Информационная политика СМИ в годы Первой чеченской кампании 1994–1996 годов | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

II международная научная конференция «Филологические науки в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, ноябрь 2013)

Дата публикации: 01.11.2013

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Галина Э. Ф. Информационная политика СМИ в годы Первой чеченской кампании 1994–1996 годов [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 86-87. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4398/ (дата обращения: 19.12.2018).

Первая чеченская компания 1994–1996 годов или Восстановление конституционного порядка в Чеченской республике — это боевые действия между войсками Российской Федерации и Чеченской Республикой Ичкерия, которая в 1991 году провозгласила себя независимой республикой. Цель российских войск заключалась во взятии территории Чечни под контроль.

Данный конфликт разделил средства массовой информации на два лагеря: к первому примкнули те, кто являлся сторонником позиции власти, во втором лагере находились ее оппоненты. Ситуация усугублялась тем, что в начале 90-х годов пресса считала себя «четвертой властью», или самостоятельным общественным институтом. Главные редакторы, сотрудники редакций и независимые журналисты полагали, что пресса имеет право на критику власти тогда, когда считает, что в ее деятельности имеются недочеты. Оппозиционная пресса и пресса, поддерживающая президента и правительство, сходились во мнении, что военный конфликт в Чеченской Республике носит бессмысленный характер.

Многие СМИ при освещении данного конфликта выбрали провокационный характер. К примеру, в телерепортажах, создаваемых журналистами телеканала НТВ, можно было наблюдать, как корреспондент мог рассказывать с экрана, каково живется российским солдатам, находящимся в плену у боевиков Джохара Дудаева — чеченского военного и политического деятеля. Или прочитать в одной из печатных газет статью журналиста, объясняющего призывниками и их родственникам, как избежать призыва в «горячую точку» и последующей за это ответственности.

В оппозицию к таким заявлениям встали правительственные средства массовой информации. К примеру, «Российская газета» в период проведения первой чеченской компании опубликовала открытое письмо коллектива редакции. Ниже приведены выдержки из этого документа: «Да, мы скорбим, как и все нормальные люди, скорбим по погибшим на Северном Кавказе. И слезы матерей разрывают наши сердца. Газета не раз выступала и выступает с резкой критикой того, как была организована операция. Но мы не можем печатать так называемых правозащитников, которые призывают военных к дезертирству, призывают русских собирать деньги на оружие для чеченских боевиков, которые зовут натовские самолеты бомбить Москву. Считаем подобную защиту человеческих прав изуверством и патологией… И, защищая все, что нам дорого, мы печатаем правду о сотнях тысяч изгнанных из Чечни россиян, о леденящих душу фактах изуверства, когда бандиты кастрируют раненых, насилуют детей. И это факты не только сегодняшнего дня, это — три года ужасов». Таким образом, «Российская газета» заявила, что она за права «человека», а не «бандита», считая неуместным, что большинство газет, теле- и радиоканалов «почему-то на стороне боевиков». [О позиции «Российской газеты» // Российская газета. 1995. 21 янв. С. 1].

На это высказывание последовала мгновенная реакция со стороны демократических изданий. Журналисты «Московского комсомольца» опубликовали материал, в котором говорилось о том, что вся нация осудила ведущиеся военные действия и лишь правительственная «Российская газета» поддерживает ее. А. Н. Яковлев в своем интервью «Радио Свобода» назвал «Российскую газету» профашистским изданием и самой лживой газетой в стране» (Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы: Монография. М., 2000. С. 164.).

Всероссийский институт печати и массовой информации в 1995 году провел социологическое исследование на предмет реакции населения страны на военные действия в Чеченской республике и его отражениях в СМИ. Результаты говорили о «провале информационно-пропагандистского освещения чеченских событий». Можно выделить две причины провала. Первой является падение интереса граждан к политическим проблемам, по данным, опубликованным в результате социологического опроса, 57 % жителей Москвы ответили, что «не следят вовсе или следят не очень внимательно за событиями в Чеченской Республике». Второй причиной является тот факт, что в СМИ не было представлено материалов аналитического характера, которые бы раскрывали сложившуюся ситуацию и не разъясняли необходимость скорейшего решения данного конфликта.

Итак, в период первой чеченской компании существовали две точки зрения на развернувшиеся военные действия: одни оправдывали действия правительства, другие их осуждали. Средства массовой информации также разделились: демократические издания делали упор на подробности военной кампании, рассказывали о жертвах среди военнослужащих; в правительственной прессе, напротив, велась активная деятельность по созданию образа нужной и правильной войны.

Литература:

1.         Абрамов В. Работа журналиста в особых условиях / В. Абрамов. — М., 2005.

2.         Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы: Монография. М., 2000. С. 164.

3.         Журналистика и война: освещение российскими СМИ военных действий в Чечне / ред. А. Г. Рихтер. — М., 1995.

4.         Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. М., 1999. С. 91.

5.         Информационная война в Чечне. М., 1997. С. 89–91.

6.         О позиции «Российской газеты» // Российская газета. 1995. 21 янв. С. 1

Основные термины (генерируются автоматически): Чеченская Республика, массовая информация, чеченская компания.

Похожие статьи

Анализ взаимоотношений власти и общества в Чечне в конце XIX...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Завершением Кавказской войны не прекращается истребление чеченцев, этот процесс носит характер хронического изуверства над чеченским народом.

Приоритеты развития молодежной политики Чеченской...

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, гражданское общество, Чеченская Республика.

Наряду с этим издается тематическая литература, публикуются материалы в средствах массовой информации, используется социальная реклама.

Особенности влияния средств массовой информации на...

массовая информация, молодежь, Северный Кавказ, грозный, уровень развития СМИ, СМИ, ребенок, работа СМИ, молодежный досуг, Чеченская Республика.

Чеченская Республика — мононациональный субъект Российской...

Чеченская Республика переживает сегодня достаточно сложный период возрождения и реабилитации после военного конфликта.

Вместе с тем, совокупная выручка десяти крупнейших компаний Чечни — 27 млрд. руб., и это почти в три раза меньше, чем, например...

Социально-экономическое положение Чеченской Республики...

Полезная информация.

Чеченская Республика — мононациональный субъект Российской Федерации: абсолютное большинство населения (93,5 %) чеченцы, русские составляют 3,7 %, другие национальности — 2,8 %.

Традиции и инновации в чеченском этносе как общественное...

Чрезмерное присутствие прошлого в самих чеченцах может мешать развитию и эволюции чеченского этноса.

В современный период, когда в мире идет психологическая и информационная война против России, Чеченская Республика уверенно начала...

Состояние аудита в России на примере Чеченской Республики

На данный момент в реестре — 13 аудиторов Чеченской Республики.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Чеченская Республика, бухгалтерский учет, финансовая отчетность

Некоторые аспекты аудита финансовых результатов компаний...

Основные проблемы развития малого предпринимательства...

Ключевые слова:предпринимательство, безработица, экономическая ситуация, Чеченская Республика. Малый бизнес — главный «творец» новых рабочих мест в нашей экономике.

Развитие туризма в Чеченской Республике | Статья в журнале...

Полезная информация.

Чеченская Республика имеет огромный потенциал для развития туризма, в качестве основных факторов показывающие сильные стороны развития туризма можно выделить следующие факторы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ взаимоотношений власти и общества в Чечне в конце XIX...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Завершением Кавказской войны не прекращается истребление чеченцев, этот процесс носит характер хронического изуверства над чеченским народом.

Приоритеты развития молодежной политики Чеченской...

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, гражданское общество, Чеченская Республика.

Наряду с этим издается тематическая литература, публикуются материалы в средствах массовой информации, используется социальная реклама.

Особенности влияния средств массовой информации на...

массовая информация, молодежь, Северный Кавказ, грозный, уровень развития СМИ, СМИ, ребенок, работа СМИ, молодежный досуг, Чеченская Республика.

Чеченская Республика — мононациональный субъект Российской...

Чеченская Республика переживает сегодня достаточно сложный период возрождения и реабилитации после военного конфликта.

Вместе с тем, совокупная выручка десяти крупнейших компаний Чечни — 27 млрд. руб., и это почти в три раза меньше, чем, например...

Социально-экономическое положение Чеченской Республики...

Полезная информация.

Чеченская Республика — мононациональный субъект Российской Федерации: абсолютное большинство населения (93,5 %) чеченцы, русские составляют 3,7 %, другие национальности — 2,8 %.

Традиции и инновации в чеченском этносе как общественное...

Чрезмерное присутствие прошлого в самих чеченцах может мешать развитию и эволюции чеченского этноса.

В современный период, когда в мире идет психологическая и информационная война против России, Чеченская Республика уверенно начала...

Состояние аудита в России на примере Чеченской Республики

На данный момент в реестре — 13 аудиторов Чеченской Республики.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Чеченская Республика, бухгалтерский учет, финансовая отчетность

Некоторые аспекты аудита финансовых результатов компаний...

Основные проблемы развития малого предпринимательства...

Ключевые слова:предпринимательство, безработица, экономическая ситуация, Чеченская Республика. Малый бизнес — главный «творец» новых рабочих мест в нашей экономике.

Развитие туризма в Чеченской Республике | Статья в журнале...

Полезная информация.

Чеченская Республика имеет огромный потенциал для развития туризма, в качестве основных факторов показывающие сильные стороны развития туризма можно выделить следующие факторы

Задать вопрос