Библиографическое описание:

Мухамедин М. М., Байысмакова А. К. Сущность и особенности детского творчества [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 6-8.

В специальной литературе имеются различные подходы к определению понятия «творчество». Когда говорят о творческой деятельности, то обычно исходят из общепринятого определения творчества как вида деятельности человека, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью, ценностью [1,2,3].

«Творчество — форма человеческой деятельности по духовно-практическому освоению мира, содержанием которой является наиболее полная реализация сущностных сил субъекта познания, результаты которой отвечают критериям новизны и социальной значимости» — пишет Т. Г. Евсеева [4,9].

Таким образом, самая распространенная тенденция — характеризовать творчество через такие критерии как новизна и социальная значимость — присуща большинству исследователей. Данный подход применительно к процессу профессиональной подготовки приемлем лишь частично, так как младший школьник в процессе игровой деятельности не создает принципиально нового продукта. Новизна не является всеобщей характеристикой творчества. Следовательно, существенным для нашего исследования является теоретическое положение о том, что необходимо различать объективную и субъективную стороны творчества. Причем с субъективной точки зрения субъект творчества может не делать никакого объективно нового открытия, новое было лишь в его индивидуальном опыте, проявляющееся как способность по-новому увидеть обычное, открывать в предметах новые функциональные возможности, выделять и успешно решать игровые, художественные и интеллектуальные задачи.

Понятие детского творчества оказывается отнесенным не столько к высшим предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта. В творческом процессе совпадает изменение обстоятельств, предметной среды с самоизменением и развитием личности младшего школьника, как творца. «Творчество — пишет Г. К. Нургалиева, — становится качеством личности, чертами ее характера, когда приобретает устойчивость, выраженность, большую значимость, становится характерным для личности» [5, 90]. Известный американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия детского творчества (креативности): «Эта способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [6, 351]. Таким образом, следуя этой формулировке, критерием детского творчества является не только качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую способность.

Такая тенденция понимания детского творчества дает возможность рассматривать игровой процесс как реальную основу для воспитания творческих способностей личности младшего школьника. Правильность такого подхода подтверждается рядом педагогических и психологических исследований, в которых доказывается прижизненность формирования и развития творческой способности [Волков И. П., Выготский Л. С., Эльконин Б. Д., Гальперин П. Я., Дулатов М., Сухомлинский В. А., Шацкий С. Т. и др.].

Таким образом, особенности определения способности к творчеству младших школьников обусловливается спецификой детского творчества как явления «индивидуально-субъективного нового». В понимании творчества детей мы разделяем точку зрения Н. Д. Левитова, который считает, что «в применении к учащимся под творческой надо понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, в той или иной мере выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика. Обычное определение творческой деятельности как создающей новые оригинальные продукты, имеющие высокую общественную ценность, не применимо к детям, которые создают много нового, но обычно не представляющего общественной ценности» [7, 214]. Творчество детей, по его мнению, прежде всего определяется оригинальностью приемов и организация деятельности.

Психологами установлено, что способности, являясь выражением психических процессов в их обобщенном виде, выступают как результат развития психических процессов, как обобщенное их выражение, как свойства индивида, личности.

Это обуславливается, по словам Т. И. Артемьевой, тем, что «протекание психологических процессов находится в непосредственной зависимости от свойств и особенностей личности, с другой стороны, любой психический процесс в ходе деятельности личности (рассмотренный с точки зрения ее возможностей, условий для развития личности) переходит в психическое свойство личности» [8, 121]. Так, например, развитие такого процесса как мышление, по мнению психолога, «в результате деятельности дает то, что мы обычно называем творчеством».

Известный педагог Н. Д. Хмель, в своей работе: «Педагогический процесс как объект деятельности учителя» уделяет особое внимание руководящей роли учителя в воспитании коллективной творческой деятельности учащихся. Раскрывая сущность целостного педагогического процесса и его воспитательные механизмы как взаимоотношения педагога и учащихся, в также взаимодействия самих учащихся между собой, автор подчеркивает, что воспитательные механизмы, «действуют только тогда, когда есть деятельность, причем деятельность коллективная и тщательно организованная, когда создаются предпосылки для формирования отношений сотрудничества и ответственной зависимости.».. [с.124].

Рассуждая о проблемах воспитания и обучения М.Дулатов пишет:

«...без воспитания, одаренность ребенка сама по себе не развивается. Необходимо выявлять одаренность и наметить пути ее развития.».. [9, 239]. В своих педагогических трудах А. С. Макаренко требовал в воспитательной работе с детьми проектировать развитие личности каждого воспитанника и умело это делал на основе тщательного изучения их способностей, черт характера и склонности [10].

Последние данные науки раскрывает внутренний механизм привлекательности, новизны в творчестве, стремление человека к новому, неизвестному, который имеет свою химическую основу. Учеными установлено, что протекание эмоций, связанных познанием нового, повышает содержание в мозгу эндогенных эндорфинов — вырабатываемых мозгом веществ, похожих по своему строению и действию на морфий. Поэтому, испытав раз эти эмоции, человек стремится их вновь пережить [11].

Творчество — это и постоянное преобразование внутреннего мира человека, и постоянное осознание возникающего в нем нового содержания. При этом потребность в появлении информации как бы разветвляется: человек нуждается не только в информации из внешнего мира, но и в извлечении нового из мира внутреннего. Творческий человек отличается от нетворческого именно повышенным интересом к новому в своем внутреннем мире — в свежих образах, мыслях. Более того, ему становится просто интересно, что еще он может из этого внутреннего мира «извлечь», на что он способен. Поэтому настоящее творчество есть испытание и собственных возможностей. «Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя — акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутренного акта» — пишет В. Н. Дружинин [12].

Интеллектуальные чувства любознательности, удовлетворения, чувства успеха, эмоции изумления, удивления, ожидания, открытия нового в процессе творческой деятельности, по мнению психологов, играют роль своего рода обратных связей, при помощи которых осуществляется регуляция познавательных процессов. Они подкрепляют творческую деятельность, связанную с преодолением трудностей на пути к достижению цели. Чувства и эмоции выступают в роли стимулов интеллектуальной, творческой активности, они побуждают к деятельности, регулируют скорость и результативность ее протекания. Так, например, экспериментальные исследования О. К. Тихомирова устанавливают связь между мышлением и эмоциональными процессами в фазе зарождения замысла решения задачи, формирования гипотезы, доказательства ее правильности. Эти экспериментальные данные подчеркивают не просто роль эмоции в принятии решении, но более того, показывают, что эмоции осуществляют функцию эвристики, функцию творческого мышления.

Мы разделяем позицию М. М. Муканова, который считает, что творческая интеллектуальная деятельность требует высокой эмоциональ- ности, обязательно имеет чувственную мотивацию [13]. Действительно, эмоции и чувства выступают как генератор новых идей, именно они прорывают тот барьер, который стоит на пути к новому знанию, ибо «без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческое искание истины» [14]. Значение эмоционального возбуждения при умственной работе подчеркивал И. П. Павлов: «Самое важное свойство мысли — это ее концентрированность на долгое время, — писал он, -... Если исключить эмоции, то кора лишается главного источника силы» [15, 258].

Таким образом, мы определяем способности к творчеству младших школьников — как совокупность, синтез индивидуально-психологических свойств и качеств личности, которые позволяют осуществлять поиск, используя при этом нестандартные способы действий, догадку, решать интеллектуально-логические, художественно-образные и жизненно-практические задачи с установкой на открытие нового, неизвестного для себя.

Литература:

1.      Самарин Ю. А. Творчество.//Педагогическая энциклопедия.-М., 1969.- т.4.

2.      Творчество //Большая Советская энциклопедия. — М., 1979. — Т.42. — с.54.

3.      Творчество //Советский энциклопедический словарь. — М., 1983. — с.1306.

4.      Евсеева Т. Г. Деятельностная концепция творчества в образовании. Автореф. дис.... канд. философ. наук. Алматы, 1993. — с.9.

5.      Нургалиева Г. К. Психолого-педагогические основы системы ценностного ориентирования личности: Дис. на соиск. учен. степ. доктора пед. наук. — Алматы, 1993. — 375 с.

6.      Одаренные дети: Пер. с анг. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — с.266, 351.

7.      Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1972. — с.214.

8.      Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977. — с.121.

9.      Дулатов М. Избранное. — Алматы: Жазушы, 1991. — 239 б.

10.  Макаренко А. С. Избранные педагогические произведения. Статьи, лекции, выступления. М.: Уч. пед. изд., 1946. — с.303.

11.  Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. — М.: Наука, 1984. — с.161

12.  Дружинин В. Н. Психология общих способностей.- СПб.: Изд. «Питер», 2000.- с.161.

13.  Муканов М. Возрастная и педагогическая психология. — Алматы, 1981.

14.  Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.25. — с.112.

15.  Павловские среды. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949. — с.258

Основные термины (генерируются автоматически): детского творчества, личности младшего школьника, особенности детского творчества, творческой деятельности, Понятие детского творчества, понятия детского творчества, спецификой детского творчества, критерием детского творчества, понимания детского творчества, Похожая статья, Центре детского творчества, оценке детского творчества, детского музыкального творчества, способности к творчеству младших, общепринятого определения творчества, всеобщей характеристикой творчества, зрения субъект творчества, и субъективную стороны творчества, В понимании творчества детей, юношеского творчества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос