Автор: Донева Ольга Викторовна

Рубрика: Воспитание в высшей школе

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Донева О. В. Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной ответственности студентов технологического вуза // Педагогика высшей школы. — 2017. — №2. — С. 73-76. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/55/2295/ (дата обращения: 23.01.2018).



Статья посвящена раскрытию основных направлений, форм и методов учебно-воспитательной работы, способствующих развитию социальной ответственности у студентов технологического вуза. В статье представлено краткое описание содержания учебно-воспитательной работы вуза с учетом выдвинутых и обоснованных педагогических условий: организационно-педагогические, дидактические, психолого-педагогические, коррекционно-развивающие.

Ключевые слова: ответственность, социальная ответственность, педагогические условия, студенты технологического вуза, профессиональное образование, учебно-воспитательная работа

С целью исследования развития социальной ответственности студентов вуза в рамках учебно-воспитательной работы, необходимо обозначить её место и роль в этом процессе взаимовлияния. Следует выделить ряд педагогических условий развития социальной ответственности студентов и проследить отражение их учебно-воспитательной работе. К организационно-педагогическим условиям относятся психолого-педагогическое исследование начального уровня сформированности социальной ответственности, степень совершенствования инновационной образовательной среды образовательного учреждения, прогноз системы профессиональных ценностей и индивидуальных стратегий студентов в процессе обучения.

Дидактические условия содержат проект модели взаимодействия субъектов образовательного процесса по фасилитации ответственности на основании специализации при моделировании ситуаций степени проявления личной ответственности в учебной и профессиональной среде.

Группа психолого-педагогических условий включает мотивированность ответственного отношения студента к выбранной профессиональной деятельности, жизненному пути, к проектированию личностно-профессиональной траектории своего развития; оказание педагогической поддержки в развитии способности в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии, осознании себя в обществе, профессии, развитии инструментальной и мотивационной основ для принятия ответственности за свой рост.

К группе коррекционно-развивающих условий относится формирование опыта социальной ответственности обучающихся в условиях практико-ориентированной деятельности технологического вуза, профилактика личностных деформаций в области развития ответственности [2, с. 581].

Для реализации обозначенных условий необходимо использование специфических образовательных технологий, таких как диалогические, игровые; формы и методы обучения, способствующих проявлению активности и самостоятельности студентов вуза.

К группе активных форм обучения, вместе с деловой игрой, относим также метод проектов, который в последнее время становится всё более актуальным. Чтобы получить определённый результат, необходимо сформировать у студентов умение креативно мыслить, находить и решать трудности, применяя знания из различных сфер и областей, ставить прогноз результатов и возможных последствий различных решения [6, с. 227].

На процессы социализации и развития социальной ответственности обучающихся оказывает влияние не только учебная деятельность, но и внеучебная воспитательная работа. Многие исследователи отмечают, что именно взаимодействие внеучебной деятельности, вузовского сообщества и социальной среды способствует формированию профессионально важных качеств личности и развивает её социальную активность, оказывает психологическую помощь и поддержку студенту в том, чтобы он мог самоопределиться, самореализоваться, творить, стремиться к независимости, быть самостоятельным, повысить личную ответственность [3, 4, 5, 7]. К основным направлениям внеучебной воспитательной деятельности относятся общественно полезная, творческая и спортивная сферы общественной жизни.

Одним из приоритетных направлений деятельности СКФ БГТУ им. В. Г. Шухова является воспитательная работа со студентами. С момента основания филиала была поставлена задача — создание воспитательной системы, способной сформировать студента как личность, стремящуюся к самореализации и самосовершенствованию.

В СКФ БГТУ им. В. Г. Шухова воспитательная деятельность осуществляется на основе Концепции воспитательной работы, Стратегического плана, Плана воспитательной работы филиала, планов кураторов. Координацию воспитательной работы в вузе осуществляет специалист по работе с молодёжью, который работает совместно с заведующими кафедрами, кураторами групп и органами студенческого самоуправления.

В рамках нравственно-этического воспитания педагогический коллектив вуза стремится к формированию у студентов таких чувств, как долг, совесть, ответственность, толерантность. Проводится ознакомление первокурсников с правилами внутреннего распорядка в институте, организация студенческой взаимопомощи. Данное направление реализуется на культурно-массовых мероприятиях, где студентам прививаются традиции вуза, края; где студенты могут продемонстрировать свои творческие способности. Администрация филиала организует встречи студентов с политическими деятелями, работниками науки, ведущими специалистами предприятий.

Гражданско-патриотическое воспитание реализуется путём проведения встреч студентов с представителями общественных организаций, заслуженными людьми и участниками войн. Студенты участвуют в митингах памяти павших в Великой Отечественной войне, Вахте памяти, в Первомайской демонстрации, в мероприятиях, посвященных Дню народного единства. Обучающиеся принимают активное участие в акции «Дом, в котором живёт ветеран». Студенты и преподаватели являлись участниками митинга в поддержку жителей Крыма. В тематику студенческих часов включены патриотические темы: «Основные направления патриотического воспитания молодёжи в современных условиях», «Этот день Победы» и др. Студенты участвуют в акции «Милосердие» по сотрудничеству с детскими домами «Золотой ключик» с. Розовка, «Колосок» с. Н. Александровка Минераловодского района Ставропольского края. Студенты ежегодно посещают выездной лагерь студенческого актива «Лидер Ставрополья. XXI век», участвуют в сборе актива молодёжных общественных объединений России «Будущее начинается сегодня», форумах «Машук», «Селигер», «Казачье единство». Участвуют в акции «Кавказ — наш общий дом».

Ежегодно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участвовавшими в освобождении Минеральных Вод зимой 1943 года, выпускаются фоторепортажи, посвящённые этому событию. Организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и Чечне, в честь праздника «День защитника Отечества» проводится военно-спортивная игра «А ну-ка, парни», которая вызывает живой интерес как у участников, так и у зрителей.

В целях культурно-эстетического воспитания администрация филиала организует работу поэтического клуба «Русколань», литературного конкурса «Лира», поэтических вечеров, ансамблей русского, восточного и кавказского танцев. С 2005 г. ежемесячно выходит студенческая газета «Шуховская башня». Проводятся конкурсы и выставки: конкурс фотографий «У природы нет плохой погоды…», поздравительной открытки, стенгазет ко Дню Св. Валентина, выставки студенческого художественного творчества «Нескучная лекция», «3D-формат в нашей жизни», «3D гении». Традиционно, 1 сентября, проводится «День знаний», который включает торжественную линейку, вручение грамот отличникам, спортсменам и активистам, а также праздничный концерт и кураторские часы.

Правовое воспитание студентов осуществляется путём освещения правовых вопросов, привития студентам уважительного отношения к закону в ходе занятий по учебным дисциплинам. В рамках кураторского часа проводятся беседы со студентами на темы: «Деятельность специалиста-выпускника института по предупреждению правонарушений среди коллег по работе и подчинённых», «Уголовно-правовые отношения и порядок привлечения к уголовной ответственности».

Экологическое и экономическое воспитаниереализуетсячерезвовлечение студентов в работу по сохранению и бережному отношению к окружающей среде, материально-техническим и природным ресурсам. Студенты принимают участие в природоохранительных мероприятиях в филиале и в городе. Кураторами и студентами организована виртуальная выставка «Погода, климат и вода — движущая сила нашего будущего».

Учитывая потребности студентов в физическомвоспитании, сохранении здоровья и пропаганде здорового образа жизни в филиале построен физкультурно-оздоровительный центр. Ежегодно проводятся соревнования, посвящённые «Дню физического и психологического здоровья. Студенты активно участвуют в городских, краевых и региональных спортивных соревнованиях различных уровней, неоднократно становились победителями в спартакиадах города по волейболу, гиревому спорту, шашкам, настольному теннису, шахматам, мини-футболу, пауэрлифтингу.

В рамках формирования здорового образа жизни фельдшером филиала проводятся беседы о физической культуре, об охране здоровья, гигиене учебного труда и отдыха студентов, по профилактике гриппа и ОРЗ, профилактике ВИЧ, гепатита, туберкулёза, оказанию первой медицинской помощи. В институте разработаны, утверждены и успешно реализуются программы профилактики правонарушений, экстремизма и межнациональных конфликтов; алкоголизма, наркомании и других видов зависимостей; распространения ВИЧ-инфекции. Ежегодно со студентами проводятся занятия на темы: «О вреде наркотиков, профилактика наркомании», «Правонарушения и ответственность за их совершение», «Культура народов Северного Кавказа». Мероприятия проводятся при участии представителей учреждений здравоохранения и правоохранительных органов. Эффективно работает совет кураторов, совет по воспитательной работе, комиссия по предупреждению правонарушений.

На факультетском уровне воспитательной работой руководят заместители деканов, отвечающие за степень организации внеучебной работы с обучающимися на факультете и в общежитии, а также координирующие деятельность кураторов групп. Начало учебного года знаменуется проведением «Дня факультета», в котором студенты старшекурсники с помощью художественной презентации представляют факультет, а первокурсники знакомятся с жизнью и деятельностью факультета.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях ВПО по инициативе студентов, в 1999 году создан и функционирует Студенческий совет, состоящий из 26 человек. Студенческий совет представлен следующими секторами: учебный, научный, культурно-массовый, спортивный, редакционно-информационный, по связям с выпускниками, старостат, профориентационный. Каждую неделю проводятся заседания совета, где отводится время на рассмотрение вопросов, касающихся учебной, научной и досуговой сфер жизни студентов. Члены Студенческого совета организуют и проводят все, проводимые на базе института, культурно-массовые мероприятия.

Традиционными ежегодными формами воспитательной работы выступают праздничные тематические вечера, дискотеки: «Посвящение в студенты», «Давайте познакомимся», «Я — студент», «Первый блин», «Дни открытых дверей», «Осенний» и «Новогодние» балы и другие мероприятия.

Большое внимание уделяется работе с первокурсниками, вопросам взаимоотношений в коллективе. За каждой учебной группой закреплен куратор, который взаимодействует со студентами и их родителями в течение всего учебного года; ведут учёт по успеваемости студентов, содействуют развитию творческих и профессиональных способностей, вовлекают в научную деятельность.

Студенты вуза принимают активное участие в городской игре «Лидеры Ставрополья», а также в «Дне дублера», где замещают сотрудников администрации города. Студенты СКФ БГТУ им. В. Г. Шухова принимают участие в межрегиональном молодежном форуме «Ног фалтар» с проектами «Филиал TV» и «Университетское радио».

В контексте культурно-массовой работы ежегодно для студентов проводятся традиционные культурно-массовые мероприятия: «День знаний», «Посвящение в студенты», «Алло, мы ищем таланты», «Новогодний балл», «Татьянин день», «Первый блин», «День Св. Валентина», «А ну-ка, парни», «Девчонки нашего ВУЗа», «Студенческая весна», «Мисс Минеральные Воды», «Вручение дипломов», Фестиваль команд КВН, конкурсы фотографий, тематических студенческих стенгазет.

По результатам каждого учебного года студенты, активно проявившие себя в учебной, научной, общественной, творческой и спортивной жизни вуза, награждались дипломами и медалями, бесплатными экскурсиями по КМВ и близлежащим республикам Северного Кавказа.

Научно-исследовательская работа в вузе выступает главным фактором укрепления собственной значимости и проявления себя, которая приближает молодых людей к профессии, научному творчеству. Студенты, активно занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, отличаются высокой профессиональной мотивацией, планированием и предвосхищением применения своих знаний в выбранной профессиональной деятельности.

Научно-исследовательская работа в СКФ БГТУ им. В. Г. Шухова организована на нескольких уровнях: кафедральном, факультетском и академическом.

Студенты участвуют в межрегиональных олимпиадах, в научно-практических и региональных конференциях. Кафедрами ежегодно проводятся круглые столы с привлечением видных учёных, представителей администрации и социальных служб города. В сборниках к конференциям опубликованы тезисы докладов студентов и преподавателей филиала. Успешно действует студенческое научное общество. По итогам работы секций научными руководителями определяются и награждаются студенты, подготовившие и представившие лучшие научные работы.

Развитию социальной ответственности у будущего специалиста будет также способствовать включение его в реальные условия трудовой деятельности. Известный факт, что многие студенты, в частности старшекурсники, совмещают учёбу и работу, таким образом оказываются осознанно включенными в социально-значимую деятельность. Нередко избранная ими трудовая деятельность не соответствует профилю их будущей специальности, при этом такие обучающиеся отличаются более ответственным отношением к учёбе, поступкам по отношению к самим себе и окружающим. Результаты проведённых бесед и анкетирования позволили установить, что в экспериментальной группе количество обучающихся, которые совмещают учёбу и работу, на IV курсе составляет 40,3 %, в контрольной — 16 % от общего числа респондентов.

Совмещение трудовой деятельности и учёбы имеет социальную значимость для обучающихся и способствует адаптации к работе, выполнению производственных и социальных функций, умению принимать профессиональные решения и нести ответственность за них.

Практика студентов выступает как составная часть основной образовательной программы высшего образования и рассматривается как одна из форм организации учебного процесса вуза, включающая профессионально-практическую подготовку студентов на базах практики.

Организация всех видов практик обеспечивает непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью с учётом требований к уровню подготовки выпускника вуза.

Выпускающие кафедры устанавливают связь с руководителями предприятий и организаций города и осуществляют распределение обучающихся по рабочим местам с целью прохождения практики, согласовывают тематику дипломных работ совместно с руководителями предприятий, и организуют публичную защиту с обязательным участием этих руководителей.

Таким образом, в СКФ БГТУ им. В. Г. Шухова созданы благоприятные условия для включения студентов в социально значимую деятельность, которая способствует практической реализации педагогических условий развития социальной ответственности у студентов в пространстве вуза. Нам близко мнение Байлука В. В. о том, что формирование у всех абитуриентов ответственного отношения к выбору профессии в соответствии со своим призванием является одним из основных направлений модернизации современного образования [1, с. 23].

Практические аспекты развития социальной ответственности студентов технологического вуза заключены в создании и реализации совокупности педагогических условий стратегического характера.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рациональная организация учебного и воспитательного процесса, создание атмосферы уважения и доброжелательности к личности каждого студента, тщательный отбор учебного материала и выбор методов и форм работы со студентами способствует изменению уровня сформированности представлений о социальной ответственности и развития её у студентов технологического вуза. Это свидетельствует о том, что для развития социальной ответственности студентов необходима интенсификация учебных занятий, активизация роли субъектов педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза.

Литература:

  1. Байлук В. В. Свобода, ответственность и социальная ответственность студентов // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 2 — С. 7–23.
  2. Донева О. В. Критерии сформированности социальной ответственности студентов вуза // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 3–3 — С. 580–584.
  3. Кочетова И. Д. включение студентов в социально значимую деятельность как одно из условий развития социальной ответственности будущих специалистов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2008. — № 3. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-studentov-v-sotsialno-znachimuyu-deyatelnost-kak-odno-iz-usloviy-razvitiya-sotsialnoy-otvetstvennosti-buduschih http://cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-studentov-v-sotsialno-znachimuyu-deyatelnost-kak-odno-iz-usloviy-razvitiya-sotsialnoy-otvetstvennosti-buduschih (дата обращения: 27.01.2017).
  4. Сабанцева В. А. Социальная активность студенческой молодежи России // Социологические науки. — 2012. — № 3, — С. 51–56.
  5. Страдзе А. Е. Социальная активность в Российском обществе: аксиологический аспект //Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013, — № 4(20), — С. 179–182.
  6. Супрунова Л. Л., Лидак Л. В., Тарасова О. А. Основы педагогического мастерства: уч. пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2009. — 314 с.
  7. Тарасова, О.А., Образцова, Л. В. Самообразование как важнейший фактор личностного и профессионального роста современного вузовского преподавателя // Международный научно-исследовательский журнал. — 2013. — № 7(14). — Режим доступа: http://research-journal.org/pedagogy/samoobrazovanie-kak-vazhnejshij-faktor-lichnostnogo-i-professionalnogo-rosta-sovremennogo-vuzovskogo-prepodavatelya (дата обращения: 11.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): социальной ответственности, развития социальной ответственности, социальной ответственности студентов, технологического вуза, студентов технологического вуза, студентов вуза, ответственности студентов вуза, СКФ БГТУ, ответственности студентов технологического, условий развития социальной, воспитательной работы, сформированности социальной ответственности, самостоятельности студентов вуза, педагогических условий, учебно-воспитательной работы вуза, пространстве вуза, студенты технологического вуза, деятельности технологического вуза, Студенты вуза, педагогических условий развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос