В статье рассматриваются особенности развития литературы Китая в конце 20 века. Изучаются основные направления развития литературы того времени. Статья представляет собой обзор становления и упадка авангарда, что послужило становлению других течений.
Выявлено, что в 1987–1988 гг. в китайской литературе получил развитие авангард. На смену китайскому авангарду пришли такие направления как «новый реализм»; «новое состояние» или творчество «позднерожденных»; женская проза.
Ключевые слова: китайская литература, авангард, новые направления, новый реализм, новое состояние, женская проза.
The article discusses the features of the development of Chinese literature at the end of the 20th century. The main directions of the development of literature of that time are studied. The article is a review of the formation and decline of the avant-garde, which served as the formation of other movements.
It was revealed that in 1987–1988. avant-garde was developed in Chinese literature. The Chinese avant-garde was replaced by such trends as «new realism»; «new state» or creativity of «late born»; women's prose.
Keywords: Chinese literature, avant-garde, new trends, new realism, new state, womens prose.
За время своего становления и развитиялитература Китая прошла много периодов, которые обусловлены изменениями политики, экономики, взглядов писателей и народа. После снижения политического контроля со стороны государства и развитием интереса к западной литературе происходит изменение направлений писательского мастерства. Снижение контроля со стороны государства обусловлено смертью Мао Цзэдуна (1976 г.), после чего происходит открытие Китая внешнему миру, форма госконтроля становится более мягкой. Вследствие этого начинает появляться новая китайская литература. А после того, как были аннулированы итоги Культурной революции (1977 г.), авторы получают возможность открыто выражать свою творческую позицию, говорить о волнующих проблемах, происходит уход от тем, жестко регламентированных государством. С течением времени в литературе появляются новые темы, течения и направления.
Под воздействием данных явлений происходит смешение литературных стилей и развитие новых. Поэтому актуальным направлением исследования является изучение особенностей и тенденций развития современной китайской литературы.
80-е годы XX века представляются как отдельный этап развития литературы Китая. В 1980 г. увидел свет сборник переводных произведений «Сборник модернистской прозы». Выход сборника ознаменовал начало литературного бума в Китае 80-х годов. Возникновение китайского авангарда обусловлено зарубежной литературой. Китайский авангард был впервые выделен как направление развития литературы в 1985 г. и получил наибольшее распространение в 1987–1988 гг. Яркими представителями данного направления являются такие писатели, как Ма Юань, Мо Янь, Цань Сюэ, Су Тун, Сунь Ганьлу, Гэ Фэй и Юй Хуа. Период рождения данных писателей приходится на 50-е — начало 60-х. Их взросление пришлось на время «культурной революции» и проникновения западной литературы.
Основание нового направления «экспериментальный роман» или «авангардный роман» присваивается писателю Ма Юань. Дальнейшее развитие данного течения литературы отражено в творчестве авторов Сунь Ганьлу, Хун Фэн, Гэ Фэй, Чжа Сидава, Юй Хуа, Фань Цзюнь, Су Тун, Бэй Цунь. Их творчество увидело свет в журнале «Шоухо» 收获 в 1987 г. Романы имеют значительное отличие от произведений предшествующего периода, которые основывались на идеологии. В авангардных романах описывалось вымышленное прошлое.
В 90-х гг. произошло снижение интереса к авангардному направлению. Авторы того времени считали, что авангард далек от реальной жизни общества, и поэтому в своем творчестве они начинают обращаться к реализму. В то время произошли значительные изменения в развитии литературы. Произошла смена всех литературных направлений 80-х годов. Получила развитие «многополярность», одновременно уживались реализм и модернизм, «высокая» литература и массовая литература [2, с. 147].
В 90-е годы на арену вышли другие писатели, которые имели взгляды, отличные от предыдущих авторов, что привело к появлению независимых авторов, которые носили название «писатели нового поколения», «позднее поколение писателей» (辣椒, 刘恒, 闫良科 и др.).
В китайской литературе 90-х гг. выделяют следующие направления:
1) «новый реализм»;
2) «новое состояние» или творчество «позднерожденных»;
3) женская проза, которая делится на три направления:
– личные женские истории Чэнь Жань, Линь Бай, Хай Нань;
– проза «писательниц-красавиц» в лице Вэй Хуэй, Мянь Мянь, Вэй Вэй;
– социальная проза Чжан Канкан, Те Нин, Ван Аньи и т. д.
Представителями «нового реализма» являются такие авторы как Чи Ли, Фан Фан, Лю Чжэньюнь, Лю Хэн, Янь Лянькэ. Авторы данного течения литературы описывали унылую реальность и в качестве героев использовали бедную часть населения, которые жили в условиях выживания. Авторы описывают жизнь людей, чья повседневность является страданием в новых условиях реальности (обманутые безработные, наемные рабочие).
В начале 90-х гг. получило развитие творчество «позднерожденных» авторов. Авторы того периода описывали в своих произведениях реальную действительность. Представителями данного направления являются: Хэ Дунь, Шу Пин, Ли Эр, Дун Си, Хань Дун, Чжу Вэнь и др. В литературе происходит отражение взглядов писателей на изменения в развитии экономики и общества. Направление имело сходство по стилю с западным постмодернизмом, т. к. уровень и образ жизни городских жителей в Китае и на Западе не имел значительных различий. Литература отражала тенденции развития рыночной экономики Китая. Постмодернизм в ней находит выражение в виде слияния элементов «чистой» и массовой литературы, утверждения телесности и чувственности индивида, смешения кодов и знаков идеологии, рынка, масскульта.
Авторы того периода в своем творчестве были против исторических очерков, влияния власти и государства. Общим моментом для писателей нового поколения при всем различии стилей и миров, по мнению Н. Демидо, стало «демонстративное изображение личности вне общества, внимание к частной жизни героя, склонность к философствованию и самоанализу, противопоставление активной общественной позиции пассивного «бунта эгоиста-одиночки» [1, c. 153].
Их «герой» начисто лишен какого бы то ни было чувства социальной ответственности или долга перед обществом, он отказался от общепринятых ценностей и утверждает свою, индивидуалистическую шкалу ценностей, погружен в свои субъективные ощущения, которые и становятся для него объективной реальностью.
В качестве сюжета нередко использовалась история личной жизни писателя, все остальное оставалось вне поля зрения автора. Манера повествования становилась все более откровенной, характерной чертой их творчества стал так называемый «литературный эксгибиционизм». В какой-то мере можно даже согласиться с оценкой китайского критика Фан Вэя, что в произведениях писателей нового поколения «повествование замкнулось» на личности рассказчика / автора /.
В развитии женской прозы, получило развитие жанра личных женских историй. Представителями данного направления являются женщин-писательницы — Чэнь Жань, Хай Нань, Линь Бай, Сю Кунь. В их литературе основа принадлежит историям личного характера, часто пишут об интимной стороне жизни и однополой любви, стремятся сохранить дистанцию от общества и мэйнстрима и даже противостоят ему.
В прозе «писательниц-красавиц» (в конце 20 века) наблюдается новый стиль написания. Писательницами того периода являются две писательницы из Шанхая, Мянь Мянь и Вэй Хой. Писательницы родились в начале 1970-х годов и в их памяти уже не сохранилось воспоминаний о временах культурной революции. Ко времени их творческого становления в Китае полным ходом шла модернизация и проводилась политика «открытых дверей».
В 90-х годах Шанхай становится самым современным и открытым городом Китая, выходя из тени капиталистического Пекина. И «Шанхайская школа» писателей вновь надолго захватывает превосходство в современной китайской литературе.
Мянь Мянь и Вэй Хой описывают в своих произведениях жизнь в больших городах Прямое и беспристрастное описание жизни общества, невозможное ранее, — наркотики, секс, проституция на юге страны — привлекло внимание молодого поколения читателей, которые узнавали на этих страницах самих себя и современный им Китай [3, с. 175].
Феномен писательниц-красавиц вполне характерен для периода перемен в китайской литературе, культуре, обществе. Они отражают жизнь большого капиталистического города.
Проза писательниц-красавиц получила название — «творчество тела». Выставление напоказ тела, личных переживаний, ощущений и мыслей составляет сущность этих романов. Произведения о женской сексуальности стали своеобразной литературной модой. Западные критики отметили в этих романах политику освобождения в свете китайского модернизма. Также можно говорить о феномене коммерциализации культуры и о «творчестве тела» как об эффекте масс-медиа.
К социальной прозе современного Китая можно отнести произведения таких писательниц, как Чжан Канкан, Те Нин, Ван Аньи. Творчество Ван Аньи — одно из самых ярких среди представительниц этого направления. Писательница тяготеет к суровой точности воспроизведения реальности.
В целом Ван Аньи свойственно стремление пропускать все описываемое через призму личного авторского мировосприятия, постоянно давать свою оценку происходящему. Повесть «Деревня Сяобао» лишена этого эгоцентрического подхода.
Свои авторские оценки и толкования происходящего Ван Аньи заменяет яркими, реалистичными описаниями и эпизодами деревенской жизни, живыми, искрящимися юмором диалогами крестьян. В тексте много точных, запоминающихся деталей. Все это усиливает непосредственность восприятия читателем описываемых событий, создается в цельный и органичный образ деревни Сяобао.
Заключение. В80-е годы XX века в китайской литературе получил развитие китайский авангард. Он впервые выделен как течение китайской литературы в 1985 г. и получил наибольшее развитие в 1987–1988 гг. В 90-х гг. произошло снижение интереса к авангардному направлению по причине того, что авторы того времени считали, что авангард не отражает реальную жизнь. В 90-е гг. выделяют следующие направления: «новый реализм»; «новое состояние» или творчество «позднерожденных»; женская проза.
В произведениях нового реализма описывается унылая реальность, героями являются бедная часть населения. Авторы «нового состояния» или творчества «позднерожденных» описывали в своих произведениях реальную действительность. В женской прозе описываются истории личного характера, интимная сторона жизни.
Литература:
- Демидо, Н. Новое поколение «свободных художников» на литературной сцене КНР // Проблемы Дальнего Востока. — 2001. — № 3. — С. 153.
- Завидовская, Е. Постмодернизм и современная китайская литература // Проблемы Дальнего Востока. — 2003. — № 2. — С.147–148.
- Лу Шелдон. Писательницы-красавицы на рубеже 21 века. // От национальной традиции к глобализации, от реализма к постмодернизму: пути развития современной китайской литературы. — СПб, 2004. — С. 174–189.