Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Смородинова, М. В. Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция» / М. В. Смородинова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4390/ (дата обращения: 28.04.2024).

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций. Следовательно, мы можем говорить о том, что понятия компетенция и компетентность являются многокомпонентными, т. е. они включают знаниевые, деятельностные и личностные аспекты.

Ключевые слова: компетентностный подход, система школьного образования, компетенция, компетентность.

Уже несколько десятилетий поиски отечественных и зарубежных исследователей, направленные на повышение качества образования, связаны с такими понятиями как компетенция и компетентность. Повышенное внимание в последние годы к данной проблеме не случайно, и связано оно с все более динамичными изменениями на рынке труда, возрастанием требований к личностным качествам человека, а не только к его знаниям и умениям. В этой связи в конце ХХ — начале XXI века широкое распространение и признание в мировой науке и практике получил компетентностный подход.

На сегодняшний день компетентностный подход в системе школьного образования предполагает, что в процессе обучения учащиеся приобретут необходимые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение уделяется умениям, ведь с помощью них возможно действовать в новых, а порой и сложных ситуациях, для которых заранее нельзя выработать соответствующих средств.

Современное образование в рамках компетентностного подхода выделяет два базовых понятия: компетенция и компетентность. Далее мы рассмотрим различные точки зрения на данные понятия.

Авторы

«Компетентность»

«Компетенция»

Болотов В. А.,

Сериков В. В.

- способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и личностно-ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею собственной значимости

- совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик

Велде С.

- это личностная характеристика, совокупность интериоризованных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления

- некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы, составляющие «анатомию» компетентности

Виландеберк А. А., Шубина Н. Л.

- интегративная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в конкретной ситуации профессиональной деятельности

 — ожидаемые результаты обучения или способность реализовывать на практике свои знания и умения

Глазков Ю. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А.

- совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью

- это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач

Зимняя И. А.

- основывающийся на знаниях интеллектуально и личностно-профессиональной жизнедеятельности человека

- это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека

Маркова А. К.

- определяется как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и учением выполнять определенные трудные функции

- определенная сфера, круг вопросов, которые человек уполномочен решать

Симонов В. П.

- это широкое интегративное понятие, характеризующее обобщенную способность личности к решению жизненных и профессиональных задач благодаря имеющимися у неё знаниями, умениям и опыту

- совокупность определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств и опыта в определенной сфере деятельности (в нашем случае — педагогической)

Субетто А. И.

- мера актуализации компетенцийвпроцессе развития, связанной с самоактуализацией личности выпускника в соответствующих видах деятельности

- системное образование в личности учащегося, которое является компонентом его качества

 Уиддет Стив, Холлифорд Сара

- способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы

- способность, отражающая необходимые стандарты поведения

Хомский Н.

- употребление приобретенных знаний, умений и навыков

- способность человека к выполнению какой-либо деятельности

Хуторской А. В.

- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности

- совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним

Черепанова Л. В.

- результат обучения, заключающийся в появлении у школьника особого свойства (качества), позволяющего ему осуществлять разные виды деятельности на основе полученных знаний, умений, навыков и способов познавательно деятельности, т. е. опыта деятельности

- совокупность специальных и общепредметных знаний, умений, навыков, способов деятельности и ценностных ориентаций, сформированной у школьников в результате изучения ими предметной образовательной области

Щукин А. Н.

- свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции

- комплекс знаний, умений и навыков приобретенных человеком, и составляющий содержательный компонент его деятельности

Все другие имеющиеся трактовки компетентности не противоречат данным определениям, но в тоже время не в полной мере отражают его суть, поэтому мы считаем необходимым предложить собственное определение компетентности, в рамках которого нами будет выявлена и исследована предметная компетенция подростков. Опираясь на представленные выше определения В. А. Болотова, И. А. Зимней, В. В. Краевского, В. В. Серикова,В. П. Симонова, А. И. Субетто, Н. Хомского,А. В. Хуторского и др., мы понимаем под компетентностью способность личности к эффективной самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций.

Проанализировав многочисленные источники, можно говорить о том, что компетенция — не бесспорное и очевидное явление в образовательном процессе. Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций.

Таким образом, можно констатировать, что понятия компетенция и компетентность являются многокомпонентными, т. е. они включают знаниевые, деятельностные и личностные аспекты.

Основные термины (генерируются автоматически): умение, знание, какая-либо деятельность, компетенция, компетентность, навык, способ деятельности, способность личности, целая система, школьное образование.

Ключевые слова

компетентность, компетенция, компетентностный подход, компетентность., система школьного образования

Похожие статьи

К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их...

умение, какая-либо деятельность, знание, компетенция, навык, компетентность, способность личности, способ деятельности, целая система, школьное образование.

К вопросу о семантике понятий «компетенция»...

умение, какая-либо деятельность, знание, компетенция, навык, компетентность, способность личности, способ деятельности, целая система, школьное образование.

Роль компетентностного подхода в системе школьного...

умение, какая-либо деятельность, знание, компетенция, навык, компетентность, способность личности, способ деятельности, целая система, школьное образование.

Компетенции и компетентностный подход в обучении

знание, умение, профессиональная деятельность, компетенция, опыт деятельности, профессиональная компетентность, высшая школа, владение умениями, формирование компетенций...

Компетентность и компетенция как...

компетенция, компетентность, умение, знание, профессиональное образование, профессиональная деятельность, критическое мышление, российское образование, вариативность метода, компетентность человека.

К вопросу о соотношении понятий «компетенция»...

компетенция, знание, умение, компетентность, результат образования, подход, источник информации, решение, современный выпускник, способ деятельности.

Генезис понятий «компетенция» и «компетентность»

компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности)...

Компетентностный подход в образовании | Статья в журнале...

Многообразие подходов к определению понятий... Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к.

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Понятие компетентность стало широко использоваться в образовании, а также и в других видах деятельности человеческой жизни.

А. П. Акимова. Автор трактует профессиональную компетентность как сумму умений, знаний, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения...

Похожие статьи

К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их...

умение, какая-либо деятельность, знание, компетенция, навык, компетентность, способность личности, способ деятельности, целая система, школьное образование.

К вопросу о семантике понятий «компетенция»...

умение, какая-либо деятельность, знание, компетенция, навык, компетентность, способность личности, способ деятельности, целая система, школьное образование.

Роль компетентностного подхода в системе школьного...

умение, какая-либо деятельность, знание, компетенция, навык, компетентность, способность личности, способ деятельности, целая система, школьное образование.

Компетенции и компетентностный подход в обучении

знание, умение, профессиональная деятельность, компетенция, опыт деятельности, профессиональная компетентность, высшая школа, владение умениями, формирование компетенций...

Компетентность и компетенция как...

компетенция, компетентность, умение, знание, профессиональное образование, профессиональная деятельность, критическое мышление, российское образование, вариативность метода, компетентность человека.

К вопросу о соотношении понятий «компетенция»...

компетенция, знание, умение, компетентность, результат образования, подход, источник информации, решение, современный выпускник, способ деятельности.

Генезис понятий «компетенция» и «компетентность»

компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности)...

Компетентностный подход в образовании | Статья в журнале...

Многообразие подходов к определению понятий... Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к.

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Понятие компетентность стало широко использоваться в образовании, а также и в других видах деятельности человеческой жизни.

А. П. Акимова. Автор трактует профессиональную компетентность как сумму умений, знаний, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения...