Инновационные образовательные технологии в обучении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 октября, печатный экземпляр отправим 16 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 05.10.2017

Статья просмотрена: 1135 раз

Библиографическое описание:

Суркина, З. П. Инновационные образовательные технологии в обучении / З. П. Суркина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13009/ (дата обращения: 04.10.2024).



Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи, американский философ и педагог

Последние 10–15 лет стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей и путей развития. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. На нем держится традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Перед Учителем — живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современныйэто и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом — актуальный. Актуальный [от лат. actualis — деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще — действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок — современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Три постулата современного урока:

‒ урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

‒ урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

‒ человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от классических путей познания? Почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя, для каждого отдельно взятого россиянина. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то, что имеем?

Реалии сегодняшнего дня — более 60 % учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.

Почему же реалии таковы:

Потому, что к традиционным урокам не надо много предварительно готовиться; готовить какие-то карточки, ведь в карточках должны быть задания не для всех одинаковые, а разного уровня, учитывать при этом еще индивидуальные особенности учащихся, которых не знают; наглядные пособия. А зачем? Можно же все записать на доске. Разве при этом можно вызвать у учащихся какой-то интерес к предмету, к знаниям. А еще хотим хорошей дисциплины на уроке. А будет ли она, если нет заинтересованности? Естественно учащиеся начинают шуметь на уроках, разговаривать, смеяться. А учитель еще может и не заметить, и продолжает вести урок, несмотря на все, что происходит вокруг него, продолжает дальше объяснять тему. Мы всегда задаем вопрос, почему дети не умеют разговаривать, правильно отвечать на вопросы, молчат, когда их спрашивают? А мы им даем возможность научиться это делать? Мы задаем вопрос, и сами на них отвечаем. Кто говорит большую часть времени на уроках? Учитель. А когда же учащимся научиться этому.

С этими проблемами нельзя добиться эффективности урока.

Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому.Аурок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. И в этом на помощь учителю приходят многочисленные ресурсы.

Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Образовательные ресурсы — это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Ресурсы современного урока: временные; мотивационные; технологические; учебно-методические и информационные; ресурсы методической и психолого-педагогической компетентности учителя; материально-технические.

Для конкретного знакомства с вопросом о технологиях современного обучения стоит обратиться к одной из важнейших характеристик процесса обучения — характеру познавательной деятельности учащихся. На основе этого критерия технологии обучения делятся на две обширные группы:

1) технологии репродуктивной познавательной деятельности;

2) технологии продуктивной познавательной деятельности.

Технологии первой группы направлены на объяснение знания, они ставят целью добиться непосредственного понимания учащимися явлений и процессов, которые изучаются. Все средства этих технологий служат тому, чтобы ученик логически усвоил предметные понятия, запомнил информацию и был готов ее воспроизводить устно и письменно, применять в адекватных ситуациях.

Технологии второй группы нацелены на то, чтобы ученики от понимания общего для всех смысла того или иного научного факта, взаимосвязей, содержащихся в общепринятых научных определениях, переходили к более высокому уровню понимания — к пониманию как интерпретации, как осмыслению, то есть рождению своего индивидуального смысла (как смыслопорождению). Эти технологии организуют для учащихся собственные пути к новому знанию, переживание открытия знания.

Инновационные технологии. Технологии деятельностного типа:

метод проектов; технологии проблемного диалога (дебаты), продуктивного чтения и реконструкции текста; информационные и коммуникационные технологии; технология развития критического мышления; исследовательская и экспериментальная деятельность; технология анализа производственных ситуаций; технология оценивания образовательных достижений (портфолио).

Информационный вызов предполагает развитие знаний и умений школьников об использовании компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Современные ученики предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. Грамотное использование этих средств развивает образовательные ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс.

Ресурсыусловия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Открытые образовательные ресурсы (ООР)-цифровые материалы, которые могут быть повторно использованы для преподавания, обучения, исследований и прочего, которые сделаны доступными с помощью открытых лицензий.

Виды цифровых ресурсов:

1. Обучающий контент включает в себя: электронные учебники, тесты, статьи, видеофрагменты, интерактивные модели, задания;

  1. Инструменты (программное обеспечение);
  2. Ресурсы реализации (лицензии).

По способу применения: демонстрационные; интерактивные; с доступом в Интернет (Онлайн-тесты и пр.).

Варианты использования ресурсов на различных этапах урока:

‒ Оргмомент — предложите дежурному ученику оформить ИД по теме урока;

‒ Актуализация знаний — вопросы или тест на ИД, возможна фронтальная работа;

‒ Мотивация учебной деятельности учащихсявидео (аудио)-демонстрация с постановкой проблемы;

‒ Первичное закрепление и творческое применениеработа учащихся с «Живой картой», виртуальной лабораторией и т. п.

‒ Рефлексияподведение итогов в форме:

  • эмоциональной оценки своего участия;
  • синквейна с осмыслением результата;
  • учащиеся могут предложить жизненные ситуации, проводя аналогии с полученными знаниями.

Различные типы уроков с использованием ЦОР:

‒ изучение нового материала — видеоуроки он-лайн из Интернета или диски с материалами для первичного закрепления;

‒ лабораторная или практическая работа — виртуальные или цифровые лаборатории;

‒ информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению — на сайте школы, в электронном журнале или на странице в популярных соцсетях;

‒ дистанционное обучение (консультации) с использованием программ, обеспечивающих текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет (Skype и т. п.).

ЦОР обеспечивают формирование ключевых компетенций:

‒ личностная ориентация содержания образования;

‒ деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

‒ формирование метапредметных компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Эксперты в области инновационных образовательных технологий выделяют целый ряд появившихся за последнее время инновационных технологий обучения — личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении, информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса, управление качеством образования. Современное качественное образование уже немыслимо без свободного владения информационно-коммуникационных технологий. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Применение информационных технологий помогает повысить уровень преподавания, обеспечивает контроль, наглядность, несет большой объем информации, является стимулом в обучении. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении способствует повышению уровня преподавания, позволяет обеспечить оперативный мониторинг и контроль за успеваемостью учащихся.

Применение информационных технологий способствует развитию новых педагогических методов и приемов, смягчает переход от традиционных к интерактивным способам обучения. Специалисты в области инновационных образовательных технологий утверждают, что внедрение новых компьютерных технологий в образовательный процесс, позволяет повысить эффективность обучения, в среднем на 30 %.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, даёт преимущества не только учащимся, но и преподавателям. Благодаря развитию информационных технологий, преподаватель может воплощать в жизнь самые новые педагогические идеи, делиться ими с коллегами, а также получать на них соответствующие рецензии и отзывы. Кроме того, возможным становиться выбор образовательной траектории, исследовательских тем, системы тренировочных заданий и задач, методы контроля обучающихся и многое другое.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, учитель, образовательный процесс, ресурс, современный урок, учебный процесс, ученик, желаемый результат, первичное закрепление, свободное владение.