Своеобразие синтаксических конструкций в произведениях Л. Н. Толстого
Автор: Астраханцева Марина Владимировна
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в
Дата публикации: 09.06.2015
Статья просмотрена: 2337 раз
Библиографическое описание:
Астраханцева, М. В. Своеобразие синтаксических конструкций в произведениях Л. Н. Толстого / М. В. Астраханцева. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/138/8334/ (дата обращения: 16.12.2024).
Специфика сложноподчинённых предложений, подвергшихся расчленению, привлекла внимание исследователей, изучавших это явление с различных точек зрения. В связи с этим наблюдались разноречивые, а в некоторых случаях противоречивые характеристики структурно-семантической стороны этих конструкций.
В произведениях Льва Николаевича Толстого представлены наиболее полно все виды расчленённых предложений. Характерной чертой данных предложений является столкновение двух противоположных тенденций: с одной стороны, сложный характер логико-синтаксических отношений компонентов расчленения, возникающий на базе увеличения объёма информации или при осложнении добавочными функциями синтаксического и семантического характера; с другой — благодаря расчленению происходит упрощение синтаксической конструкции. Это, видимо, связано с высокой степенью оформленности и организованности грамматической системы современного русского языка и, в частности, системы сложноподчинённого предложения.
В художественном произведении наряду с основной коммуникативной функцией, связанной с сообщением какой-либо сложной мысли, расчленённые конструкции могут использоваться как средство эмоциональной выразительности, где уже выполняют дополнительную, экспрессивную функцию, способны глубоко отражать явления действительности. Используя в художественном тексте различные типы сложных предложений расчленённой структуры, Л. Н. Толстой создаёт уникальную систему художественных образов, назначение которых в произведениях разнообразно: одни дают представления о внешности героев, другие раскрывают динамику их душевного состояния, третьи вносят эмоционально-оценочный элемент. Например:
Цель-состояние, которое может иметь несколько значений:
а) физическое состояние: Схватившаяся за грудь, чтобы не задохнуться, Соня, бледная и дрожащая от страха и волнения, села в кресло и залилась слезами.
б) психическое состояние: Он старательно изыскивал все самые больные места её, чтобы как можно жесточе нравственно мучить её.
в) эмоциональное состояние: Это я сожгла, чтобы показать её любовь.
Возможность расчленённого употребления придаточной части вытекает из самой природы этой части, а именно: входя в состав сложного предложения, придаточная часть, подобно простому предложению, обладает признаками предикативности, хотя и не функционирует в качестве отдельной коммуникативной единицы. Таким образом, предпосылки для расчленения уже заложены в самой формуле сложноподчинённого предложения, и в этих случаях образуются, в первую очередь, расчленённые конструкции.
Различная степень употребительности расчленённых конструкций обусловлена неодинаковой степенью распространённости в современном русском синтаксисе соответствующих сложноподчинённых предложений. Так, например, сложноподчинённые предложения с придаточными времени, причины, цели являются наиболее распространёнными среди других типов сложноподчинённого предложения. Например:
а) Это выражение часто было на лице Долохова, когда он смотрел на него.
б) Я люблю её, потому что у неё характер рассудительный — очень хороший.
в) Один из солдат сердито, злобно, болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся.
В свою очередь, меньшая степень распространённости, например, расчленённых конструкций с придаточными условия или сравнения обусловлена меньшей степенью распространения соответствующих сложноподчинённых предложений. Например:
а) Ежели бы вы мне дали Петербург и Москву, я бы не принял этих условий.
б) Княжна Марья радостно отвечала, как будто её уроки геометрии были одним из самых радостных впечатлений её жизни.
Исследование синтаксических функций расчленённых предложений с подчинительными союзами показало, что логико-синтаксические отношения компонентов расчленения нельзя ограничивать только рамками «присоединения» или «подчинения»: они более разнообразны и имеют ряд специфических средств в отличие от присоединительных отношений или подчинительного характера связи. В синтаксических конструкциях присоединительные отношения отмечаются только в тех случаях, когда предложение с подчинительным союзом содержит добавочные, уточняющие и т. п. сведения по поводу содержания предыдущего предложения. Такие отношения чаще всего обнаруживаются в расчленённых конструкциях с условными и временными союзами.
Наряду с этим расчленение формулы сложноподчинённого предложения зависит от ряда условий, природа которых специфична для расчленённых конструкций. Это объясняется особенностями синтаксической связи компонентов расчленения и семантикой предложения с подчинительным союзом. В придаточных следствия очень слабо выражен характер подчинения и структура главной части предложения, как правило, не подчёркивает обязательность придаточной. Вот почему со значением следствия часто представляют собой добавочные суждения и приобретают характер присоединения. Таковы придаточные, присоединяемые при помощи наречий или относительных местоимений с предлогами или предложными группами: ввиду чего, вследствие чего, в связи с тем и т. п. Придаточная часть располагается за главной. Слабая степень синтаксической связи между частями сложноподчинённого предложения следствия обусловливает функционирование расчленённых конструкций, включающих предложение с союзом так что.
В большинстве конструкций отмечается близость союза так что к наречию поэтому. Такая близость обнаруживается в тех случаях, когда в главном предложении можно усматривать оттенок причинного значения по отношению к предложению с так что: По улице, запружая её всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дождаться.
Возможность расчленённого употребления сложноподчинённого предложения вызывает усложнённое построение конструкций с так что. Поэтому нередко предложение с так что бывает соотносительно с нескольким предыдущими предложениями, так как значение следствия невозможно установить только на основе соотношения придаточного с так что с непосредственно предшествующим ему предложением. В таких случаях причинное действие развёртывается в целом контексте: При настоящих, усложнённых формах государственной и общественной жизни в Европе возможно ли придумать какое бы то ни было событие, которое бы не было предписано, указано, приказано государями, министрами, парламентами, газетами? Есть ли какое-нибудь совокупное действие, которое не нашло бы себе оправдания в государственном единстве, в национальности, в равновесии Европы, в цивилизации? Так что всякое совершившееся событие неизбежно совпадает с каким-нибудь выраженным желанием и, получая себе оправдание, представляется как произведение воли одного или нескольких людей.
Следственную семантику выражают также сложноподчинённые предложения с придаточной частью подчинительно-присоединительной. Придаточные подчинительно-присоединительные прикрепляются ко всей главной части или реже, к одному из её членов относительным местоимением отчего и при помощи составных союзов в результате чего, вследствие чего, в силу чего, репрезентирующих причинно-следственные отношения:Она только до крайности доводит свою любовь к мужу и детям, в результате чего это даже глупо.
Главная часть в таких сложноподчинённых предложениях является законченной по своей форме и содержанию, а придаточная, зависимая по своей форме, содержит добавочное значение — следствие, которое обусловлено содержанием главной части. Таким образом, в сложноподчинённых конструкциях выражаются причинно-следственные отношения либо в чистом виде, либо осложнённые качественной или количественной семантикой.
Анализируя произведения Л. Н. Толстого с точки зрения синтаксиса, следует отметить, что функционирование в них сложноподчинённых предложений расчленённой структуры оправдано, так как отображает не только внутреннее состояние художника слова, но и заданную тематику произведения, которая обусловливает наличие этих синтаксических конструкций. Данные виды синтаксических конструкций участвуют в выполнении разного рода коммуникативных функций: в тексте они могут выражать контраст, выделить важное, новое. Являясь наиболее частыми средствами оформления текста, сложноподчинённые предложения расчленённой структуры представляют собой необходимую составную часть любого философского произведения.