Библиографическое описание:

Атаева Х. К. Проектная деятельность на занятиях русского языка в вузе // Молодой ученый. — 2016. — №10.2. — С. 1-3.



Проектная деятельность на занятиях русского языка в вузе

Атаева Хусния Курашовна, преподаватель

В статье речь идёт о методе проектов, который считается одним из инновационных подходов в современном образовании, о его ценности в самостоятельной деятельности обучающихся о задачах данного метода, об основных требованиях к использованию проектной деятельности, а также рассматриваются типы проектов.

Ключевые слова:проект, проектная деятельность, исследовательские проекты, творческие проекты, практико-ориентированные проекты, рефлексия, рефлексивные умения, ранжирование работ, презентация проекта.

В последнее время в образовательную методику преподавания русского языка (и не только) все чаще входит понятие «интерактивное обучение» (от англ. слова interation — взаимодействие), то есть обучение, основанное на взаимодействии преподавателя и учащихся, в котором наиболее активная роль отводится учащемуся, его опыт служит основным источником познания. Преподаватель не считает себя единственным носителем информации и организует учебный процесс таким образом, чтобы побудить учащихся к поиску знаний, он учит их добывать знания самостоятельно, создает учебную среду для освоения опыта. Нетрудно заметить, что интерактивное обучение имеет много общего с педагогикой сотрудничества, с проблемно-развивающим обучением.Интерактивное обучение впитывает и использует оправдавшие себя традиционные и современные, связанные с информационными технологиями методы и приемы организации преподавателем активной познавательной деятельности учащихся в соответствии с их возрастом. Это открытая система взаимодействия со студентом, которую выстраивает преподаватель, учитывая, что отличительной чертой интерактивного обучения является преимущественное участие в учебном процессе студента, основой знаний которого становится его опыт.Огромную популярность в последнее время приобрел метод проектов, который рассматривается как один из инновационных подходов в современном образовании. Проект в обучении — это специальным образом оформленная детальная разработка проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на занятиях русского языка, но уже на новом, -продуктивном, поисковом уровне.По определению, "проект" — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная на применении и приобретении новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию студента к изучению языка. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если студент получит в вузе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно сориентируется в любой ситуации, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии — это объективное требование.А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь студенту в решении его насущных жизненных проблем.В последнее время слово проект прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.Главная цель педагогической деятельности заключается в создании такой методической системы, которая средствами русского языка будет содействовать образованию, воспитанию и развитию речи личности.Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Образовательные — развивать в студентах языковую рефлексию. Продумывать работу с учащимися так, чтобы они задумывались над тем, как мы говорим, почему мы так говорим, как эти знания использовать в дальнейшем. Студенты, работая над своей темой, учатся собирать языковой материал, анализировать его, делать выводы, читать специальную литературу, осваивать терминологию и т. п., то есть приобщаться к культуре исследования и углублять свои знания в лингвистике, а также в других областях гуманитарной науки.

Воспитательные — воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к суждениям других участников, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы и т.п.

Развивающие — развивать умение работать самостоятельно со специальной дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию, развивать интерес и к различным источникам знаний, развивать у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), развивать системное мышление, творческие способности студентов, умение предъявить свою работу другим и т. п.

К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Узбекистан и мировое сообщество», «Без прошлого нет настоящего».

  1. Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть презентации, театрализованные представления произведений искусства, видеофильмы и т.п. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
  2. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проектаможет быть обозначена следующим образом:цель проекта,предмет информационного поиска,источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),презентация.К таким проектам можно отнести Фразеологизмы, «Речевой портрет студента», «SMSкак новый речевой жанр», «Язык развлекательных передач».

  1. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников и может быть использован в жизни института или группы. Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности.

– Мини-проекты укладываются в одно занятие. Их разработка наиболее продуктивна на занятиях развития речи.

– Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4-6 занятий.

При изучении грамматических материалов никак не обойтись без проекта. Сначала учащиеся выполнили краткосрочные проекты по теме «Образование слов, словосочетаний и предложений», «Правописание слов», а обобщили знания на занятии.

Подробнее хочу остановиться на этапе рефлексия. Для того чтобы заставить учащихся задуматься над результатами своей деятельности, в том числе и речевой, необходимо совершенствовать их рефлексивные умения, к которым относятся:

1) умение оценивать собственные действия, сравнивая их с деятельностью других однокурсников;

2) умение оценивать собственные действия, сравнивая их с собственной деятельностью в прошлом;

3) умение оценивать собственные действия в соответствии с установленными нормами;

4) умение оценивать действия однокурсников в соответствии с установленными нормами;

На наш взгляд, совершенно невозможно в каждом проекте детально проанализировать все этапы работы. Спланировав систему проектов, преподаватель должен определять для себя главные этапы. Как показывает опыт, начать следует именно с рефлексии презентации проекта, так как это наиболее зрелищный, яркий и интересный для учащихся этап работы. Кроме того, презентация во многом похожа на выступление, а этот жанр востребован во многих занятиях и постоянно пользуется в учебном процессе.

Литература:

  1. Архангельский С. И. О некоторых новых формах учебного процесса. М., 1965.
  2. Бондаренко В.К. Технические средства обучения. М., 1975.
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М„ 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): русского языка, занятиях русского языка, собственные действия, рефлексивные умения, Проектная деятельность, деятельности участников, инновационных подходов, познавательной деятельности учащихся, современном образовании, русскому языку, участников проекта, учебном процессе, преподавания русского языка, использованию проектной деятельности, умения выявления проблем, исследовательские проекты, деятельности участников проекта, совместной деятельности участников, творческой инициативы учащихся, средствами русского языка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос