Поэтическая судьба КНР в эпоху Мао | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тугулова, О. Д. Поэтическая судьба КНР в эпоху Мао / О. Д. Тугулова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/508/ (дата обращения: 16.12.2024).

Период с 1949 г. по 1976 г., охватывающий исторически важные для Китая ХХ в. события, как то становление суверенной государственности, социально-политические и экономические эксперименты, идеологическое и культурное противостояние группировок, волюнтаристские действия Мао Цзэдуна, разрушительные события «культурной революции», является значительным и для китайской поэзии, отразившей эти сложные и зачастую противоречивые процессы и прошедшей свой путь творческих поисков и теоретических дискуссий.

Поэты, формировавшие общую поэтическую картину рассматриваемого периода, в свое время были разделены по месту творческой деятельности – в «освобожденных районах» и районах, подконтрольных Гоминьдану. Поэты «освобожденных районов», в свою очередь, представляли разнородное сообщество: часть составляли профессиональные поэты (Ай Цин, Хэ Цифан, Тянь Цзянь, Хэ Чжунпин и др.), а часть пришла в литературу после участия в революционном движении (группа поэтов, испытавших влияние творчества Тянь Цзяня – Шао Цзынань, Вэй Вэй, Юань Цяньли, Цай Цицзяо; а также черпавших вдохновение в народном творчестве – Ли Цзи, Жуань Чжанцзин, Чжан Чжиминь и др.). В числе поэтов из «освобожденных районов» были уже известные поэты старшего поколения Го Можо, Цан Кэцзя, Фэн Чжи, Бянь Чжилинь, Ли Гуантянь, Лян Цзундай, Ван Япин, Лю Цин, а также начавшие литературную деятельность на рубеже 1930-1940-х гг. Ли Ян, Юань Шуйпай, Люй Цзянь и др.

Важную роль в развитии поэзии данного периода сыграли две поэтические группы, одна из которых, «Июльская», была сформирована в период антияпонского сопротивления (1937-1945), другая возникла во второй половине 1940-х гг. под названием «Новые китайские стихи», однако в 1980-е гг. была названа как «Девять листьев».

Поэзию 1949-1976 гг. делят на три периода: 1) со дня основания КНР до «борьбы с правыми элементами» (1949-1957); 2) от кампании «большого скачка» до начала «культурной революции» (1958-1966); 3) десятилетие «культурной революции» (1966-1976).

Гимны и хвалебные песни стали основным мотивом первого этапа. Новые надежды, связанные с образованием республики, принесли поэтам общую тематику – воспевание родины, получившей новое рождение, прославление партии и руководителей, воспевание новой жизни. Например, такие примеры находим в произведениях Го Можо «Гимн нового Китая», Хэ Цифаня «Наш самый великий праздник», Ай Цина «Я думаю о моей Родине», Ван Лаоцзю «Вспоминая председателя Мао» и др., выражающих сильное чувство гордости и большой радости. Поэты счастливы отметить, что в их собственной стране «цветы, которые могут цвести, все раскрываются, птицы, которые умеют петь, все поют» (Янь Чжэнь «Бой курантов»).

Как следствие расширения экономического строительства объект поэтического «прославления» смещается на успехи в этой области. Первыми произведениями, описывающими строительство промышленности и сельского хозяйства, стали «Песня жизни» Цай Цицзяо, «Стихи о Юймэне» Ли Цзи, «Уезжаю в дальние края» Шао Яньсяна, «Пастуший рожок из высокогорья» Лян Шанцюаня, «На облаках» Янь И, «Звуки рубки леса» Фу Цю. Параллельно оформляется как направление поэтическая лирика, утвердившаяся в творчестве Го Сяочуаня («Молодым гражданам») и Хэ Цзинчжи («Пою во весь голос») и выражавшая общую атмосферу восторженности и энтузиазма той эпохи. Кроме того, в ряде произведений поднимается пограничная тематика. В стихотворениях Вэнь Цзе «Песня Тяньшаньского пастуха», «На севере» Гун Лю, «Юньнаньские облака» Лян Шанцюаня, описывающих новую трудовую жизнь, присутствует колорит культур национальных меньшинств.

На военные действия США в Северной Корее поэты незамедлительно отреагировали: были созданы стихотворения, провозглашающие мир как высшую ценность («Самый сильный голос мира» Ши Фанъюя, поэтический цикл «Путешествие по Южной Америке» и поэма «Атлантический океан» Ай Цина, «Мимо горящей деревни» и «Дайте мне оружие» Мо Яна и др.). Кроме того, находит свое продолжение тема революционной борьбы, в частности, «Лю Хулань» Ли Бина, «Известить девушку» Ли Цзи и др. получили положительные критические отзывы.

Объявленный в 1956 г. курс «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» стимулировал оживление в поэтическом мире. Журналы «Поэзия» и «Звезды», основанные в 1957 г., предоставили поэтам новую творческую площадку. Китайская поэзия, с точки зрения раскрытия жизненных противоречий, художественной индивидуальности, в этот период получает значительное развитие. «На Чилийском мысе» Ай Цина (1957), «Морю» Го Сяочуаня (1956), «Книга растений» Лю Шахэ (1957), «Запоздалая роза» Гун Лю (1957) и др. отражают стремление авторов к проявлению индивидуальности в познании мира и творческом процессе. Однако начавшаяся во второй половине 1957 г. и в дальнейшем широко развернувшаяся «борьба с правыми элементами» породила большую критику творческих поисков литераторов, имена многих из них были надолго вычеркнуты из официальных анналов.

Период с 1949 г. по 1957 г. стал самым плодотворным для литературы «эпохи Мао». Успехи и недостатки произведений, созданных за эти годы, определили эстетические нормы и тенденции дальнейшего развития поэзии. Выделим следующие особенности поэтического творчества указанного периода:

  1. Гимны, как одна из эстетических норм, получили беспрецедентное развитие. Практически все аспекты жизни находили поэтическое воплощение в форме панегирика. В определенной степени эта форма была исторически обусловленной и принесла свои плоды. Однако почти сразу же обнаружились и явные недостатки, многие произведения были лишены конфликта и противоречий, останавливаясь лишь на воспевании достижений, имели исключительно победную развязку. Содержание было идеализированным, что лишало стихотворения глубины и силы воздействия, возможности реалистично отображать человеческую жизнь во всей широте, богатстве и сложности, что, в конечном счете, приводило к узкому и однобокому пониманию функций поэзии.

  2. Значительные изменения претерпел образ лирического героя, «поэты искренне старались откликнуться на зов времени, но при этом жертвовали какой-то частью своей индивидуальности» [1, с. 195]. Образ авторского «я» отличен от поэзии 1920-1930-х гг., также он отличен и от произведений «освобожденных районов», «‘собственное я’ поэта стремится к слиянию с ‘великим я’ народа» [2, с. 38]. Усиливающаяся тенденция восприятия поэзии как стоящей на службе у политики и внимания лишь к ее общественно-политической функции привела к тому, что создание лирического героя через подобное слияние «собственного я» и «великого я» вытеснило творческую индивидуальность, превратило поэзию в иллюстрацию событий действительности, рупор эпохи.

  3. Развитие получили поэтические формы, средства художественной выразительности. Наибольшее распространение имела форма полусвободного стиха, утвердившаяся со времен «движения 4 мая 1919 г.», а также возникшая под влиянием европейской поэзии (в т.ч. формы «лесенки» Маяковского) форма свободного стиха. Основные формы лирики – политическая и поэзия жизни, повлиявшие на поэтическое творчество следующих 20-30 лет, были сформированы в творчестве Го Сяочуаня и Хэ Цзинчжи, Ли Цзи и Вэнь Цзе соответственно.

С развертыванием «борьбы с правыми элементами» в новой китайской поэзии начинается следующий этап, трудный и извилистый, его основным событием стало движение за «новые народные песни» 1958 г., опирающееся на народное творчество. «Во все времена народные песни были важной частью огромного моря поэзии и одним из источников обновления профессиональной ее части. Поэты никогда не игнорировали безымянную народную поэзию, а всегда собирали ее, изучали ее и учились на ней» [1, с. 206]. И действительно, первые произведения, написанные в подражание народным песням, достоверно отражающие нелегкую жизнь китайского крестьянства, борьбу жителей деревень с природными бедствиями, их надежды и чаяния на улучшение жизни, были свежи по содержанию и отточены по форме. Однако вскоре большинство стихов, созданных в таком стиле, отличающихся сильным «левацким» уклоном, гиперболизирующих достижения партии и не учитывающих объективную действительность, нельзя было оценивать как художественные произведения. Грубые и непоэтичные, они были наполнены лихорадочным восторгом, бахвальством, пустозвонством. И хотя нельзя отрицать влияние «новых народных песен» на развитие поэзии тех времен, в т.ч. создание определенного творческого опыта в области способа выражения чувств, средств художественной выразительности, поэтического языка, тем не менее, в целом оно оказалось отрицательным: «в капании «новых народных песен» ее инспираторы пошли гораздо дальше: они пытались не только заставить поэтов подражать народным песням; они хотели принципиально видоизменить поэзию, лишить ее профессионального характера, ликвидировать творческую индивидуальность и соответственно индивидуальную поэтическую оценку объективного мира» [1, с. 206].

Одновременно с движением за «новые народные песни» возникла продолжавшаяся два года дискуссия о дальнейших путях развития китайской поэзии. В качестве предпосылки, а затем и основного результата этой дискуссии был взят тезис Мао Цзэдуна о том, что необходимо «развивать новую поэзию на основе народных песен и классической поэзии», далее участники заявляли о необходимости «создать поэтический стиль эпохи», а также объявили, что «новая эпоха» китайской поэзии уже настала. Вскоре, с утиханием споров о «новых народных песнях» были сняты и теоретические вопросы.

Необходимо отметить, что к этому же периоду, а точнее 1959-1960 гг., относится развитие повествовательных стихов крупной формы, только за это время свет увидели сто с лишним таких произведений, из которых отметим поэмы «Пламя мести» Вэнь Цзе, «Трилогия о генерале» Го Сяочуаня, «Жизнеописание Ян Гао» Ли Цзи, «Возница» Тянь Цзяня, «Горные песни» Гэ Бичжоу, «Ли Дачжао» Цзан Кэцзя, «Утес красных облаков» Лян Шанцюаня, «Цветной мост» Янь И, «Радуга» Бо Юйвэня, «Песня Лю Шахэ» Кан Ланъина и др. Сюжеты большинства из этих поэм взяты из боевого исторического прошлого. Можно выделить следующие особенности произведений этого периода: создание героических образов революционеров, панорамность и масштабность, строгая структура, яркость и красочность языковых средств.

Начало 1960-х гг. отмечено кризисом в строительстве народной экономики, столь тесная до этого связь поэзии с политикой также ослабевает. С одной стороны, часть поэтов, убежденных в воле народа и победе над всеми трудностями, создает лирические произведения, преисполненные гордости за героизм народа, воспевающие жизненную философию и идеологию борцов-революционеров. «Песня Лэй Фэна» Хэ Цзинчжи, «Сямэньский пейзаж» Го Сяочуаня явили новый уровень развития политической лирики. С другой стороны, многие поэты – Ли Ин, Янь Чжэнь, Чжан Чжиминь, Лян Шанцюань, Янь И – опираясь на долгий жизненный опыт, проявили индивидуальность в художественном познании мира, что нашло воплощение в их глубоких и ярких произведениях.

Выдвинутый в конце 1962 г. тезис «ни в коем случае не забывать о классовой борьбе» вновь привел к изменению политической ситуации в стране, на что моментально отреагировала поэзия. Поэтическое творчество периода 1963-1965 гг. характеризуется следующими явлениями:

  1. Политическая лирика становится магистральным поэтическим направлением. Количество стихотворений, описывающих действительность, постепенно снизилось, основное место в поэтическом творчестве заняла политическая лирика, пропагандировавшая распространенные тогда политические убеждения.

  2. Тематика произведений смещается с воспевания труда, социалистического строительства на пропаганду «продолжения дела революции». Сюжеты, структура, образы тяготеют к абстрактности, оторванности от жизни.

  3. Поэтическая система образов также претерпевает метаморфозы. Часто используются такие приемы, как аллегорический зачин, олицетворение. В качестве распространенного способа построения замысла становится смешение событий действительности и революционной истории. Образы «красное солнце», «красный флаг», «сосна», «ураган», «горы Цзинганшань», «площадь Тяньаньмэнь» и др. отныне интересны не сами по себе, а как наделенные политическим смыслом широко используемые символы.

Десятилетие «культурной революции» становится третьим этапом в истории поэзии эпохи Мао, по существу, явившим разрушительные последствия для всех областей культуры Китая. Многие представители интеллигенции были репрессированы, лишены права на творчество. Первые пять лет поэзия пребывала в молчании, После 1972 г. появляются редкие публикации, однако большая часть из них, отличаясь однобокостью и узостью тематики, шаблонностью и трафаретностью изобразительных средств, представляла собой заказной политический продукт.

Кончина Мао Цзэдуна и свержение «банды четырех» в 1976 г. положили конец духовному нигилизму и творческому обезличиванию. Возрождение китайской поэзии связывают с поэтическим движением, начатым с демонстрации на площади Тяньаньмэнь 5 апреля 1976 г. Сборник «Стихи с площади Тяньаньмэнь», вышедший под редакцией Тун Хуайчжоу, стал призывом к освобождению сознания от тотального идеологического контроля. Посвященное памяти премьера Чжоу Эньлая это движение, по сути, знаменовало начало новой эпохи для китайского общества в целом, и поэзии в частности. С этого момента возрождаются гуманистические идеалы традиционной китайской поэзии и поэзии «движения 4 мая 1919 г.».


Литература:

    1. Судьбы культуры КНР (1949-1974) / Под ред. В.А. Кривцова. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978. – 382 с.

    2. Чжунго дандай вэньсюэ ши (История современной китайской поэзии) / Под ред. Тянь Чжунъяна. - Хайкоу: Издательская фирма «Южное море»&#,;2006. - 496 с.

Основные термины (генерируются автоматически): китайская поэзия, культурная революция, поэзия, поэт, политическая лирика, поэтическое творчество, лирический герой, народное творчество, творческая индивидуальность, художественная выразительность.