Стратегии интерактивного взаимодействия в сетевых версиях печатных изданий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, апрель 2011)

Статья просмотрена: 2068 раз

Библиографическое описание:

Никитенко, А. А. Стратегии интерактивного взаимодействия в сетевых версиях печатных изданий / А. А. Никитенко. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 250-254. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/613/ (дата обращения: 24.11.2024).

Интерактивность как двустороннее взаимодействие между автором и потребителем медийной продукции активно исследуется отечественными и зарубежными учеными [5, 6, 7, 13]. Разработаны интердисциплинарные модели интерактивности [4, 5], активно изучаются вопросы интерактивного взаимодействия в художественных практиках [1, 2].
Интерактивность, «дериват взаимодействия», оказывается совокупностью «многих способов, с помощью которых пользователь может изменять форму и содержание компьютерных посланий, тем самым облегчая свое участие в более широком спектре социальных взаимодействий» [5, c. 4]. Авторы коллективной монографии [6] рассматривают несколько уровней понимания интерактивности. Идеологический уровень интерпретирует интерактивность как «добавленную возможность» новых массмедиа. Авторы задействуют неолибертианскую интерпретацию интерактивности, основанную на представлении пользователя как потребителя. Интерактивность в данной модели предстает как максимизация выбора потребителя медиатекстов. На втором, техническом уровне интерпретации, интерактивность понимается как возможность пользователей непосредственно просматривать и изменять тексты и изображения [Там же, c.20].
Исследование интерактивности в СМИ определяется рядом важных работ [8, 9, 11, 12]. Достаточно полно разработана характеристика интерактивности в различных видах СМИ [3, 13]. Так, Г. Кардосо отмечает, что телевидению свойственна «низкая», а интернету — «высокая интерактивность»: «Между этими формами интерактивности находятся многие другие формы интерактивности — такие, как мобильные телефоны, коммуникаторы iPad и тд.» [3, с. 603].
Говоря о реализации интерактивности в интернет-проектах, С.Г. Батманова одним из факторов эффективности сетевого проекта считает наличие в нем бесплатных коммуникативных сервисов — чатов, форумов, конференций, «которые бы способствовали формированию вокруг издания устойчивого интернет-сообщества» [8, с. 10]. При этом интерактивность выступает как эффективный инструмент сетевой деятельности. В настоящее время активно идет процесс укрупнения сетевых массмедиа, слияния их с развлекательными сетевыми проектами, появления сетевых холдингов, активизирующих деятельность по самым разным направлениям сетевой активности. Примером такого холдинга может стать сетевой холдинг Rambler Media Group, включающий в себя не только крупный поисковик «Рамблер», но и онлайновое издание «Лента.Ру», сайт сравнения товаров Price.ru, рекламное агентство Index 20, сервис контекстной рекламы «Бегун» и т.д. Роль интерактивного взаимодействия с пользователем в этой сетевой кооперации невозможно переоценить. К примеру, деятельность поисковика «Рамблер» и продажи контекстной рекламы «Бегуном» взаимосвязаны и определяются вниманием к поисковым запросам пользователя.
М.М. Лукина и И.Д Фомичева отмечают, что интерактивность как принцип двустороннего взаимодействия изначально присущ интернет-технологиям, и при характеристике ее типологической реализации названные исследовательницы рассматривают этот признак как связь между редакцией сетевых массмедиа и их потенциальной аудиторией [11].
Однако в исследованиях не прояснена связь типов сетевых изданий с формами интерактивного взаимодействия с пользователями. Формы реализации интерактивности разнообразны. Среди них выделяют комментирование новостей, поиск в архиве, создание индивидуального пользовательского пространства, блоги читателей и журналистов и тд. Задействование этих форм в сетевых версиях печатных изданий находится в прямой зависимости от их типологической характеристики.
Для типологической группы сетевых версий печатных СМИ характерно использовании устойчивых стратегий интерактивного взаимодействия. Общественно-политические СМИ в интернет-среде используют большое количество интерактивных сервисов, ориентированных на творческое сотрудничество с читателем. Издания стремятся максимально расширить аудиторию своего электронного представительства, сделать ее не пассивным потребителем медиапродукции, а активным участником общественного диалога. Например, активно используются интерактивные формы индивидуализации пользовательского пространства: опция «Сделать стартовой» («Независимая газета») и разнообразные формы регистрации читателя на сайте издания («Вечерний Барнаул», «Репортеръ», журнал «Esquire»). После регистрации читатель получает новые инструменты для взаимодействия с информацией: возможность комментировать материалы, в ряде случаев публиковать свои журналистские произведения. Частным проявлением индивидуализации пользовательского пространства можно считать территориальную сегментацию аудитории (форма «Сегодня в вашем регионе» на сайте «Российской газеты»).
Одним из самых частотных интерактивных сервисов на сайтах общественно-политических изданий стали политематические форумы и гостевые книги. Форум, гостевые книги новостных сайтов, включение блогов в структуру информационной деятельности позволяют расширить социальное пространство личности, придать ему новое измерение — измерение социальной значимости, гражданской активности. приблизительно на половине электронных представительств печатных массмедиа. С помощью этих форм интерактивного взаимодействия пользователи могут не только оставлять свои комментарии к тем или иным материалам издания, но и вступать в дискуссию с другими пользователями («Независимая газета», «Коммуна», «Литературная газета»). Функция «Обсудить на форуме» на сайте «Независимой газеты» присутствует и для новостной ленты, и для публикаций, дублирующих опубликованное в газете. На сайте «Литературной газеты» обсуждают материалы номера, при этом авторы вступают с читателями в оживленные дискуссии.
Реже встречается политематическая организация форума, допускающая обсуждение тем, напрямую не связанных с информационной деятельностью массмедиа («Московская правда», «Известия»). В последнем случае можно говорить о заинтересованности СМИ в организации дискуссионного пространства, которое, наряду с реализацией функции общественного диалога, может выполнять и сугубо утилитарную функцию консолидации и привлечения читательской аудитории. На интернет-ресурсе «Известий» тематическое пространство модерируемого форума разбито на рубрики «Обсуждение материалов» (свыше 40 подрубрик), «Обсуждение видео» (12 подрубрик с внутренней рубрикацией по отделам «В мире», «Экономика», «Спорт» и т.д.). «Новые известия» также предлагают своим читателям воспользоваться форумом. Интересной особенностью взаимодействия читателей и редакции в рамках форумного пространства является то, что форум стал местом не только обсуждения информационной деятельности издания, но и межличностного общения. Связано это не в последнюю очередь с тем, что среди читателей издания много эмигрантов из России, проживающих в Германии, США, Израиля. Они активно обсуждают политико-экономические события в Российской Федерации, опираясь на собственный опыт проживания за рубежом.
Такую стратегию использования интерактивных инструментов можно назвать консолидирующей интерактивностью. Она характеризуется тем, что при помощи интерактивных инструментов создается дискуссионное пространство, в котором в обсуждение важных социальных, экономических и политических проблем максимально вовлечены журналисты, читатели, представители властных и общественных структур. Интенсивное задействование читателя в информационной деятельности, вовлечение его в обсуждение и анализ материалов способно принести немалые выгоды: редакция получает информацию о действительных запросах аудитории, имеет возможность оперативно изменять направления редакционной политики и, наконец, получать существенную прибыль, используя новый источник доходов — интернет-рекламу.
Для сетевых версий деловых СМИ характерна сегрегационная интерактивность. При помощи интерактивных инструментов выделяются аудиторные группы (подписчики онлайновых и бумажных версий издания, члены Клубов читателей), которые пользуются привилегиями при доступе к информации и использовании сайта и составляют наряду с другими привилегированными группами (журналистами, политиками, бизнесменами) основу дискуссионного сообщества. Основной тенденцией реализации интерактивности у сетевых версий деловых СМИ можно назвать стремление персонализировать пользователя, сделать потребление им информации не анонимным, а адресным. При этом традиционная регистрация на ресурсе зачастую трансформируется в членство в виртуальных клубах и сообществах. Журнал «SmartMoney» организовал на своем электронном представительстве «Клуб читателей “SmartMoney”». Участие в таком клубе обеспечивает более широкие права доступа к представленным на сайте материалам, часть из которых находится в свободном доступе, а часть доступна только зарегистрированным пользователям и подписчикам.
Бизнес-СМИ стремятся организовать клубы читателей, предоставить доступ к материалам только зарегистрированным подписчикам. Максимальным выражением такого аудиторного разделения стали примеры полного отсутствия интерактивных сервисов. Так, «Деловой вторник» публикует на своем ресурсе только содержимое текущего печатного номера. У красноярского издания «Экономика и жизнь» отсутствует поиск и формы связи с читателем. «Финансовая газета» только анонсирует содержание своего текущего свежего номера и архивных номеров. Доступ к материалам сайтам получают только подписчики бумажных версий.
Сегрегационная интерактивность диктует логику взаимодействия с читателями интернет-сайта «Ведомостей». Одна из задач издания — организовать читательский клуб, в который входили бы пользователи, занимающиеся бизнесом и желающие поделиться своим опытом с другими. В силу специфики издания редакция опирается на специализированные профессиональные группы. Поэтому на сайте существует такая форма взаимодействия читателей между собой и редакцией, как «Клуб читателей», существующий с начала 2006 года. Ежемесячно определяются наиболее активные члены клуба. «Лонг-лист» составляет 100 человек, а десять наиболее активных получают неограниченный доступ сроком на месяц ко всем материалам «Ведомостей» и журнала «SmartMoney». База данных Клуба включает анкетные данные, ник-нейм, контакты (адрес электронной почты). Также учитывается статус пользователя, составляемый из оценок, даваемых членами клуба.
Как следствие, форумы и гостевые книги представлены только у немногих деловых СМИ. Такая особенность существенно отличает эти электронные ресурсы от электронных представительств общественно-политических изданий. При этом форумы зачастую выполняют функцию инструмента комментирования материала («Финансовые известия»). Политематические форумы, как правило, направлены на пользователей-профессионалов, которым интересно обсуждение специальных тем («Учет.Налоги.Право», «Главбух», «Металлоснабжение и сбыт»).
Для бульварных СМИ характерна стратегия деконсолидирующей интерактивности, при которой интерактивные сервисы используются для удовлетворения потребности читателей в развлекательной информации, межличностном общении. Бульварными СМИ форумы используются мало. Как правило, на таких дискуссионных площадках отсутствует обсуждение социально значимых тем. Так, форум издания «Моя семья» посвящен обсуждению межличностных проблем его участников. На ресурсе ИД «Ровесник» форумы журналов «Ровесник», «Штучка», «Все звезды» наполнены обсуждением музыкальных новостей, общению, объявлениям о продаже музыкальной атрибутики и сувениров. Издание «Дальневосточная звезда» реализовало в рамках своего ресурса форум знакомств.
Формы типологически обусловленной реализации интерактивных сервисов реализуются и при задействовании таких новых форм интерактивности, как блоги читателей и журналистов. Общественно-политические издания представляют блоги журналистов («Известия»), блоги журналистов и читателей («Устюжаночка», «Вечерняя Москва»), блоги журналистов, читателей и представителей политической и культурной элиты («Репортеръ»). Формы дневниковой подачи информации могут быть весьма разнообразны — так, сайт «Известий» публикует выпуски видеоблога Сергея Стиллавина, представляющие собой короткое информационное сообщение в формате flash-видео. Тот же сайт «Известий» предлагает и такой традиционный вариант блога, как «Женский дневник» Тины Канделаки, основанный на публикациях телеведущей в «Известиях. Неделя».
Возможности работы с блогами, предоставляемые «Известиями» читателю, находятся в тесной связи с комментированием материалов на форуме: публикацию сопровождает опция, позволяющая прокомментировать в своем блоге материал издания. Такую же возможность предоставляет большинство сайтов федеральных изданий: так, на ресурсе «Независимой газеты» каждый материал сопровождает врезка, где присутствует опция «Разместить в LiveJournal»; в «Новых известиях» существует аналогичная возможность получить ссылку на материал для вставки в блог.
Интересную реализацию внутримедийного блога предложила «Независимая газета». Сетевой дневник ведется от лица не конкретного журналиста, а самой редакции. Подчеркивая характер блогерской информации как личностной, лишенной строгих норм, массмедиа публикует информационные сообщения, так или иначе не подходящие под формат издания: курьезные случаи, фото, юмористические материалы. «Труд» предоставляет читателям и журналистам возможность вступать в блогерские сообщества. Похожую форму реализации блогов на сайте издания представило кировское издание «Репортеръ». Одной из основных задач редакции стала организация дискуссионного пространства между журналистами, читателями и местной политической и культурной элитой с помощью блогов.
Часто редакции пользуются сторонними блогсервисами для организации сообществ и публикации журналистских блогов (так, блог-сообщество редакции «Трибуны» «Мир начинается с “Трибуны”» размещено в «Живом Журнале» (community.livejournal.com/tribuna_lj/)). Такая организация блогосферы позволяет вписать круг тем сообщества в рамки активно действующего сообщества популярных дневниковых ресурсов.
В тоже время блоги на сайтах деловых изданий не частотны. При этом массовые деловые издания стремятся создать блогосферу, участниками которой наряду с журналистами и читателями стали бы политики и бизнесмены («Forbes»). Специализированные деловые издания ориентированы на блогерскую активность журналистов. Так, журнал «Металлоснабжение и сбыт» ведет редакционный блог.
Наличие инструментов блогинга у бульварных изданий единично (журнал «OK!»). Развитию блогов не придают важного значения ни редакции бульварных изданий, ни читатели.

Литература:
  1. Ben-Shaul, N. Split attention problems in interactive moving audiovisual texts [Электронный ресурс] / N. Ben-Shaul // Proceedings of the Fifth International Digital Arts and Culture Conference (DACʼ03). — Электрон. дан. — Melbourne. — 2003. — Режим доступа : http://media.rmit.edu.au/projects/dac/papers/BenShaul.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  2. Bizzocchi, J. Ceremony of innocence and the subversion of interface: Cursor transformation as a narrative device [Электронный ресурс] / J. Bizzocchi // Proceedings of the Fifth International Digital Arts and Culture Conference (DACʼ03). — Электрон. дан. — Melbourne. — 2003. — Режим доступа : http://hypertext.rmit.edu.au/dac/papers/Bizzocchi.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  3. Cardoso, G. From Mass to Networked Communication: Communicational Models and the Informational Society [Текст] / G. Cardoso // International Journal of Communication. — 2008. — N. 2. — P. 587-630.

  4. Jenkins, H. Convergence culture: where old and new media collide [Текст] / H. Jenkins. — N.Y. : New York University Press, 2006. — 308 p.
  5. Jensen, K.B. Interactivity in the Wild. An Empirical Study of ‘Interactivity’ as Understood in Organizational Practices [Текст] / K.B. Jensen // Nordicom Review. — 2005. — №1. — P. 3-30.
  6. Lister, M., Dovey, J., Giddings, S., Grant, I., Kelly, K. New Media: A Critical Introduction [Текст] / M. Lister, J. Dovey, S. Giddings, I. Grant, K. Kelly. — L. : Routledge, 2003. — 404 p.
  7. Manovich, L. The language of new media [Текст] / L. Manovich. — Mass. : MIT Press, 2001. — 354 p.
  8. Батманова, С.Г. Сетевые СМИ: факторы эффективности. [Текст] : Автореф. дисс. … канд. филол. наук / С.Г. Батманова. — Воронеж, 2004. — 22 с.
  9. Карпенко, И.И. Радиовещание в интернете: теория, типология, специфика журналистской деятельности [Текст]: Дис. …канд. филол. наук / И.И. Карпенко. — Белгород, 2009. — 221 с.
  10. Кирия, И. В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу [Текст] / И. В. Кирия; Отв. редактор Е. Л. Вартанова. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2005. — 224 с.
  11. Лукина, М. М. Фомичева, И. Д. СМИ в пространстве Интернета [Текст] / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. — М.: Изд. фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. — 89 с.
  12. Могилевская, Э.В. Информационные агентства в Интернете [Электронный ресурс] / Э.В. Могилевская // Научно-культурологический журнал «Релга». — Электрон. дан. — Ростов-на-Дону. — 2006. — № 18 [140]. — Режим доступа : http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1164&level1=main&level2=articles/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  13. Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия : Интерактив. поле общения / Е. В. Поберезникова. — М. : Аспект пресс, 2004. — 220 с.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивное взаимодействие, Независимая газета, читатель, форум, издание, сайт, материал, форма интерактивности, СМИ, пользователь, обсуждение, блог журналистов, Клуб читателей, интерактивность, известие, журналист, дискуссионное пространство.

Похожие статьи

Применение интерактивных технологий обучения в техническом вузе

Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики

Особенности психологической готовности к применению информационно-телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Особенности использования информационных технологий в маркетинговых коммуникациях с клиентами в интернет-пространстве

Проблемы и перспективы реализации IT-технологий в обучении специалистов системы СПО

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах

Влияние интерактивных образовательных технологий на профессиональную компетентность учителей

Особенности применения инструментов интернет-маркетинга на рынке промышленных товаров

Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий

Похожие статьи

Применение интерактивных технологий обучения в техническом вузе

Формирование ИКТ-компетенций на уроках информатики

Особенности психологической готовности к применению информационно-телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Особенности использования информационных технологий в маркетинговых коммуникациях с клиентами в интернет-пространстве

Проблемы и перспективы реализации IT-технологий в обучении специалистов системы СПО

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах

Влияние интерактивных образовательных технологий на профессиональную компетентность учителей

Особенности применения инструментов интернет-маркетинга на рынке промышленных товаров

Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий