О преподавании русского языка как неродного в техническом вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в

III международная научная конференция «Филологические науки в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 17.06.2015

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Ережепова С. К. О преподавании русского языка как неродного в техническом вузе [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 84-85. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/138/8225/ (дата обращения: 15.10.2018).

Стремительное развитие информационных технологий, вхождение в мировое образовательное пространство, присоединение высшего образования Казахстана к Болонской декларации способны ускорить процесс обновления системы образования в целом. Сегодня в вузах осуществляется важный этап, направленный на повышение качества высшего образования и конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений республики на международном рынке труда. Кредитная, модульная система образования, дифференциация знаний приводят к необходимости включать в содержание образования большой практический и теоретический материал. Но, в связи с ограниченностью времени встает задача — отбор необходимого минимума знаний. Отбор и обновление учебного материала, методов, приемов, средств обучения являются одним из источников инновационных процессов в обучении русскому языку.

На наш взгляд, преподаватель в основном должен выступать в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника.

Как известно, ссовременный образовательный процесс не мыслим без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Использование ИКТ на занятиях по русскому языку в техническом вузе позволяет разнообразить формы работы, деятельность студентов, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, алгоритмов в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание студентов, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, интеллект карт, перфокарт — воспитывают интерес к занятию, делают занятие более интересным [1].

Возможности использования интернет ресурсов разнообразны. На занятии преподаватель вместе со студентами может решить ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтению, используя материалы глобальной сети, совершенствовать словарный запас студентов, формировать у студентов мотивацию к изучению русского языка. У студентов появилась возможность принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях, заочных конференциях и т. д.

Использование информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса повышает эффективность усвоения новых знаний, а так же применение их в различных ситуациях общения [2].

Действительно, в системе высшего образования интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным, креативным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки студентов являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого студента. Используя компьютер, можно организовать на занятии индивидуальную, парную и групповую формы работы. Вслед за С. Р. Домановой мы считаем, что необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим [3, с. 7].

Одним из способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы студентов является проектная деятельность. Проведенный анализ литературы позволяет заметить широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. И причиной этого служит то, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов–партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [4].

Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с информатикой, с базовыми и профильными дисциплинами; позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении студентов и интегрировать компетенции, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность студентам объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивание и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.

В целом, студент, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования. Работа по данному методу расширяет кругозор студентов, развивает их коммуникативные умения, способствует стремлению самостоятельно добывать и использовать новые знания. Применение проектной методики повышает интерес студентов к изучению языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с преподавателя на студента.

Метод проектов актуален при кредитной системе обучения, так как ориентирован на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие студентов друг с другом и преподавателем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта.

 

Литература:

 

1.                  Ережепова С. К. О мотивации изучения русского языка в техническом вузе. / Материалы III Международной научно-практической конференции «Новейшие исследования в современной науке: опыт, традиции, инновации». М., 2015.

2.                  Бухаркина, М. Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе: дисс.... канд. пед. наук. / Марина Юрьевна Бухаркина. — М., 2004. — 198 с.

3.                  Доманова С. Р. Методы компьютерного обучения: Автореф. дисс.... канд. пед. наук / Светлана Романовна Доманова. — Ростов-н/Д; 2007. — 21 с.

4.                  Бухаркина М. Ю. Телекоммуникации в образовании? Это реально [Текст]/М. Ю. Бухаркина // Распахнутая дверь в мир педагогических и информационных технологий. — С. 58–71.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, русский язык, высшее образование, занятие, знание, образовательный процесс, проектная деятельность, процесс обучения.

Похожие статьи

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое проектирование, педагогическое...

Проектная деятельность на занятиях русского языка в вузе

проектная деятельность, русский язык, урок, задача проекта, прилагательное, навык работы, литература, Имя, Знание части речи, учебный проект.

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как... В настоящее время интерактивные методы обучения...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Условием успешного формирования ключевых компетентностей в процессе проектной деятельности организация профильного обучения, так как основными задачами профильного образования являются: развитие творческих способностей учащихся...

Практические рекомендации по педагогическому...

студент, процесс обучения, проектно-информационная карта, образовательный процесс, собственная учебная деятельность, педагогическое проектирование, дисциплина, лекция, занятие, преподаватель.

Проектная деятельность в техническом вузе | Статья в журнале...

В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, студент, развитие, процесс изучения, литература, дисциплина...

Проектная деятельность на занятиях русского языка в вузе.

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения.

Необходимо пояснить, что мы рассматриваем проектное занятие как конкретное планомерное общее дело, как результат и процесс совместной...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно...

метод проектов, русский язык, студент, использование метода проектов, проектная технология, проект, конечный результат, занятие, проектное задание, исследовательская деятельность.

К вопросу о проектной работе по иностранному языку...

Основные термины (генерируются автоматически): проектная работа, иностранный язык, проектная деятельность, студент, учебный процесс

Трудности использования проектной деятельности в обучении. проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое проектирование, педагогическое...

Проектная деятельность на занятиях русского языка в вузе

проектная деятельность, русский язык, урок, задача проекта, прилагательное, навык работы, литература, Имя, Знание части речи, учебный проект.

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как... В настоящее время интерактивные методы обучения...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Условием успешного формирования ключевых компетентностей в процессе проектной деятельности организация профильного обучения, так как основными задачами профильного образования являются: развитие творческих способностей учащихся...

Практические рекомендации по педагогическому...

студент, процесс обучения, проектно-информационная карта, образовательный процесс, собственная учебная деятельность, педагогическое проектирование, дисциплина, лекция, занятие, преподаватель.

Проектная деятельность в техническом вузе | Статья в журнале...

В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, студент, развитие, процесс изучения, литература, дисциплина...

Проектная деятельность на занятиях русского языка в вузе.

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения.

Необходимо пояснить, что мы рассматриваем проектное занятие как конкретное планомерное общее дело, как результат и процесс совместной...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно...

метод проектов, русский язык, студент, использование метода проектов, проектная технология, проект, конечный результат, занятие, проектное задание, исследовательская деятельность.

К вопросу о проектной работе по иностранному языку...

Основные термины (генерируются автоматически): проектная работа, иностранный язык, проектная деятельность, студент, учебный процесс

Трудности использования проектной деятельности в обучении. проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся...

Задать вопрос