Автор: Гоголева Ирина Ивановна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 13.08.2014

Статья просмотрена: 335 раз

Библиографическое описание:

Гоголева И. И. Особенности студенческого научного общества педагогического колледжа // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 41-43.

В статье представлены особенности  деятельности студенческого научного общества педагогического колледжа, выделены психолого-педагогические условия его организации, а также проблемы, возникающие в ходе работы.   

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, исследовательская работа, студенческое научное общество.  

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

К.Д. Ушинский

Современное среднее профессиональное образование (далее – СПО) ориентировано на учет потребностей обучающихся и предоставление им возможностей более эффективного участия в сфере труда. Другими словами, это «включение» каждого человека в непрерывную среду знаний, ценностей, отношений и компетенций.

Востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные специалисты, адаптированные к новым социальным условиям, освоившие разные виды профессиональной деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Профессиональная подготовка востребованных специалистов СПО не может осуществляться без вовлечения преподавателей и студентов в научно-исследовательскую деятельность.

Особенность организации научно-исследовательской деятельности студентов СПО,  с нашей точки зрения, заключается в том, что этот процесс протекает в условиях свободы деятельности, социальной самостоятельности, инициативы, что в свою очередь порождает много проблем и противоречий.

Во-первых, сохраняется снижение интереса обучающихся и их родителей к среднему профессиональному образованию, утрата его престижности в противовес высшему профессиональному образованию.

Во-вторых, подготовка квалифицированного специалиста в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда, владеющего современными технологиями, творческого, мобильного, осуществляется в условиях снижения общего уровня развития обучающихся СПО. Профессиональные образовательные организации выполняют не только образовательные, но и коррекционно-развивающие, защитные функции.

В-третьих, духовный мир студентов неоднороден: желаемые быстрые перемены, поиск идеалов в «прошлой» России, западных образцах, религиозных исканиях, плюрализм позиций и явный дефицит позитивных ценностей.

Опыт педагогического коллектива показывает, что эффективные результаты профессионального образования студентов в колледже могут достигаться при равноценном сочетании методов управленческой и педагогической воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации  и самоуправления. Это разумное сочетание методов обеспечивается организацией студенческих объединений, в том числе и студенческого научного общества (далее – СНО).

Деятельность СНО педагогического колледжа организуется с целью создания условий для формирования ценностного отношения студентов к поисковой, исследовательской и проектной деятельности, самореализации в научном творчестве, поддержки одаренных студентов.

Если взглянуть на СНО с позиций воспитания, то можно сформулировать его задачи следующим образом: 

−     развитие идей студенческой науки;

−  развитие творческих и организаторских способностей;

– углубленная подготовка студентов к самостоятельной исследовательской работе: а) овладение методикой научно-исследовательской работы, умением самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; б) развитие навыка самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработке полученных данных и анализ результатов, составлению и оформлению докладов и отчетов по результатам научно-исследовательской работы;

−     популяризация и пропаганда среди студентов достижений науки, культуры.

СНО объединяет студентов, принимающих активное участие в научно-организационной и научно-исследовательской работе, для поощрения студенческих инициатив в области науки и инноваций. Общество помогает студентам быть успешным в профессиональном обучении и профессиональной деятельности.

Как добровольное объединение молодежи, СНО колледжа оформилось в 2001 году. Его инициатором выступил директор колледжа Геннадий Михайлович Гостев, к.п.н., Заслуженный учитель России, а творческим вдохновителем – Анастасия Сергеевна Чикишева, преподаватель исторических дисциплин. Их способностям и умениям СНО обязано сегодня своими успехами.

Раскроим психолого-педагогические условия организации СНО, которые способствуют его длительной, поэтапной и эффективной деятельности в колледже.

Прежде всего, научная и исследовательская составляющие выступают основой продуктивной, профессионально-ориентированной подготовки будущего специалиста и, соответственно, преподавателей колледжа. При организации исследовательской деятельности научные руководители ориентируются на обеспечение возрастающей самостоятельности в проведении исследований и оформлении результатов: уменьшение регламентации, предоставления большей свободы выбора форм исследований, усложнение содержания.

Условием организации СНО выступает активное использование профессионально-корпоративных возможностей для формирования чувства сопричастности и принадлежности к студентам колледжа. За годы существования сложились определенные традиции СНО: интересное посвящение в его члены, проведение межкурсовых интеллектуальных игр, ежегодная научно-практическая конференция преподавателей и студентов колледжа, ежегодное участие студентов в олимпиадах, конкурсах, фестивалях  различного уровня. Студенты видят реальные примеры жизни и деятельности референтных педагогов, которые вместе с ними участвуют в исследовательских и социальных проектах, в выполнении исследовательских заданий-заказов, научно-практических конференциях. Это помогает студентам «погрузиться в себя» и в реально интересную исследовательскую деятельность.

Ориентация содержания и форм деятельности СНО на активность и деятельность самих студентов, на проявление ими самостоятельности в организации и проведении мероприятий способствует привлечению в общество новых его членов. Для решения проблем объединяются усилия нескольких исследовательских групп как на уровне колледжа, так и за его пределами. В исследовательские группы входят все заинтересованные лица: преподаватели, студенты, работодатели. Темы интересны всем: изучение социальной инфраструктуры студенчества, работа с работодателями, влияние средств СМИ на ценности молодежи, защита прав и свобод молодых специалистов и др. В исследовательских группах все действуют на равных: каждый имеет право на свое мнение, предложение, свою проверку рабочих гипотез.

Использование в его деятельности положительного влияния наиболее активных, увлеченных, целеустремленных, способных и успешных студентов на своих сокурсников – еще одно условие организации СНО. Все традиционные мероприятия общества организуются и проводятся студентами-участниками СНО. Студенты выступают инициаторами проведения мини-исследований, если сталкиваются с какими-то проблемами в ходе производственной практики. На заседания студенческих объединений приглашаются выпускники колледжа-члены СНО, продолжающие обучение в вузах города, участвующие в  смотрах-конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях различных уровней.  

Вся деятельность СНО ориентирована на формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента в научно-исследовательской деятельности. В научно-методическом отделе колледжа начато создание базы данных, включающей сведения о студентах-членов СНО, участниках и победителях  различных конкурсах, конференциях, олимпиадах и их научных руководителей.

В отзывах студентов на организованном нами на сайте колледжа форуме ««СНО: находки, открытия, проблемы….» дана оценка их участия в деятельности общества.

«Хорошо, что есть СНО, где можно узнать много нового, а так же оно помогает развивать свои исследовательские навыки. Не раз участвовала в научных конференциях и получала большое удовольствие от знакомства с различными работами студентов!» (Юля К., 3 курс).

«Это нелегкий, но очень увлекательный труд, как для студентов, так и для преподавателей колледжа. СНО позволяет студенту более глубоко и творчески освоить выбранную им самостоятельно, интересующую его тему, получить навыки системного мышления, анализа, стать специалистом в рамках данного вопроса. Кроме того, СНО предполагает выход на конкретные научные результаты, которые будут оценены не только научным руководителем, но и другими представителями научного сообщества. Соответственно, расширится круг общения, интересных научных связей» (Дарья М., 4 курс).

В заключении отметим перспективные направления деятельности СНО колледжа:

– разработка серии мероприятий, направленных на преодоление большого отрыва лидеров и активистов СНО от основной массы студентов;

–  недостаточная скоординированность деятельности студенческих объединений.

Таким образом, деятельность СНО выступает одной из важных составляющих профессиональной подготовки специалистов при соблюдении следующих условий: активное использование профессионально-корпоративных возможностей для формирования чувства сопричастности и принадлежности к студентам колледжа; ориентация содержания и форм на активность и деятельность самих студентов; использование в деятельности положительного влияния наиболее активных, увлеченных, целеустремленных, способных и успешных студентов на своих сокурсников;  формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента в СНО.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогического колледжа, студентов педагогического колледжа, деятельности положительного влияния, Похожая статья, научно-исследовательской деятельности студентов, успешных студентов, научного общества, студенческих объединений, студентам колледжа, студенческого научного общества, преподавателей колледжа, формирования чувства сопричастности, воспитания студентов педагогического, общества педагогического колледжа, студентов колледжа, почетность участия студента, активное использование профессионально-корпоративных, профессиональной деятельности, использование профессионально-корпоративных возможностей, толерантности студентов педагогического.

Ключевые слова

научно-исследовательская деятельность, исследовательская работа, студенческое научное общество

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос