Отражение городской жизни в ежедневнике «Metro»
Автор: Мычко Виктория Николаевна
Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
Опубликовано в
Дата публикации: 27.11.2016
Статья просмотрена: 838 раз
Библиографическое описание:
Мычко, В. Н. Отражение городской жизни в ежедневнике «Metro» / В. Н. Мычко. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 56-62. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/233/11466/ (дата обращения: 19.11.2024).
В данной работе будут рассмотрены и изучены тексты массового издания «Metro», ядро которого — новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт — нечто, имевшее место во времени и пространстве [Кройчик, 2000]. Факт всегда остается неизменен, а вот его изложение и интерпретация имеют множество вариантов [Рэндалл, 1996]. Новости в рекламно-информационной газете Петербурга будут изучены, с целью определения критериев отбора, которыми пользуется современное городское издание. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта бессмысленны: восприятие новостей зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, поэтому важно обратить внимание на то, какими способами печатная пресса преподносит информационное сообщение, удовлетворяющее запросам читателей.
Таблица 1
Технические характеристики городской газеты «Metro»
Издание |
Metro |
Технические характеристики, учредители |
Периодичность: 5 р. в неделю (пн.,вт.,ср.,чт.,пт.) Формат: A3 Объем (полосы): 12–24 Бумага: цветная Наличие электронной версии +PDF версия Тема: «Ежедневная городская газета» Распространение: бесплатное Главный редактор: Анна Сирота Издатель: Metro International Генеральный директор: Дмитрий Зарубин Тираж: 500 000 экз. |
Особенности подачи новостных материалов в издании «Metro
Крупнейшей ежедневной бесплатной информационно-рекламной газетой России в настоящее время является «Metro», входящая в группу «Metro International». В нашей стране газета «Metro» появилась в 2005 году в Санкт-Петербурге, а со 2 марта 2009 она выходит и в Москве. «Metro» — самое крупное ежедневное издание по аудитории, а также лидер по продаже локальной рекламы.
По данным TNS Media Intelligence в первом квартале 2015 года газета Metro-Петербург занимала 35 % рынка рекламы в печатных СМИ Северной столицы, что свидетельствует о популярности издания.
Рис. 1. «Доля газет на рынке рекламы в печатных СМИ в Петербурге (первая пятерка)»
Событийное начало присуще всем материалам в «Metro». Необычность и интересность — главные критерии в отборе событий. В издании легкая подача материала, без терминов и сложных оборотов. Лексика приближена к бытовой, но без просторечий. Вся информация изложена доступным языком.
Газета выбирает для печати новости с сильным событийным началом: событийная информация, событийное интервью, событийный репортаж имеют новостную окраску.
Общий объем газеты 100000 знаков. Большинство материалов в газете «Metro» выполнены в жанре заметки: как краткой, так и расширенной. Присутствуют и другие (новостные) информационные жанры: новостное интервью, опрос. В одном номере газеты Metro от 17 ноября 2015 года всего 41 материал (35 материалов выполнены в информационных жанрах, 6 — в аналитических). Следовательно, один номер данной газеты на 85 % состоит из информационных жанров и лишь на 15 % — из аналитических. Тексты в газете сводятся лишь к простому описанию, констатации новостей с небольшими подробностями. Газета не ставит перед собой цели глубоко осмыслить происходящие события.
В рекламно-информационном издании «Metro» преобладают новости развлекательного характера, однако, в газете не забывают писать о мировых новостях, политике, финансах, но на этом не делается акцент.
Таблица 2
Преобладание тех или иных жанров в газете «Metro» в Санкт-Петербурге
Жанры журналистики |
НОМЕРА ГАЗЕТЫ/ № 212 от 12 ноября 2015 |
№ 213 от 13 ноября 2015 |
№ 214 от 16 ноября 2015 |
№ 215 от 17 ноября 2015 |
Заметка |
9 |
15 |
9 |
19 |
Расширенная заметка |
12 |
10 |
13 |
11 |
Новостное интервью |
2 |
2 |
2 |
2 |
Комментарий |
1 |
- |
3 |
1 |
Обзор |
2 |
1 |
1 |
2 |
Эссе |
1 |
- |
1 |
2 |
Статья |
2 |
- |
4 |
1 |
Опрос |
3 |
3 |
3 |
3 |
Исходя из данных в таблице, все тексты, в большинстве случаев, представляют собой синтез именно информационных жанров. Специфика подобных материалов облегчает восприятие и повышает информационную насыщенность печатного издания.
Для примера рассмотрим событийное интервью. В номере от 27.10.2015 информационным поводом стал мультфильм «Крякнутые каникулы». Интервью брали у Никиты Преснякова, который озвучил одного из героев (полный текст интервью см. в приложении). С точки зрения редакционной политики газета выбрала правильный информационный повод. Человек утром в метро не станет читать о банках, так же, как и бизнесмен о выходе мультфильма.
Любая новость несёт в себе факт. Если обратить внимание на заголовки, то это становится очевидным. В «Metro» от 20.10.2015 года следующие заголовки: «Леопард вернулся спустя целый век», «Вальбуэна прилетел с новой командой», «Бейонсе и Джей Зи потратили около 30 млн на отпуск». Общий предмет отражения — момент очевидного изменения конкретной ситуации. Читатель даже через 10 лет может приблизительно понять в каком году вышла газета. В самих заголовках есть отсылка ко времени: «Вальбуэн прилетел», можно догадаться, что с футболистом снова заключили контракт.
В «Metro» новости разделены по значимости, которую отражает очередность рубрик: «Петербург», «Россия», «Мир», «Деньги», «Спорт», «Мнения», «Travel» (путешествие), «Дачники», «Офис», «Развлечения», «Отдохни». Газета охватывает большую аудиторию, а так как эта аудитория читает таблоид в утреннее время, то и тексты простые, не отягощенные информацией.
Разберём новость «Казаки Петербурга приняли присягу» в газете «Metro» от 20.10.2015 года. Данная информация содержит факт «казаки приняли присягу». Она новая, недвусмысленная и ясная. Охватывает большую целевую аудиторию, хотя интересна может быть немногим. Благодаря небольшому объему её быстро сможет прочитать любой человек. В новости нет предсказуемости. После прочтения читатель не скажет: «А я так и знал!».
На полосах газеты в одинаковом количестве появляются позитивные и негативные новости. Например, в номере от 20 октября 2015 года рядом с новостью о новых креслах в Новосибирском театре оперы и балета с подзаголовком «Креатив» стоит заголовок «Мефистофеля вернут за счет жильцов дома». Это вызывает возмущение у читателей. Негативная новость по эффекту сильнее, так как всегда находит эмоциональный отклик у аудитории.
В одном номере «Metro» от 11 ноября 2015 года на полосах расположились 37 материалов. 14 сообщений описывают события, происходящие в России. 10 материалов, что составляет 30 % от общего количества, рассказывают о том, что происходит в Петербурге. Это соответствует типу городской газеты. Большое количество новостей в газете тематически дифференцированы. Они соотносятся с разными сторонами городской жизни. Это доказывает рубрикация.
В газете «Metro» 30 % новостей о Петербурге. Остальная часть — обзор общей ситуация в стране и мире. Редакторы понимают, что удержать целевую аудиторию ежедневной газеты можно фактором «близости», когда читатель сопереживает и обдумывает каждое написанное слово.
В «Metro» пытаются в небольшом объеме и с простой лексикой объяснить суть проблемы. Рассмотрим заметку «Мефистофеля вернут за счет жильцов дома». Текст представляет собой так называемую «перевернутую пирамиду», в которой центральная новость — восстановление горельефа Мефистофеля — отнесена в начало повествования. В самом начале текста — ЛИД. Он кратко рассказывает, о чем материал. Лид выделен жирным более крупным, чем остальной текст, шрифтом. Если у читателя нет времени, лидирующий абзац помогает понять суть новости. Человек делает выбор: прочитать материал до конца или перевернуть страницу. Акцент с центральной новости переносится на другую часть сообщения следующим образом: «Дом «с Мефистофелем» числится под пунктом 10473, и работы по ремонту его фасада запланированы на 2021–2023 годы». Информация об этом дается со ссылкой на позицию вице-губернатора Петербурга Игоря Албина, одобрительно отнесшегося к восстановлению горельефа за счёт жильцов дома. Автор заметки использует официальные источники информации: «говорится в сообщении пресс-службы депутата». Далее представлен комментарий депутата Законодательного Собрания Александра Кобринского. После — автор заметки напоминает о том, как и где был снесен «барельеф Мефистофеля» — отсылка к истории. Данный материал по структуре выстроен логично, однако, в тексте присутствует грубая лексическая ошибка. Горельеф Мефистофеля автор новости Александр Тупеко называет барельефом, что свидетельствует о том, что материал делался оперативно и не требовал дополнительных уточнений.
Автор заметки ограничен в выявлении собственного «я», на первый план в текстах такого рода — в развернутом новостном сообщении — выступает сообщение о факте. Однако автор и не безразличен к информации — он всегда ощущается и в отборе фактов, и в их группировке, и в изложении.
Целенаправленность, свойственная публицистическим текстам, присутствует и в другом материале. «Достроят ли дома ГК «Город»» — гласит заголовок заметки, опубликованной в «Metro» 20 октября 2015 года. В смысловом подтексте заголовка — надежда обманутых дольщиков и вопрос: «Деньги давно вложены, почему они медлят?!». Этот подтекст подтверждается и текстом: «В этом списке далеко не все пострадавшие, огромное количество людей ждут, когда их объект достроится».
В номере газеты «Metro» от 12 ноября 2015 года всего 50 материалов. Изображениями сопровождаются 39, что составляет 78 % от общего количества. Без фото остаются в основном краткие заметки, которые невелики по объёму и занимаются лишь 1/4 площади всей газеты. Такие заметки легко воспринимаются аудиторией, быстро вводят читателя в курс дела.
Все материалы в газете фактографичны. Журналисты используют официальные источники информации, ссылки на которые присутствуют в текстах. Это свидетельствует об объективности и беспристрастности работников редакции в подаче информации.
Все публикации в газете «Metro» можно разделить на позитивные и негативные. В основном в фактографической и в позитивной манере описывается спортивные победы, подготовка города к праздникам, достижения россиян, выход в прокат того или иного мультфильма или фильма. Всё вышеперечисленное создаёт положительный имидж не только города, но и страны. Кроме этого, есть и негативная сторона новостей. Как правило, если на одной полосе размещены 3 новости, то 2 из них будут положительные, а одна — в негативном ключе. У читателя складывается объективная картина жизни в городе, без прикрас [Самарцев, 2014].
Среди негативных материалов преобладают проблемные: ДТП, теракты, долгострои, плохие дороги. Журналисты не предлагают пути решения проблем. Они всего лишь указывают и характеризуют их.
Разберём для примера один номер газеты от 11 ноября 2015 года: выпишем заголовки, кратко опишем суть новости и место, где произошло событие.
Таблица 3
Критерии новостей в одном номере газеты «Metro» от 11 ноября 2015 года
Заголовок |
Рубрика |
Краткое содержание новости |
Где произошло событие? |
Критерии новостей по Самарцеву |
1) Работодатели оценят студентов |
Петербург |
С 2016 года дипломные работы выпускников СПбГУ будут оценивать практикующие специалисты |
Петербург |
Событийность Положительная |
2) Из Петербурга в Донецк запустили регулярные автобусы |
Петербург |
О маршруте, стоимости и длительности поездки |
Петербург |
Новизна Положительная |
3) Скульптуру вернули на фасад Эрмитажа |
Петербург |
Фигура Пирготела вернулась на фасад Нового Эрмитажа после реставрации |
Петербург |
Неожиданность Положительная |
4) «Сапсан» сломался в дороге |
Петербург |
В Северную столицу поезд опоздал почти на полчаса |
Петербург |
Предсказуемость Негативная |
5) Инфаркт приняли за остеохондроз |
Петербург |
Журналисту Metro поставили неверный предварительный диагноз |
Петербург |
Избранность персон Предсказуемость Негативная |
6) В синагоге расскажут, зачем нужна мезуза |
Петербург |
О дне открытых дверей в синагоге |
Петербург |
Ясность Положительная |
7) Булле посветят мемориал |
Петербург |
Событие посвящено 160-летию со дня рождения фотографа |
Петербург |
Ясность Положительная |
8) Нерпе нужна помощь |
Петербург |
Нерпе Ингер нужна ежедневная помощь в размере 1000 рублей |
Петербург |
Близость к аудитории |
9) Новые технологии оправдывают себя |
Петербург |
О подвижном составе, ремонте станций и инновациях в оплате проезда |
Петербург |
Масштаб Положительная |
10) Как метро Петербурга отметит круглую дату |
Петербург |
Места, где будет праздник в честь 60-летия метро |
Петербург |
Ясность Положительная |
11) Нажиться на чужом горе |
Россия |
В сети предлагают купить футболку с изображением Дарины — «главного пассажира» |
Социальная сеть ВК в России |
Предсказуемость Негативная |
12) В США можно взять напрокат маму |
Мир |
Женщина даёт материнские советы всего за 40$ в час |
Америка |
Неожиданность Новизна Положительная |
13) Умер самый высокий человек |
Мир |
Умер в 26 лет. Рост 269 см. |
Таиланд |
Персонификация Негативная |
14) Крокодилы будут охранять тюрьмы |
Мир |
Предлагают вокруг тюрьмы сделать ров с крокодилами |
Индонезия |
Неожиданность |
15) ЕС хочет помирить турков и курдов |
Мир |
Суть в названии |
Турция |
Предсказуемость |
16) Завёл страничку в Facebook |
Мир |
Барак Обама теперь в социальной сети |
США |
Масштаб Персонификация Положительная |
17) В Индии не будет Greenpeace |
Мир |
Отозвали у организации лицензию из-за «махинаций» |
Индия |
Предсказуемость Негативная |
18) Отравились эклерами |
Мир |
Уже 27 человек госпитализированы |
Одесская область |
Предсказуемость Негативная |
19) Холостяки скупают всё |
Деньги |
О самой крупной онлайн-распродаже в мире |
Китай |
Близость к аудитории |
20) Поездки за «фейри» и рыбой ушли в прошлое |
Деньги |
Обвал рубля подкосил бизнес в Южной Финляндии |
Южная Финляндия |
Негативная |
21) Девальвации рубля не видят |
Деньги |
Алексей Улюкаев считает, что ситуация в стране стабильная |
Россия |
Предсказуемость Положительная |
22) В Китай поедем без визы |
Деньги |
Перспектива развития безвизового режима с Россией |
Китай |
Масштаб |
23) Пять спортсменок могут отстранить пожизненно |
Спорт |
Всех — за нарушение антидопинговых правил |
Россия |
Предсказуемость Избранность наций |
24) Атлеты потратили 70850000 рублей ради секретности |
Спорт |
Спортсмены платили за сокрытие допинг-проб |
Россия |
Предсказуемость Негативная |
25) Не верьте в ложь игрока в сквош |
Мнения |
Эксперт о допинге в России |
Россия |
Ясность |
26) Скорбим вместе с вами |
Мнения |
Некролог о брате, который погиб при крушении самолёта, от читательницы |
Россия |
Близость к аудитории |
27) Курьёзы случаются и с недвижимостью |
Нежвижимость |
О доме за собаку, почке за жильё и других курьезах |
Пекин, США, Непал |
Близость к аудитории Положительная Масштаб |
28) Кэмерон Диаз продаёт квартиру |
Недвижимость |
Актриса продаёт жильё за 4,25 млн долларов |
Манхэттен |
Персонификация |
29) Мозаика украсит восточный интерьер |
Дом |
Об особенностях мебели и цветов в восточном стиле |
Россия |
Ясность |
30) Окно превращается в балкон |
Дом |
Об окне-трансформере, которое можно разложить |
Аргентина |
Неожиданность Положительная |
31) Ну очень страшный пёс |
Дом |
О наморднике в виде скалящийся пасти |
Америка |
Неожиданность |
32) Особенным детям придумали игрушки |
Дом |
10 видов кукол напечатали на 3D-принтере для детей-инвалидов |
Британия |
Неожиданность Близость к аудитории Положительная |
33) В Японии знают, как согреться зимой |
Дом |
О котацу — гибриде из печки и одеяла |
Япония |
Ясность |
34) Как выбрать межкомнатные двери |
Дом |
О планирование, материале, уходе и цене |
Россия |
Ясность Близость к аудитории |
35) Папу Ким Кардашян назвали женщиной года |
Развлечения |
О 25 церемонии вручения наград Glamour Women Of The Year |
Нью-Йорк |
Неожиданность Персонификация |
36) Лоуренс и гигиена |
Развлечения |
Актриса развеяла слух о том, что не моет руки |
США |
Персонификация |
37) Де Ниро подумает о паспорте РФ |
Развлечения |
Актёр прибыл на открытие второго ресторана Нобу в Москве |
Москва |
Персонификация |
В номере газеты «Metro» от 11 ноября 2015 года всего 37 информационных сообщений: 16 новостей, которые содержат положительную составляющую, и 12 новостей с отрицательной, негативной составляющей, 9 новостей — нейтральные. 30 % новостей (10 материалов) о Петербурге.
В газете «Metro» в среднем 12–24 полосы. Изо дня в день повторяются рубрики. Нет главной, первой новости, потому что:
– к бренду не надо «привязывать», так как газета раздаётся в метрополитене бесплатно. Её могут читать представители различных целевых аудиторий.
– не требует подписки, так как это рекламно-информационное издание, которое бесплатно раздаётся у входа и выхода из метрополитена.
Новости в газете краткие (даже расширенные заметки занимают лишь 1/4 всей полосы). Привлекает внимание обилие иллюстраций. Верстка одинаковая (из номера в номер ничего не меняется). Массовая газета «Metro» использует следующую схему в вёрстке: в качестве главной темы номера выносится одно сообщение о событии с крупношрифтовым заголовком, которое бросается в глаза, в то же время иллюстрация, которая располагается под заголовком, никак не связана с заявленной темой. Это исходит из шаблона. Заголовок с иллюстрацией не связан, так как картинка имеет свою подпись. В № 28 от 17 февраля 2016 г. главная тема обозначена как «Док Петра Первого накроют куполом». На фотографии под темой запечатлён Евгений Маргулис. Текстовый уровень не соответствует графическому.
На первой полосе для каждого анонса отдельно используется двенадцать шрифтов различных кеглей. В первую очередь аудитория обращает внимание на самый крупный заголовок и фотографию. Читатель не успевает осмыслить весь объём материала на полосе. Критерии отбора информации и иллюстративного материала не совсем обоснованны. Примерами являются также: № 161 от 2 сентября 2014 г. — к материалу «Ополченцы объяснили, чего хотят от Киева» прикреплено фото Барта Симпсона с мелкой подписью «Герой мультфильма перешёл в команды сине-бело-голубых», в № 187 от 8 октября 2014 г. — под сообщением «О котах из Эрмитажа написали сказку» расположена фотография актрисы Оксаны Акиньшиной, в № 229 от 7 декабря 2015 г. — заголовок «Горожане не хотят видеть Цоя» расположен вместе с изображением обезьяны. Анализ первых полос архива газеты «Metro» за 2014−2016 гг. показывает, что тенденция несоответствия текста визуальному изображению сохраняется. Однако с 2015 года изображения стали сопровождаться надписями большего кегля.
Внутри газеты иллюстрации соответствуют текстовым сообщениям. Актуальность и социальная значимость событий, заявленная изданием, не вызывают сомнений. Газета распространяет достоверную информацию, во время актуальных событий для всех граждан, оперативно предоставляет комментарии, впечатления, воспоминания. Например, материал «Помочь готовы всем миром» посвящен всколыхнувшей сознание общественности авиакатастрофе рейса 9278, который летел из Египта (№ 206 от 3 ноября 2015 г.), а № 205 от 2 ноября 2015 г. вышел в формате спецвыпуска, в котором все материалы были посвящены авиакрушению рейса 9278. В № 27 газеты «Metro» от 16 февраля 2016 г. опубликованы подробности реновации Апраксина двора, на первой полосе № 32 от 25 февраля 2016 г. размещена фотография безработного юриста, который может жить на 2 тысячи рублей в месяц. Проблема безработицы и безденежья показана «через» человека, который доказывает, что жить можно и на такую сумму, подбадривая таких же безработных.
Анализ выпусков газеты «Metro» (33 номера с июля 2014 по февраль 2016 г.) показал, что в 21 номере на первой полосе опубликованы актуальные аудитории события, которые соответствуют реальной повестке дня. Однако только в 9 номерах заголовки и иллюстрации соответствуют друг другу.
По словам редактора газеты «Metro» Александра Тупеко «газета выпускается по франшизе, шаблоны вёрстки во всех странах стандартные».
Рис. 2. «Сравнительный анализ внутреннего жанрового наполнения газеты «Metro»»
В номере от 20 октября 2015 года в таблоиде:
– 6 кратких заметок;
– 12 расширенных заметок;
– 3 интервью;
– 1 мнение автора-колумниста
В номере от 27 октября 2015 в газете:
– 5 кратких заметок;
– 13 расширенных заметок
– 2 интервью
– 1 мнение автора-колумниста
И в том, и в другом номере на последних страницах кроссворд, анекдоты и гороскоп — характерная черта ежедневных газет. В центре любого материала — событие.
Опрос 379 читателей газеты «Меtrо» на тему «Что вам больше всего нравится читать в газетах?» показал, какая информация является приоритетной для аудитории. 262 респондента ответили, что это новости (отметим, для аудитории новость и информация — не синонимичные понятия). 43 человека указали в ответах интервью со звездами, 41 читатель — материалы о спорте; на рекламу в первую очередь обращает свое внимание 28 участников опроса, совсем не читает материалы, а просто смотрит иллюстрации, 31 респондент. Можно сделать вывод, что массовую газету человек использует, в первую очередь, как источник новостей, иначе говоря — новостного дискурса [Глас народа, с. 2].
«Если судить по сайту, то спросом у читателей пользуются сплетни о жизни звёзд, а также всякий «трэш» типа жёстких ДТП и бабушек-людоедок. И да, Виталий Милонов ещё. Что касается газеты, то там поддерживается позитивный тон, темы, думаю, интересуют всех актуальные — тарифы на ЖКХ, транспорт, погода. Интервью со звёздами тоже не остаются без внимания», — дополнил Александр Тупеко.
Анализ текстов газеты показал, что материалы отвечают запросам читателей. Особое внимание наблюдается к темам светской жизни, развлечений, необъяснимых явлений, криминала. Туда, где есть сенсация, читатель заглянет в первую очередь, потому что нуждается в эмоциях.
Неохваченными остаются темы: наука, питание, жилье, семья, образование, здоровье, работа, деньги, самосовершенствование личности, одежда, транспорт, религия, окружающая среда. Серьезные темы журналисты стараются не освещать. Пишут о сенсациях, креативе, порой о скандальных вещах. Из-за оперативности и желания обогнать конкурентов материалы поверхностны, однако, не лишены объективности и актуальности.
Литература:
- Белов, Д. Памятник Цою нашел себе пристанище / Д. Белов // Metro. — 2015. — 29.09.
- Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е. Л. Вартанова. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 334 с.
- Глас народа. Что вы читаете в газетах? // Метро. 2009. № 121. Июль, 6. С.2.
- Глас народа. Что вы читаете в газетах? // Метро. 2009. № 121. Июль, 6. С.2.
- Голубева, Л. Достроят ли дома ГК «Город» / Л. Голубева // Metro. — 2015. — 20.10.
- Егорова, Л. Никита Пресняков: У нас с отцом одинаковые дурацкие привычки / Л. Егорова // Metro. — 2015. — 27.10.
- Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. — 276 с.
- Общественное мнение / Ю. Левада [и др.]. — М.: Левада-Центр, 2014. — 234 с.
- Официальный сайт газеты «Metro» [Электронный ресурс] / Metro. — Режим доступа: http://www.metronews.ru/. — Загл. с экрана
- Официальный сайт международной исследовательской группы «TNS» [Электронный ресурс] / TNS. — Режим доступа: http://tns-global.ru/ — Загл. с экрана
- Рэндалл, Д. Универсальный журналист / Д. Рэндалл [Пер. с англ. А. Порьяза Ас-соц. преподавателей журналистики нац. ун-тов России. — 3-е изд., испр. и доп.]. — Великий Новгород, СПб.: Кириллица АОЗТ «Санси», 1999. — 367 с.
- Самарцев, О. Р. Творческая деятельность журналиста (очерки теории и практики) / О. Р. Самарцев. — [3-е изд.]. — М.: Фонд «Мир» Академический Проект, 2014. — 523 с.
- Тупеко, А. Мефистофеля вернут за счет жильцов дома / А. Тупеко // Metro. — 2015. — 20.10.
- Тупеко, А. Помочь готовы всем миром / А. Тупеко // Metro. — 2015. — 03.11.