Междисциплинарная интеграция химии со спецпредметами в системе начального и среднего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 1383 раза

Библиографическое описание:

Куль, Т. Н. Междисциплинарная интеграция химии со спецпредметами в системе начального и среднего профессионального образования / Т. Н. Куль. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4824/ (дата обращения: 19.11.2024).

В современных условиях сложившегося рынка труда возникла острая необходимость в такой системе подготовки практико-ориентированных специалистов, которая могла бы быстро и адекватно реагировать на быстрые изменения, происходящие при создании новых видов производств и технологий. Остро ощущается нехватка работников новых профессий, а так же специалистов, обладающих обновленными знаниями и умениями в рамках существующих профессий. По мере увеличения сложности производственных процессов растет и уровень требования работодателей к квалификации своих потенциальных работников.

Актуальность данного вопроса, заключается в том что, современное производство нуждается в таких специалистах среднего звена, которые могут широко и сознательно использовать знания, приобретенные в учебных заведениях, в своей профессиональной деятельности. Одним из путей обучения молодых специалистов среднего звена служит система профессиональной средней школы. Задачей профессиональной средней школы является подготовка специалистов широкого профиля, владеющих профессиональной мобильностью, навыками быстрой адаптации к условиям непрерывного обновления производства, методов контроля, взаимозаменяемости и качества, технологии, усовершенствования организации труда.

Важное место в развитии общества отводится системе образования, в том числе и системе среднего профессионального образования. Современное производство требует от технических кадров высокого уровня профессионально-педагогических знаний. Подготовка такого рода специалистов возможна только в том случае, если, во-первых, становление личности студента будет осуществляться в рамках модели обучения и воспитания, которая отражает реальную действительность; во-вторых, эта модель по мере своего развития будет приближаться к реальной действительности и в конечном итоге переходить в нее. Это требует от преподавателей изменения отношения к науке, овладения современной теорией обучения, формирования нового типа педагогического мышления. Все это является непременным условием интенсификации образовательного процесса в профессиональном образовании.

В связи с этим особое значение приобретает проблема органичного сочетания специально-технического и общего образования, которая делает актуальной постановку задачи исследования возможностей рационального построения образовательного процесса в профессиональной средней школе на базе междисциплинарной интеграции.

Изучение химии в системе начального и среднего профессионального образования имеет свою специфику, которая состоит в необходимости сочетания общеобразовательных функций обучения с формированием профессиональных знаний и умений.

Преподавание химии в профессиональном училище тесно связано с предметами профессионального цикла и производственной практикой обучающихся, поэтому оно должно осуществляться так, чтобы, усвоив теоретический материал темы, обучающиеся поняли ее связь с уроками профессионального цикла.

Знания, получаемые обучающимися, должны подкрепляться конкретным содержанием будущей деятельности рабочего. Поэтому преподаватель химии устанавливает межпредметные связи химии с предметами профессионального цикла, что убеждает обучающихся в том, что знания, получаемые на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и должны использоваться в их производственной деятельности.

Работа по осуществлению межпредметных связей должна проводиться не от случая к случаю, а систематически, целенаправленно. Благодаря целенаправленности уроков химии у учащихся формируется устойчивый интерес к этому предмету, тесно связанному с приобретаемой профессией, повышается сознательность усвоения учебного материала, а значит, и качество знаний. Изложение материалов химии должно быть на достаточно высоком научном уровне и иметь профессиональную направленность. Необходимо показать учащимся роль и место данной науки в технике и технологии конкретного производства, перспективы его развития на основе новейших достижений той или иной отрасли науки.

Описанные в методической литературе приёмы реализации межпредметных связей можно разделить на три группы:

1.      Информационные.

2.      Инструктивные.

3.      Побуждающие.

Преподаватель на уроках, задавая познавательные и проблемные вопросы, и давая такие же задания, побуждает студентов вспоминать и привлекать учебный материал смежных предметов.

Межпредметные связи осуществляются с помощью заданий различных видов:

-          выполнение лабораторных или практических работ;

-          подготовка студентами докладов, рефератов, сообщений, презентаций, буклетов, фильмов и т. п.;

-          составление конспекта;

-          поиск дополнительного материала из энциклопедий, Интернета;

-          вывод формул;

-          составление таблиц, схем, графиков;

-          решение задач;

-          работа по карточкам, тестирование и др.

Формы их выполнения различны, наряду с уроком это могут быть конференции, тематические вечера, викторины, КВН и т. д.

Предлагаемые карточки-задания с профессиональной направленностью, отражающие специфику конкретной профессии, позволяют углубить и расширить профессиональные знания обучающихся.

Карточки-задания с профессиональной направленностью.

Профессия «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

КАРТОЧКА № 1

Каково назначение аккумуляторов? Какие вещества есть в аккумуляторах?

КАРТОЧКА № 3

Назовите четыре металла, используемых при изготовлении автомобилей. Какие эксплуатационные свойства этих металлов обусловливают их применение?

КАРТОЧКА № 4

Легированные стали — сплавы железа с содержанием углерода 0,2–2 % и добавкой других элементов (обычно — цветных металлов). По характеру применения легированные стали подразделяют на три группы: 1) конструкционные; 2) инструментальные; 3) с особыми свойствами (нержавеющие, кислотоупорные и жаропрочные стали). Приведите примеры использования таких сталей.

Из какого материала — чугуна или стали — изготовлены следующие изделия:

а) маховики и станины машин и агрегатов;

б) коленчатые валы двигателей;

в) печная арматура;

г) резцы в станках;

д) металлоконструкции, устойчивые к действию низких температур (в условиях Крайнего Севера);

е) детали, многократно подвергающиеся растяжению или сжатию (пружины, рельсы).

КАРТОЧКА № 5

1.                  Что такое ядохимикаты? Как их используют в сельском хозяйстве?

2.                  Азот, фосфор и калий — элементы плодородия в сельском хозяйстве. Напишите химические формулы соединений: а) содержащих по одному питательному элементу; б) с двумя из этих трех элементов; в) с атомами азота в разных степенях окисления (–3 и +5).

Профессия «Повар, кондитер»

КАРТОЧКА № 1

Слипание коллоидных частиц и их оседание в растворе называют коагуляцией. Можно ли назвать коагуляцией:

а) образование студня (холодца);

б) застывание в желе сока красной смородины;

в) свертывание яичного белка при варке?

Какие сходные примеры вы можете привести?

КАРТОЧКА № 2

1.                 Почему глицерин можно применять в качестве добавки в кондитерские кремы?

2.                 Чем объясняется появление едкого запаха дыма, от пригоревших жиров?

КАРТОЧКА № 3

1.                 Почему оливковое масло храниться дольше подсолнечного?

2.                 Чем объясняется специфический рыбий запах?

КАРТОЧКА № 4

1.                 Почему темнеет сырой очищенный картофель?

2.                 Почему при окислении жиров выделяется больше энергии, чем при окислении крахмала?

КАРТОЧКА № 4

1.                 Какие вещества применяются в качестве химических консервантов?

2.                 Зачем нужен глутамат натрия?

КАРТОЧКА № 5

Решите ребусы по теме «Химия и пища»

1.                 Вещество, придающее рыбе специфический запах

2.                 Вещество с резким запахом, образующееся при пригорании жиров.

КАРТОЧКА № 6

1.                 Из чего получают медицинский жир, содержащий витамины А и В?

2.                 Почему человек употребляет в пищу крахмал, но не ест древесину, содержащую целлюлозу?

КАРТОЧКА № 7

1.                 Почему получаемый из целлюлозы технический спирт нельзя использовать в пищу?

2.                 Какой эфир имеет запах ананаса?

3.                 Почему жиры портятся при хранении?

КАРТОЧКА № 8

1.                 Почему в хлебе много дырочек?

2.                 Почему при варке крупы и макаронных изделий происходит увеличение массы продукта?

КАРТОЧКА № 9

1.                 Почему при тепловой обработке мяса и рыбы происходит уменьшение массы продукта?

2.                 В чём причина образования пены на поверхности мясных бульонов?

КАРТОЧКА № 10

Оксид железа (III) используется в пищевой промышленности в качестве желтого красителя — вещества, усиливающего и восстанавливающего цвет продукта.

ЗАДАНИЕ 1. Определите, из атомов каких элементов состоит данное вещество.

ЗАДАНИЕ 2. Определите валентности атомов элементов в соединении.

ЗАДАНИЕ 3. Составьте структурную формулу вещества.

ЗАДАНИЕ 4.Вычислите относительную молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 5.Вычислите молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 6.Вычислите массовые доли элементов в соединении.

Профессия «Хозяйка усадьбы»

КАРТОЧКА 1.

При недостатке этого элемента приостанавливается рост растений, задерживается созревание плодов. Электронная формула атома данного элемента 1s22s22p63s23p3.

Назовите элемент. Определите: а) высшую валентность атомов элемента; б) низшую степень окисления атомов элемента; в) высшую степень окисления атомов элемента;

КАРТОЧКА 2

Как приготовить семенной материал?

В середине марта, т. е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей центрального отопления. Затем помещают на 10 мин в раствор поваренной соли — NaCI с массовой долей 0,05, или 5 %. Для посева отбирают лишь утонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли помогает не только отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний. Приготовьте 100 г такого раствора.

КАРТОЧКА № 2

Как приготовить семенной материал?

Севок лука перед посадкой в течение двух недель также прогревают над батареей, а затем на сутки замачивают в растворе поваренной соли (NaCI) с массовой долей 0,01, или 1 %. После этого отбирают здоровые луковички, промывают в растворе марганцовки и высаживают. Приготовьте 80 г такого раствора поваренной соли.

КАРТОЧКА № 3

Как помочь растениям в период роста?

Для подкормки капусты применяют раствор хлорида калия с массовой долей 0,04, или 4 %. Приготовьте 150 г такого раствора.

Профессия «Продавец, контролер-кассир»

КАРТОЧКА 1

Соль азотистой кислоты — нитрит натрия — используется при подсаливании мясных изделий для придания им естественной окраски.

Задание 1. Расшифруйте коды добавок — неорганических веществ, используя таблицу «Коды пищевых добавок по классификации Е».

Задание 2. Проанализируйте их с точки зрения вреда для организма человека, используя таблицу «Классификация пищевых добавок в зависимости от воздействия на организм человека».

Задание 3. Охарактеризуйте кислоту по основности и по содержанию кислорода.

Нельзя себе представить хорошей профессиональной подготовки без общеобразовательного уровня. Овладение профессией и основами наук составляет единый учебно-воспитательный процесс. Общеобразовательные предметы должны служить не только базой для изучения специальных дисциплин, но и непосредственно способствовать повышению профессиональной подготовки обучающихся. Изучение же специальных предметов должно не только помогать в закреплении знаний по общеобразовательным предметам, но и дополнять, углублять их.

Основные термины (генерируются автоматически): КАРТОЧКА, вещество, задание, поваренная соль, профессиональная направленность, профессиональное образование, профессиональный цикл, образовательный процесс, реальная действительность, сельское хозяйство.

Похожие статьи

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Система формирования методической компетентности бакалавров педагогического образования (на примере исторического образования)

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Роль симуляционного обучения в повышении качества подготовки стоматологических кадров на уровне высшего образования

Личностно-ориентированный подход в профессиональном самоопределении бакалавров педагогического образования в области БЖ

Факультативные занятия по математике как средство формирования финансовой грамотности в старших классах гуманитарного профиля

Использование современных образовательных технологий в преподавании дисциплин профессионального цикла на кафедре биологии

Расширение знаний в вопросах экологической безопасности и экопрофилактики в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Формирование цифровой грамотности обучающихся начальных классов в системе урочной и внеурочной деятельности (элемент проекта «Создание электронного словаря»)

Похожие статьи

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Система формирования методической компетентности бакалавров педагогического образования (на примере исторического образования)

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Роль симуляционного обучения в повышении качества подготовки стоматологических кадров на уровне высшего образования

Личностно-ориентированный подход в профессиональном самоопределении бакалавров педагогического образования в области БЖ

Факультативные занятия по математике как средство формирования финансовой грамотности в старших классах гуманитарного профиля

Использование современных образовательных технологий в преподавании дисциплин профессионального цикла на кафедре биологии

Расширение знаний в вопросах экологической безопасности и экопрофилактики в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Формирование цифровой грамотности обучающихся начальных классов в системе урочной и внеурочной деятельности (элемент проекта «Создание электронного словаря»)