Автор: Горохова Юлия Витальевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 14.07.2016

Статья просмотрена: 607 раз

Библиографическое описание:

Горохова Ю. В. Изменение роли учителя в современной школе // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 528-530.



В данной статье описаны изменения функций учителя в современной школе.

Ключевые слова: роль и функции учителя, новые требования, диагностика учителей

Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний. Их слово, словно неотвратимый закон, было истиной в последней инстанции. Большинство учителей советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника [4, с. 331].

Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Инновационные процессы выявили необходимость воспитания динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях.

Естественно, что роль учителя по-разному определялась в каждую конкретно-историческую эпоху в соответствии с принятыми в то время педагогическими концепциями. Педагоги гуманистического направления, к которым относились А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский рассматривали учителя как носителя и транслятора культурных ценностей молодым поколениям. При этом провозглашались принципы уважения к личности обучаемого, диалога как основной формы обучения, доверия и эмоциональной близости между педагогом и учеником.

Роль учителя — это «совокупность нормативно одобренных предписаний (требований), предъявляемых к профессиональному поведению педагогического работника, которое контролируется представлением его самого и окружающих об этой роли, о необходимых действиях в конкретной педагогической ситуации» [2, с. 12].

Учитель современной школы осуществляет различные функций:

– является источником знаний для учащихся как во время уроков, так и во внеурочной деятельности;

– обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей;

– выполняет управленческую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся.

– создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания детей;

– осуществляет педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и школы;

– выполняет функцию классного руководителя [3, с. 17].

Учитель играет значительную роль в формировании нового, информационного типа общества, поэтому он должен являться примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления. Будучи одним из лучших представителей российской интеллигенции, учитель должен совмещать в себе не только глубокие знания и профессионализм в области преподаваемого предмета, но и нравственную чистоту, высокую общую культуру, социальную толерантность, выдержанность в поведении и суждениях [1, с. 58].

Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только овладение новым содержанием, новыми методами работы, но и осознание своего места в новом учебном процессе.

В разные исторические эпохи изменялись функции учителя, а к его личности предъявлялись всё новые требования. Известные педагоги (В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А.Дистервег, И. Ф. Гербарт и др.) предъявляли высокие требования к личности учителя как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса. Высокие личностные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Успех педагогической деятельности во многом зависит от соблюдения учителем этических принципов. Этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей — ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения.

В чем же новизна функций учителя в условиях введения стандарта второго поколения?

У учителя появились новые роли:

– учитель-консультант: помогает ребенку найти пути решения проблемы;

– учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей;

– учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика;

– учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

В учебном процессе учитель:

– чаще организует индивидуальные и групповые формы работы;

– систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);

– использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся; стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;

– планирует метапредметные и предметные задачи урока, а также учит детей вести диалог и задавать вопросы и многое другое.

Также в школе преобладают субъект-субъектные отношения между учителем и учеником, в то время как раньше были субъект-объектные отношения.

Для диагностики функций учителя в современной школе мы проверили анкетирование педагогов МОУ «Шелаевкася СОШ» с. Шелаево по следующим направлениям:

1) выявление профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС;

2) готовность учителя к инновационной деятельности.

В первой анкете мы выясняли, какие профессиональные затруднения испытывают учителя при переходе на ФГОС второго поколения. Анкета содержала 11 вопросов с вариантами ответов.

Анализ анкет показал, что 80 % учителей достаточно информированы о стандартах второго поколения в начальном звене; 60 % учителей ознакомлены с нормативно-правовой документацией, способны использовать опыт творческой деятельности других учителей, выбрать методы обучения и умеют сочетать методы, средства и формы обучения, знают главный программный документ школы при реализации ФГОС НОО. Учителя чувствуют в себе решительность и уверенность в том, что преодолеют трудности при переходе на стандарты нового поколения. Однако, 20 % учителей испытывают затруднения в составлении рабочих программ, в осуществлении системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся, в организации и проведении исследовательской деятельности. А самое главное считают, что педагогам необходимо повысить свой профессиональный уровень для качественной реализации ФГОС НОО.

Степень готовности педагогов и школы к введению ФГОС НОО — средняя.

С помощью второй анкеты мы выясняли, готовность учителей к инновационной деятельности. Мы поставили цель — понимают ли учителя, как должны измениться их функции в связи с введением ФГОС второго поколения.

Анкета содержала 9 вопросов, в которых предлагались ответы на выбор. В последнем вопросе ответов не было. Учителя должны были сами написать: какая помощь им необходима со стороны школьного руководства.

Анализ ответов показал, что 50 % учителей испытывают затруднения в инновационной деятельности. В целом можно сделать вывод, что половина учителей готова к инновационной деятельности, а половина — не готова и ждет поддержки и помощи от методического совета школы.

Теоретический анализ показал, что проблеме изменений функций учителя начальной школы уделяется достаточное внимание в научно-методической литературе и педагогической практике. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний от учителя к ученику, становится формирование «умения учиться», то есть способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. У учителя современной начальной школы появились новые роли: модератора, тьютора, консультанта, психолога.

Учитель играет значительную роль в формировании нового, информационного типа общества, поэтому он должен являться примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления.

Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств в работе учителя современной начальной школы.

Литература:

  1. Викторова Л. Г. Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы / Л. Г. Викторова. — М: Академия, 2001. — 135с.
  2. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии / К. М. Левитан. — М. — 1994. — 119с.
  3. Скударева Г. Н. Молодой учитель начальной школы: проблемы, кризисы, противоречия / Г. Н. Скударева // Журнал начальная школа. — 2014. — № 1. — с. 13–19.
  4. Подерягин В. С. Какой учитель нужен школе? / [Текст] В. С. Подерягин // Воспитание и развитие растущего человека: итоги прошлого и проблемы настоящего: материалы всероссийской конференции (г. Белгород, 16 апреля 2015 г.). — ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. — 360 с.
Основные термины (генерируются автоматически): функций учителя, инновационной деятельности, второго поколения, учителя современной начальной, начальной школы, ФГОС НОО, ФГОС второго поколения, реализации ФГОС НОО, современной начальной школы, овладении передовыми технологиями, Изменение роли учителя, учителя начальной школы, роль учителя по-разному, информационного типа общества, новизна функций учителя, работе учителя современной, диагностики функций учителя, психологической совместимости учителя, готовность учителя, Роль учителя.

Ключевые слова

роль и функции учителя, новые требования, диагностика учителей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос