Стимулирование организационно-управленческих умений студентов педагогических колледжей в условиях студенческого самоуправления | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Сафаргалина Ж. Н. Стимулирование организационно-управленческих умений студентов педагогических колледжей в условиях студенческого самоуправления [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 149-151. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4828/ (дата обращения: 11.12.2018).

На современном этапе социально-культурного и экономического развития страны концепция модернизации среднего профессионального обучения признается приоритетным аспектом образовательного процесса. Эта концепция ориентируется на образование, развитие и воспитание выпускников ссуза как личностей, способных к созидательным решениям личностных и общественных проблем.

Специфика образовательного процесса совместно с внеучебной деятельностью в педагогическом колледже позволяет формировать устойчивые интересы к профессиональной деятельности и организационно-управленческие умения, способствующие ее компетентному управлению. А это означает, что «познавательный интерес студента направляется не только на содержание того или иного вида знаний, но и на процесс развития умений, на процесс самостоятельной деятельности, при которой происходит оперирование не только ранее приобретенными умениями, способами и приемами, но и овладение новыми, их совершенствованием» [1].

Организационно-управленческие умения у студенческой молодежи представляют собой освоенный субъектом способ выполнения действий по анализу производственной ситуации, формулировке целей и альтернативных способов их достижения, выбору оптимального решения, организации работы коллектива исполнителей по реализации принятого решения, контролю и коррекции решения производственной задачи, информационному обеспечению производственной деятельности.

Стимулирование организационно-управленческих умений у студенческой молодежи представляет собой совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих молодежь активно участвовать в социально-культурной деятельности студенческого самоуправления и получающих, таким образом, мотивационную направленность находиться в его рядах.

У студентов существуют различные мотивы для участия в деятельности органа самоуправления студентов. Типология мотивации студентов основывается на концепции иерархии потребностей, разработанной американским ученым Маслоу А. В таблице ниже представлена данная типология. (См. Таблицу)

Стимулирование организационно-управленческих умений студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности в основном направленно на развитие различных мотивов участия в самоуправлении. И на первых порах более активно проявляется мотивация «творческая», однако, в дальнейшем происходит разностороннее развитие личности студента практически всех типов. При активной деятельности студента во внеучебной сфере педагогического колледжа у него растет понимание значимости карьерного роста, укрепляется мотивация принадлежности к деятельности педагогического колледжа, открывая большие возможности для общения, обретения новых друзей и единомышленников и т. д. Потребительская и защитная мотивации участия в самоуправлении не занимают приоритетных позиций, отходя на второй план.

Таблица

Типология мотивации участия в студенческом самоуправлении

Мотивация

Стремления

1.Потребительская

Получение от студсовета (или посредством его) конкретные материальные блага

2.Защитная

Защита на случай отчисления, несправедливых действий администрации и др.

3.Принадлежности

Иметь возможность общения с единомышленниками, совместно добиваться своих целей, быть частью студенческого коллектива

4.Карьерная

Возможность проявить в самоуправленческой деятельности свои деловые и лидерские качества, стать специалистом в определенной области

5.Творческая

В рамках студсовета заниматься интересным делом, добиваться общественно и личностно важных целей, возможность развивать социально-культурные способности

Стимулирование организационно-управленческих умений средствами социально-культурной деятельности создает:

-          мотивационную среду, направленную на побуждение студента к сознательному овладению организационно-управленческими умениями;

-          творческие ситуации, способствующие активному участию студента в формировании целей и организации работы в команде, критической оценке своих действий и действий членов коллектива, принятию ответственных решений и оценке их последствий, осуществлению информационного обеспечения принимаемых решений.

Проведенная в Златоустовском педагогическом колледже опытно-экспериментальная работа дала заслуживающие внимания результаты, а именно нами были выделены и апробированы следующие уровни включения в организационную деятельность студ.совета всей студенческой массы:

1.                  Пассивный уровень проявления организационно-управленческих умений — этим студентам свойственен частичный или полный отказ от социально значимой деятельности, участия в различных формах общественной жизни и т. д. При этом причины пассивного поведения студенческой молодежи могут быть различными: отсутствие потребности в общественной деятельности и, как следствие, интереса к ней; не достаточная сформированность соответствующей психологической установки; недостаточность владения полноценной информацией и нежелание осуществлять ее поиск; неразвитость комплекса необходимых навыков и умений; психофизиологическая неспособность и пр. Молодежь, склонную к такому поведению, можно разделить на материалистов, прагматиков с конкретными интересами, и на лиц, движимых чувством социальной сопричастности («все прыгнут, и я прыгну — все будут участвовать в деятельности самоуправления, и я буду»). Уговаривать подобного рода студентов нет смысла, только потеря времени и авторитета. В данном случае необходимо рассказывать о возможностях стимулирования деятельности студсовета, сделав акцент на том, что интересует конкретную целевую группу, убедительно объяснив возникающие вопросы и неясности. Благодаря подобной работе со студентами этого уровня проявлений организационно-управленческих умений, они довольно часто переходят на следующий более высокий уровень. И те, кого из студентов это глубоко интересует, обратно уже не возвращаются к прежним пассивным формам поведения.

2.                  Активный (или включенный) уровень проявления организационно-управленческих умений. Студенты этого уровня находятся в поиске применения своей энергии. Главная задача в работе со студентами этого уровня заключается в привлечении к активной работе в социальных проектах и деятельности студсовета. Студенты активного уровня организационно-управленческих умений способны участвовать на всех этапах подготовки, создания и реализации проектов и деятельности студенческого совета. Проблема может возникнуть в тех случаях, когда подобные молодые люди не будут заинтересованы, а точнее простимулированы, в оказании помощи студенческому самоуправлению, а найдут себе другую сферу применения активности. В этом случае, довольно часто, студенты разочаровываются и возвращаются к пассивному уровню проявления организационно-управленческих умений во внеучебной деятельности педагогического колледжа. И вернуть их доверие бывает очень трудно.

3.                  Идейный уровень проявления организационно-управленческих умений. Студентов данного уровня не нужно ни на что подталкивать, они сами все найдут и организуют. Чаще всего это харизматичные талантливые личности обладающие инициативой, прекрасными организаторскими способностями и творческими качествами, прекрасно разбирающиеся в деятельности студенческого самоуправления, документации и т. п. Главное в работе со студентами этого уровня не уронить в их глазах авторитет самоуправленческой организации. Эти личности взращиваются из активных студентов предыдущего уровня поведения.

В итоге можно сделать вывод о том, что практическая деятельность студенческого самоуправления для студентов педагогических колледжей, находит отражение: в способности человека изменять самого себя, в активном влиянии педагогов, жизненных ситуаций на интересы студента, склонности, мотивы, потребности, творческие способности и формировании организационно-управленческих умений. В процессе студенческого самоуправления одновременно развиваются не только объект управления, но и сам субъект управления, меняются и развиваются уровни организационно-управленческих умений, позволяя использовать приобретенные умения и навыки в дальнейшей профессиональной деятельности.

Наше исследование в этой области на базе Златоустовского педагогического колледжа продолжается. И мы можем сегодня уже утверждать, что выпускники педагогических колледжей, которые старательно готовят свое портфолио при его подготовке не маловажное место уделяют критерию «активное участия во внеучебной творческой, организационной и другой деятельности». А именно результативность в этой деятельности и отражает формирование у них организационно-управленческих умений.

Литература:

1.         Балян А. В. Формирование организационно-управленческих умений у специалистов-продюссеров культурно-досуговых программ — Дисс. …канд.пед.наук. — М., 2003.

2.         Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник. — М.: Феникс, 1997.

3.         Чижиков В. М., Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента: Учебник. — М.: МГУКИ, 2008.

4.         Шаламова Л. Социальная активность молодежи: принципы управления // Высшее образование в России. — 2006. — № 8. — С. 96.

Основные термины (генерируются автоматически): студенческое самоуправление, умение, педагогический колледж, студенческая молодежь, студент, социально-культурная деятельность, Златоустовский педагогический колледж, внеучебная деятельность, информационное обеспечение, образовательный процесс.

Похожие статьи

Студенческое самоуправление как особая форма...

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

Организация внеучебной воспитательной работы учащихся...

Педагогическая деятельность учителей, которую они ведут внеучебное время, является составной частью

3. Повысить социально-политическую деятельность учащихся. 4. Расширить, углубить, а также применить на практике полученные знания учащихся.

Студенческое самоуправление как фактор профессионального...

Организация внеучебной деятельности студентов колледжа, направленной на разностороннее развитие личности студентов, формирование и развитие у них профессиональных компетенций и профессионально значимых личностных качеств является...

Педагогические условия взаимодействия вуза с учреждениями...

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, студенчество, вуз, формы, средства, методы и технологии социально-культурной деятельности, студенческое самоуправление волонтерская деятельность, педагогическая практика.

Студенческое самоуправление | Статья в журнале...

Из всех определений мы получаем, что студенческое самоуправление — это форма общественной деятельности социально активной студенческой молодежи высшего учебного заведения, либо его отдельных подразделений...

Организация одной из форм внеучебной деятельности со...

Проект направлен на организацию внеучебной деятельности студентов по физической культуре и спорту в колледже, представляет собой программно-нормативную основу воспитания обучающихся во внеучебное время.

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной...

Следует выделить ряд педагогических условий развития социальной ответственности студентов и проследить отражение их

Многие исследователи отмечают, что именно взаимодействие внеучебной деятельности, вузовского сообщества и социальной среды...

Вузовский социум как пространство для формирования...

В данной статье рассматриваются условия поддержки волонтёрских инициатив в студенческой среде. Ключевые слова: студенческая молодёжь, студенческое самоуправление, волонтёрское движение, содержание учебной и внеучебной деятельности...

Особенности студенческого научного общества педагогического...

Учебно-исследовательская деятельность студентов как... Для студента педагогического колледжа исследование есть деятельность, претендующая на профессиональную компетентность, позволяющую ему.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Студенческое самоуправление как особая форма...

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

Организация внеучебной воспитательной работы учащихся...

Педагогическая деятельность учителей, которую они ведут внеучебное время, является составной частью

3. Повысить социально-политическую деятельность учащихся. 4. Расширить, углубить, а также применить на практике полученные знания учащихся.

Студенческое самоуправление как фактор профессионального...

Организация внеучебной деятельности студентов колледжа, направленной на разностороннее развитие личности студентов, формирование и развитие у них профессиональных компетенций и профессионально значимых личностных качеств является...

Педагогические условия взаимодействия вуза с учреждениями...

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, студенчество, вуз, формы, средства, методы и технологии социально-культурной деятельности, студенческое самоуправление волонтерская деятельность, педагогическая практика.

Студенческое самоуправление | Статья в журнале...

Из всех определений мы получаем, что студенческое самоуправление — это форма общественной деятельности социально активной студенческой молодежи высшего учебного заведения, либо его отдельных подразделений...

Организация одной из форм внеучебной деятельности со...

Проект направлен на организацию внеучебной деятельности студентов по физической культуре и спорту в колледже, представляет собой программно-нормативную основу воспитания обучающихся во внеучебное время.

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной...

Следует выделить ряд педагогических условий развития социальной ответственности студентов и проследить отражение их

Многие исследователи отмечают, что именно взаимодействие внеучебной деятельности, вузовского сообщества и социальной среды...

Вузовский социум как пространство для формирования...

В данной статье рассматриваются условия поддержки волонтёрских инициатив в студенческой среде. Ключевые слова: студенческая молодёжь, студенческое самоуправление, волонтёрское движение, содержание учебной и внеучебной деятельности...

Особенности студенческого научного общества педагогического...

Учебно-исследовательская деятельность студентов как... Для студента педагогического колледжа исследование есть деятельность, претендующая на профессиональную компетентность, позволяющую ему.

Задать вопрос