Развитие творческих способностей учащихся начальной школы посредством использования мультимедиа проектора | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Подоляк Д. О., Зайцева А. С. Развитие творческих способностей учащихся начальной школы посредством использования мультимедиа проектора [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 10-12. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4450/ (дата обращения: 18.06.2018).

Статья раскрывает основные способы развития творческих способностей посредством мультимедиа проектора. Проводится краткий обзор развития творческих способностей младших школьников.

Ключевые слова: Мультимедиа проектор, творческие способности, младшие школьники.

В настоящее время компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование.

В связи с этим, владение информационными технологиями и их использование ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

На сегодняшний день, с течением таких обстоятельств, государству и обществу в целом нужны люди, способные принимать нестандартные решения и умеющие творчески мыслить. Считается, что человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит как к организации своей деятельности, так и к оценке возникшей проблемы.

Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Модернизация современной системы образования обусловлена необходимостью обеспечения перехода к постиндустриальному информационному обществу, что требует обновления общеобразовательной школы для достижения нового качества образования, обеспечения процесса целостного развития личности каждого школьника, предполагающего разностороннее и гармоничное развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.

Как отмечается в концепции структуры и содержания общего среднего образования, главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества [Концепция структуры и содержания общего среднего образования].

Поэтому работа над развитием и поддержанием творческих способностей у детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности, которая берет свое начало в начальной школе.

Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт, мы выделили следующее: «Основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача Федерального Государственного Стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что «новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего» [2].

Развитие воображения и творческих способностей, как уже говорилось, является важнейшей задачей начального образования. Так как именно в начальной школе учителя помогают раскрыться ребёнку в полной мере, создавать нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения — это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.

Для реализации задач проекта «Наша новая школа» возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование мультимедийногооборудования в учебно-воспитательном процессе.

В связи с вышеперечисленным возникает ряд проблем, с которыми сталкиваются учителя начальной школы — вопрос об оснащении необходимым компьютерным оборудованием. Чтобы оснастить один класс, необходимо, как минимум компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран. Не менее важны образовательные ресурсы, с помощью которых учитель мог бы готовиться к урокам и проводить эти уроки. Такие ресурсы должны разрабатываться в расчёте именно на учителя. Используя их, учитель будет творчески модернизировать учебный процесс. Даже если в школах нет такой проблемы с обеспечением классов мультимедиа проекторами, то возникает проблема вдругом, — неумение учителей пользоваться этим оборудованием и их нежелание в освоении инноваций. Ведь использование информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» [7, с.44–45].

Творчество — это выход за границы требований ситуации, это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности [2, с.203–207].

Творчество — очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.

Творчество — это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. Именно в творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет свои интересы и потребности [5].

Творчество живет в большей или меньшей степени в каждом ребенке. Увидеть любое творческое проявление ученика, создать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе — эти задачи, на наш взгляд, должен ставить перед собой каждый учитель начальных классовДетское творчество неисчерпаемо, оно самостоятельно, ново, необычно. Но его нужно стимулировать и направлять. Учитель должен постараться создать «такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином» [1].

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, педагог должен раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду. Именно на педагоге лежит огромная ответственность — развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

В настоящее время для достижения высот в развитии творческого потенциала детей необходимым условием является использование на уроках мультимедиа проектора.

Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности» [8].Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе научно — познавательная игра.

Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудио — эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении [6, с. 77–80].

Мультимедиа технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Они позволяют повысить эффективность обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого

Мультимедиа — это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент — компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала [2].

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в творческом развитии — наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Правильно созданные и разработанные уроки с применением мультимедиа приложения, естественно лучше любой текстовой информации помогают ученикам войти в курс дела, построить модель преподаваемых знаний. Следует обозначить следующие потенциальные преимущества мультимедиа: интерактивность учеников, ускоренное обучение в сравнении с текстовой информацией, лучшее запоминание и применение знаний, возможность отработки практических приемов, доступность информации.

Уроки с применением мультимедиа помогают решить такие дидактические задачи, как усвоение базовых знаний по предмету; систематизирование усвоенных знаний; формирование навыков самоконтроля; формирование мотивации к учению в целом и к определённому предмету в частности.

Успех российского образования во многом зависит от педагога и его профессионализма. Именно уровень квалификации преподавательских кадров, их готовность использовать современные технологии в развитии творческих способностей детей в своей профессиональной деятельности будут главными в сложном процессе вывода образования на более высокий уровень.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что простое использование мультимедиа на уроках не влечет за собой автоматически повышение уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования мультимедиа и пополнять их. При этом внедрение современных технологий в педагогическую деятельность должно быть не просто необходимостью, а быть осознанным процессом при непрерывном образовании и самообразовании учителя в этой области. Направления модернизации образования должны определяться не столько наличием в школе компьютерной техники и программных средств, сколько готовностью учителей начальных классов к переменам в соответствии с запросами и проблемами общества.

Литература:

1.                  Амонашвили Ш. А. Единство цели. — М.: Просвещение, 1987. — 208с.

2.                  Ахметова М. Н., Лейно И. Ф. Творческие действия воспитанников в «живом знании метапредметного подхода: ситуативные конструкции ассоциативного поля, метафоричное обозначение предмета исследования / Сибирский педагогический журнал. 2010. № 3. с.203–207

3.                  Баженова Л. М. Медиаобразование как средство художественного развития школьников. — Журнал «Начальная школа» № 5, 2002.

4.                  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 года

5.                  Стадник М. В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников, 2008

6.                  Стародубцев В. А. Использование информационных технологий в школе // Информатика и образование. — 2003. — № 1. — С. 77–80

7.                  Сухомлинский В. А. О воспитании.- М., 1975.- С. 11–44

8.                  Ушинский К.Д Воспитание человека.-М.: Издательский дом «Карапуз»,2005.-288 с.,ил.

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, знание, развитие, способность, учитель, мультимедиа, предмет, ребенок, творчество, урок, проблема общества, Концепция структуры, учебный процесс, текстовая информация, педагогическая деятельность, общее образование, детская природа, школа.

Ключевые слова

творческие способности, младшие школьники., Мультимедиа проектор

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос