Когда мы начали подготовку к экзаменам по русскому языку в форме ГИА и обратились к части С2.1 — сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, — то школьники обнаружили необходимость ориентироваться во всех разделах науки о русском языке.
Во время изучения сложного предложения я предложила ученикам попробовать свои силы в исследовании роли различных видов сложных предложений в художественном произведении. Наибольший интерес к исследовательской деятельности проявила обучающаяся 9а класса Терентьева Ольга. С нею мы и продолжили работу.
Почему обратились к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека»? Прежде всего потому, что 2010-й был годом 65-летия Великой Победы, а 2011-й — год 70-летия со дня Великой Скорби нашего народа — начала Великой Отечественной войны.
Итак, познакомившись со справочной литературой, с исследовательскими работами литературоведов и лингвистов, используя собственный опыт анализа эпизода художественного произведения, пришли к следующим выводам.
План
1. Введение. Язык — важнейшее средство человеческого общения.
2. Предложение — средство выражения человеческой мысли.
3. Направленность на обозначение ситуаций — важная особенность предложений
- Способы обозначения нескольких ситуаций.
- Что собой представляют сложноподчиненные предложения как один из способов обозначения нескольких ситуаций.
- Сходство и различие сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений как способов обозначения нескольких ситуаций.
4. Роль сложных предложений в рассказе М. Шолохова «Судьба человека».
Предмет исследования:
- Сложносочиненные предложения.
- Сложноподчиненные предложения.
- Бессоюзные сложные предложения.
- Сложные предложения с различными видами связи.
- Их роль в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» как средства отражения художественной реальности.
Цель исследования:
- Определить роль сложных предложений в художественном тексте.
- Проследить, как различные синтаксические конструкции дают возможность передать целую гамму чувств, мыслей, наблюдений человека.
Актуальность:
- Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы — резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
- И решить проблему нельзя, даже научившись правильно написать слово, в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма.
- Важно, прежде всего, то внутреннее, то главное, что выражается через форму. Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т. е. через язык выразить часть своего «я»: мысль, состояние, настроение, отношение к чему-либо.
- Помогает связать личность каждого ученика с учебным предметом художественный текст.
Методы и приемы:
- Наблюдение
- Анализ
- Сопоставление
Прогнозируемые результаты:
- Научимся осмысленно управлять и владеть своей речью, чтобы не просто слушать, а слышать и чувствовать язык другого человека.
- Научимся воспринимать текст как собственные переживания.
- Подготовимся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему на итоговой аттестации в форме ГИА.
Язык — важнейшее средство человеческого общения. Именно при помощи языка люди обмениваются мыслями, добиваются взаимного понимания во всех сферах жизни.
Средством выражения мысли является предложение. Вот встретились двое знакомых. Мы видим, как они оживлённо беседуют. Что значит беседуют? Они что — то сообщают друг другу (Завтра мы уезжаем в Анапу), о чём — то спрашивают (А когда вы вернётесь?) или побуждают к чему — то (Возвращайтесь скорее!). Иначе говоря, они произносят предложения. Беседуя, общаясь, они обмениваются не словами, не словосочетаниями, а предложениями.
Человеческая мысль — это определённое отражение действительности. Предложение показывает, является сообщаемое реальным или нереальным (возможным, желательным, предполагаемым). Кроме того, в предложении отражается время совершения того, о чём в нём говорится (настоящее, прошедшее, будущее).
Важной особенностью предложений является их направленность на обозначение не предметов, а ситуаций. Предметы — это всё то, что занимает место в пространстве, а ситуации — это то, что протекает во времени, имеет своё начало и свой конец.
Для обозначения нескольких ситуаций могут использоваться сочетания из нескольких самостоятельных простых предложений, а также сложносочиненные, сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения.
Опираясь на предыдущее высказывание, делаем вывод, что сложноподчинённые предложения представляют собой такие предложения, которые, передавая одно сообщение, обозначают при этом не одну, а несколько ситуаций. Тогда как в сложносочиненных, как и в бессоюзных сложных предложениях, каждая из частей обозначает отдельную ситуацию и передаёт отдельное сообщение, причём единое пунктуационное (и интонационное) оформление указывает на то, что передаваемые сообщения тесно связаны между собой по смыслу. В то же время сложносочинённые предложения отличаются от бессоюзных сложных тем, что содержащийся в них сочинительный союз однозначно определяет характер смысловой связи между сообщениями. Соединительный союз и, например, подчёркивает в описываемых ситуациях черты сходства (как правило, в этом случае ситуации либо совпадают по времени, либо следуют друг за другом, либо находятся в причинно-следственных отношениях). Противительный союз но, напротив, указывает на несоответствие описываемых ситуаций друг другу, т. е. на то, что вторая ситуация противоречит ожидаемому следствию, которое должно было бы вытекать из первой (Выходило солнце, но всё небо было затянуто облаками). Разделительный союз или указывает на то, что в действительности имеет место лишь одна из нескольких названных ситуаций (Это взошло солнце или просто небо очистилось от облаков?)
Если говорящему или пишущему необходимо детально обозначить в одном сообщении несколько конкретных ситуаций, то оптимальным средством для этого являются сложноподчинённые предложения. Широкое употребление сложноподчинённых предложений характерно прежде всего для текстов разговорного и художественного стилей.
Обратимся к тексту рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Начинает рассказ сложное синтаксическое целое (прозаическая строфа). Первое предложение — зачин, формулирующий тему строфы: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Второе предложение — сложное, с разными типами связи, союзной и бессоюзной: «В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны». Сложное синтаксическое целое равно абзацу, придаёт тексту динамичность.
Тема рассказа «Судьба человека» — история жизни главного героя, Андрея Соколова. Это рассказ — размышление о том, какова судьба человека на войне. Автор сделал смелый шаг, решившись рассказать всю правду о простой человеческой жизни, о страшной цене, которая была заплачена за победу, хотя ещё была жива память о сталинских репрессиях.
Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином: «Работал я десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично»…» Речь героя нетороплива. Это подчёркивается многосоюзием — сознательным повторением союзов с целью замедлить речь вынужденными паузами. При этом подчёркивается смысловая значимость каждого выделенного союзом слова. Соединительный союз и в сложносочинённом предложении подчёркивает в описываемых ситуациях черты сходства, в этом случае ситуации совпадают по времени. Бессоюзное сложное предложение передаёт логическую связь между высказываниями (причинно-следственные отношения: «дети радовали» почему? что из этого следовало?)
Во время войны герой ведёт себя как настоящий мужчина: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё вынести, если к этому нужда позвала». Перед нами сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных предложений, в котором синтаксический параллелизм с анафорическим повтором усиливают эмоциональность речи героя. Повествуя о фронтовой жизни, Соколов предельно краток. Он не произносит громких слов. Всё как будто просто, ничего особенного: «Только не пришлось мне и года повоевать... Два раза за это время был ранен, но оба раза по лёгкости…» Здесь автор, использует умолчание и эллипсис в составе сложносочинённого предложения, что придаёт высказыванию взволнованный характер.
Далее вновь сложное предложение с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной. Бессоюзие придаёт речи динамичность и стремительность. («Надо было сильно спешить потому, что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идёт, впереди стрельба, и уже начало попахивать жаренным…»).
Наиболее ярко характер Андрея Соколова раскрывается в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря: «Куда меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время: и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области на шахте, и в Баварии на земляных работах горб наживал…». В этом случае намеренное увеличение количества союзов в сложном предложении (многосоюзие) придаёт речи медлительность, усиливает значение слов, разделённых союзами. «А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били, и всяческим железом…». Герой сдержан в рассказе о своих нечеловеческих страданиях в плену: «Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет ещё смотришь… Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти…». Здесь анафорический повтор придаточных предложений в сложноподчинённом предложении создаёт определённый ритмико-интонационный рисунок.
Благодаря автору мы видим рассказчика, его сгорбленную фигуру, большие усталые руки, наполненные тоской глаза, слышим его приглушённый басок, разнообразные интонации голоса, ощущаем волнение героя, когда он говорит об утрате близких: «Была семья, свой дом, всё это лепилось годами, и всё рухнуло в единый миг, остался я один». Шолохов сумел передать силу переживаний рассказчика. Время не смогло заглушить душевной боли Соколова. В лексике, структуре его речи ощутим накал чувств, потрясённость горем, обрушившимся на него: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!» Сколько горечи в словах: «так покалечила», «так исказнила». Сколько отчаяния в дважды повторённом «нету» и полном безысходности утверждении: «Нету и не дождусь!» Но Соколов не злится на весь мир, не замыкается в своём горе. В его исстрадавшемся сердце находится достаточно тепла и доброты, чтобы усыновить сироту и трогательно заботиться о нём. Заменяя Ванюшке отца, герой сам понемногу возвращается к жизни: «Ночью — то погладишь его сонного, волосёнки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя». Сложносочинённое предложение с соединительным (и), противительным (а), повторяющимся (то…то) союзами помогает читателю зримо представить конкретный образ, почувствовать эмоциональность данного эпизода.
С напряжённым вниманием слушает автор рассказчика, ему невыносимо тяжело узнавать о нечеловеческих страданиях Соколова: «Не надо, друг, не вспоминай».
Этих разных по жизненному опыту и культуре людей роднит чуткость, отзывчивость, нравственная стойкость, верность Родине.
Авторское отступление в конце рассказа проникнуто грустным лиризмом, в нём и вера в духовные силы Соколова, в будущее Вани, и огромная боль за трагически сложившиеся судьбы людей, и сдержанная любовь к ребёнку. «С тяжёлой грустью смотрел я им вслед… Может быть, всё и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка…повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся». Бережное отношение к миру чувств ребёнка, взволнованность автора выражены и в повторяющейся конструкции предложений, и в повторении слов: «Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребёнка…»
В «Судьбе человека» личность автора, его раздумья о жизни, реакция на исповедь Соколова, отношение к Ване придают рассказу композиционную цельность, определённую тональность — сострадание к великому горю Соколова и чувство гордости за высокую человечность его деяний. Перед читателем предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера.
Таким образом, работая с текстом рассказа, опираясь на литературоведческие и лингвистические исследования, сопоставляя языковые явления, мы пришли к выводу, что различные виды сложных предложений помогают автору создать яркую, убедительную картину, художественный образ.
Литература:
1. Журнал «Русский язык в школе» № 6, 2006
2. Литература. Справочник. — М., 2008
3. Каплан, И. Е. Анализ языка художественных произведений. — С.-Петербург, 1992
4. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. — М., 2005
5. Сергушева, С. В. Комплексный анализ текста. — С.-Петербург, 2005
6. Тандит, И. В. Великий и могучий… Художественные тексты и педагогические советы. — М., 2008
7. Шолохов, М.А. «Судьба человека» — М., 1999