и представление о мире, как увидеть каждую огранку бриллианта, их чистоту и геометрическую точность пропорций, то можно увидеть его минуты озарения, дни тяжких трудов, прожитые годы, как десятки лет назад за письменным столом, талантливый ювелир создает свой драгоценный камень.

Литература:

  1. Брюсов В. Я., Богомолова Н. А., Котрелев Н. В. Брюсов В. Я. Среди стихов: 1894–1924: Манифесты, статьи, рецензии. — М.: Советский писатель, 1990. — 720 с.
  2. Брюсов В. Я., Трифонов Н. А. Брюсов В. Я. Избранное: Стихотворения. Лирические поэмы. — 2-е изд. — М.: Московский рабочий, 1983. — 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): личное счастье, любовь, античная эпоха, лирический герой, одноименное стихотворение, свобода, стихотворение, творческий путь.


Похожие статьи

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

Не случайно выбрано время действия, личное, когда «вранье» сведено на нет (ср. «Стихло в улицах вранье»), а в молчанье открывается доброта.

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, война, огонь, стихотворение, любовь, жизнь, автор, мой...

Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина»

Он обращается к сценическим произведениям на протяжении всего творческого пути[1]. Среди них опера «Анна Снегина» привлекает своей особой лирической направленностью[2]. Это второе обращение

Для экспозиции главного героя выбрано стихотворение «Край любимый».

Духовный мир лирического героя стихотворений И. А. Бродского...

То есть, смотри на свою жизнь и помни о грехе, о свободе выбора добра или зла.

Лирический герой его стихотворений, несмотря на всю общность (путь страданий, одиночество) не тождественен лирическому герою поэзии И. А. Бродского.

Лирический герой в произведениях Сергея Есенина как вариация...

Так и его лирический герой в стихотворениях, написанных во время революции, предстает перед пониманием читателя как познающий герой в рамках экзистенциализма.

Известно только одно, что за всю его короткую жизнь он не нашёл счастья в личной жизни.

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Это классический образец ренессансной поэзии, в которой заново осознаются античные образы (например

Для него любовь не пребывание на грани жизни и смерти, а радостное и приятное состояние.

Лирический герой — не покорный воле звёзд влюблённый, а герой-авантюрист.

К вопросу изучения традиций Надсона в пролетарской поэзии

Однако лирический герой поэтов-рабочих преодолевает в себе настроения бессилия, уныния.

Очень часто в своих пейзажных стихотворениях пролетарские поэты высказывают свою тоску

Но вместе с тем требования долга они ставят выше личного счастья.

Концепт «любовь» в лирике Пушкина | Статья в журнале...

В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя.

Концепт пути в лирике В. Высоцкого. «Любовь» в контексте метафорического моделирования.

Гюго — великий романтик Франции | Статья в журнале...

Второй период в истории человечества Гюго называет античной эпохой.

На протяжении всего почти 70-летнего творческого пути Гюго был одновременно не только драматургом и

В стихотворении «Карта Европы», как бы с высоты птичьего полета смотрит поэт на Европу и...

Тема смерти в контексте религиозно-философских исканий...

По мысли автора, человек порабощен суетностью мирской, стремится обрести счастье, которое ищет и не находит.

В стихотворении «Отрывок» (1830) размышление о смерти представлено с позиций верующей героини и лирического героя, который рациональным путем стремится...

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

Не случайно выбрано время действия, личное, когда «вранье» сведено на нет (ср. «Стихло в улицах вранье»), а в молчанье открывается доброта.

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, война, огонь, стихотворение, любовь, жизнь, автор, мой...

Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина»

Он обращается к сценическим произведениям на протяжении всего творческого пути[1]. Среди них опера «Анна Снегина» привлекает своей особой лирической направленностью[2]. Это второе обращение

Для экспозиции главного героя выбрано стихотворение «Край любимый».

Духовный мир лирического героя стихотворений И. А. Бродского...

То есть, смотри на свою жизнь и помни о грехе, о свободе выбора добра или зла.

Лирический герой его стихотворений, несмотря на всю общность (путь страданий, одиночество) не тождественен лирическому герою поэзии И. А. Бродского.

Лирический герой в произведениях Сергея Есенина как вариация...

Так и его лирический герой в стихотворениях, написанных во время революции, предстает перед пониманием читателя как познающий герой в рамках экзистенциализма.

Известно только одно, что за всю его короткую жизнь он не нашёл счастья в личной жизни.

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Это классический образец ренессансной поэзии, в которой заново осознаются античные образы (например

Для него любовь не пребывание на грани жизни и смерти, а радостное и приятное состояние.

Лирический герой — не покорный воле звёзд влюблённый, а герой-авантюрист.

К вопросу изучения традиций Надсона в пролетарской поэзии

Однако лирический герой поэтов-рабочих преодолевает в себе настроения бессилия, уныния.

Очень часто в своих пейзажных стихотворениях пролетарские поэты высказывают свою тоску

Но вместе с тем требования долга они ставят выше личного счастья.

Концепт «любовь» в лирике Пушкина | Статья в журнале...

В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя.

Концепт пути в лирике В. Высоцкого. «Любовь» в контексте метафорического моделирования.

Гюго — великий романтик Франции | Статья в журнале...

Второй период в истории человечества Гюго называет античной эпохой.

На протяжении всего почти 70-летнего творческого пути Гюго был одновременно не только драматургом и

В стихотворении «Карта Европы», как бы с высоты птичьего полета смотрит поэт на Европу и...

Тема смерти в контексте религиозно-философских исканий...

По мысли автора, человек порабощен суетностью мирской, стремится обрести счастье, которое ищет и не находит.

В стихотворении «Отрывок» (1830) размышление о смерти представлено с позиций верующей героини и лирического героя, который рациональным путем стремится...

Похожие статьи

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

Не случайно выбрано время действия, личное, когда «вранье» сведено на нет (ср. «Стихло в улицах вранье»), а в молчанье открывается доброта.

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, война, огонь, стихотворение, любовь, жизнь, автор, мой...

Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина»

Он обращается к сценическим произведениям на протяжении всего творческого пути[1]. Среди них опера «Анна Снегина» привлекает своей особой лирической направленностью[2]. Это второе обращение

Для экспозиции главного героя выбрано стихотворение «Край любимый».

Духовный мир лирического героя стихотворений И. А. Бродского...

То есть, смотри на свою жизнь и помни о грехе, о свободе выбора добра или зла.

Лирический герой его стихотворений, несмотря на всю общность (путь страданий, одиночество) не тождественен лирическому герою поэзии И. А. Бродского.

Лирический герой в произведениях Сергея Есенина как вариация...

Так и его лирический герой в стихотворениях, написанных во время революции, предстает перед пониманием читателя как познающий герой в рамках экзистенциализма.

Известно только одно, что за всю его короткую жизнь он не нашёл счастья в личной жизни.

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Это классический образец ренессансной поэзии, в которой заново осознаются античные образы (например

Для него любовь не пребывание на грани жизни и смерти, а радостное и приятное состояние.

Лирический герой — не покорный воле звёзд влюблённый, а герой-авантюрист.

К вопросу изучения традиций Надсона в пролетарской поэзии

Однако лирический герой поэтов-рабочих преодолевает в себе настроения бессилия, уныния.

Очень часто в своих пейзажных стихотворениях пролетарские поэты высказывают свою тоску

Но вместе с тем требования долга они ставят выше личного счастья.

Концепт «любовь» в лирике Пушкина | Статья в журнале...

В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя.

Концепт пути в лирике В. Высоцкого. «Любовь» в контексте метафорического моделирования.

Гюго — великий романтик Франции | Статья в журнале...

Второй период в истории человечества Гюго называет античной эпохой.

На протяжении всего почти 70-летнего творческого пути Гюго был одновременно не только драматургом и

В стихотворении «Карта Европы», как бы с высоты птичьего полета смотрит поэт на Европу и...

Тема смерти в контексте религиозно-философских исканий...

По мысли автора, человек порабощен суетностью мирской, стремится обрести счастье, которое ищет и не находит.

В стихотворении «Отрывок» (1830) размышление о смерти представлено с позиций верующей героини и лирического героя, который рациональным путем стремится...

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

Не случайно выбрано время действия, личное, когда «вранье» сведено на нет (ср. «Стихло в улицах вранье»), а в молчанье открывается доброта.

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, война, огонь, стихотворение, любовь, жизнь, автор, мой...

Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина»

Он обращается к сценическим произведениям на протяжении всего творческого пути[1]. Среди них опера «Анна Снегина» привлекает своей особой лирической направленностью[2]. Это второе обращение

Для экспозиции главного героя выбрано стихотворение «Край любимый».

Духовный мир лирического героя стихотворений И. А. Бродского...

То есть, смотри на свою жизнь и помни о грехе, о свободе выбора добра или зла.

Лирический герой его стихотворений, несмотря на всю общность (путь страданий, одиночество) не тождественен лирическому герою поэзии И. А. Бродского.

Лирический герой в произведениях Сергея Есенина как вариация...

Так и его лирический герой в стихотворениях, написанных во время революции, предстает перед пониманием читателя как познающий герой в рамках экзистенциализма.

Известно только одно, что за всю его короткую жизнь он не нашёл счастья в личной жизни.

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Это классический образец ренессансной поэзии, в которой заново осознаются античные образы (например

Для него любовь не пребывание на грани жизни и смерти, а радостное и приятное состояние.

Лирический герой — не покорный воле звёзд влюблённый, а герой-авантюрист.

К вопросу изучения традиций Надсона в пролетарской поэзии

Однако лирический герой поэтов-рабочих преодолевает в себе настроения бессилия, уныния.

Очень часто в своих пейзажных стихотворениях пролетарские поэты высказывают свою тоску

Но вместе с тем требования долга они ставят выше личного счастья.

Концепт «любовь» в лирике Пушкина | Статья в журнале...

В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя.

Концепт пути в лирике В. Высоцкого. «Любовь» в контексте метафорического моделирования.

Гюго — великий романтик Франции | Статья в журнале...

Второй период в истории человечества Гюго называет античной эпохой.

На протяжении всего почти 70-летнего творческого пути Гюго был одновременно не только драматургом и

В стихотворении «Карта Европы», как бы с высоты птичьего полета смотрит поэт на Европу и...

Тема смерти в контексте религиозно-философских исканий...

По мысли автора, человек порабощен суетностью мирской, стремится обрести счастье, которое ищет и не находит.

В стихотворении «Отрывок» (1830) размышление о смерти представлено с позиций верующей героини и лирического героя, который рациональным путем стремится...

Задать вопрос