Компетентностный подход в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 17.01.2018

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Сиваева С. Л. Компетентностный подход в образовании // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 208-210. — URL https://moluch.ru/archive/189/47904/ (дата обращения: 18.10.2019).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме компетентностного подхода в образовании. Она раскрывает содержание понятия «компетентность». Авторы стремятся проследить проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Главное достоинство этого подхода — не дать человеку затеряться в социуме, а успешно адаптироваться в нем и самореализоваться.

Ключевые слова: компетенция, компетентность.

В последние годы в педагогической литературе все чаще можно встретить термины «компетенция», «компетентность». Учителя не до конца понимают, что же это за слова и не уверены, правильно ли они их используют. Тем не менее большинство педагогов без труда смогут выделить тех, кого принято называть компетентным специалистом, затруднение вызовет попытка определить, что именно их делает такими. В русском языке уже больше века слово «компетенция» означает совокупность прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Но из англоязычных источников к нам проникли другие его значения, например: область деятельности, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, гибкие способности и профессионально важные качества личности. Почему возникают новые слова? Потому что старые не могут адекватно описать новые реалии. В отечественной педагогике есть слова: «уровень подготовленности выпускника» и «учебные умения». Содержание понятия «компетентность» намного шире, чем просто знания, умения и навыки. В компетентность сегодня включаются мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организация образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовывать знания. Развитие компетентности — процесс, который не заканчивается однажды, он не прерывается в течение всей жизни человека. Большую актуальность приобретает вопрос: «Почему объект так устроен?», в отличие от традиционного: «Как устроен объект?». Таким образом, компетентностный подход устанавливает подчиненность знаний умениям. С внедрением ФГОС НОО появилась необходимость формировать на уроках в начальных классах компетентности, которые должны быть перенесены на изучение учебных предметов в старшем звене с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

На современном этапе приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества обучения и воспитания подрастающего поколения, которое достигается путем использования педагогами наиболее эффективных методик и образовательных технологий. На это направлен совместный проект Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy». «Будучи учителями, мы прилагаем массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными. Для этого мы должны не только снабжать их теоретическими знаниями, но и обучать их тому, как надо применять эти знания в реальной жизни» [Майк Тируман, Генеральный директор Educare International Consultancy]. По идее этого проекта ученикам необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире. Современные школьники живут в необычное время. В эпоху информатизации общества очень важно быть целенаправленным человеком, способным определить для себя самое главное и сконцентрироваться на нем. Только это позволит не затеряться в социуме, а успешно адаптироваться в нем, самореализоваться. Здесь и необходимы как раз те ключевые компетенции, которые формируются в школе. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Ключевая мысль компетентностного подхода состоит в том, что все изучаемое в школе должно обязательно употребляться, использоваться, а не быть мертвым багажом. Значит, знания, полученные на школьных уроках, должны стать средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Методы и технологии обучения, используемые в компетентностном подходе, должны позволять приобрести опыт обращения со знаниями, их целесообразного применения. В результате повышается вероятность проявления и развития личностных черт, необходимых для эффективной деятельности в рамках той или иной компетентности. Преобладающими методами должны быть такие, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Подводя итог, можно отметить, что компетентностный подход в образовании нацелен на достижение нового, целостного, образовательного результата, и отражает итог усвоения содержания образования и развития личности.

Литература:

  1. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос».http://www.eidos.ru.
  2. Вербицкий А. А., Ларина О. Г. Личностный и компетентностный подход в образовании. М., Логос, 2009.
  3. «Преобразование обучения для ХХI века», МОиН РТ, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): подход, знание, слово, умение.


Похожие статьи

Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая...

В настоящее время, в силу формирования концепции компетентностного подхода, существует проблема единого определения

С позиции данных ученых, это не просто набор знаний, умений, навыков и личностных качеств, а способность использовать их в конкретной ситуации.

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Ключевые слова: умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений.

О современных методах оценки знаний и умений учащихся колледжей в

Инновационный подход – важный фактор формирования культуры свободного мышления...

Конкретизация целей урока физики с учетом деятельностных...

Но итогом обучения должно быть не знание отдельных слов из этого языка, а умение на нем объясняться, т. е. использовать этот язык

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения.

Педагогические условия формирования информационно...

...образования: смещение акцентов со знаниевого на деятельностный подход в образовании.

[1, с. 2]. Умение означает, что обучающийся освоил соответствующее знание о способах

умение искать непонятное и понятное в слове и получать информацию из морфемной...

Многообразие подходов к определению понятий...

Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к

Ключевые слова: компетентностный подход, система школьного образования, компетенция, компетентность.

Метапредметная сущность логических знаний и умений...

Ключевые слова: логика, понятие, суждение, умозаключение.

Обучение становится малоэффективным, и жизнь требует отказа от «знаниевых» подходов.

Логические знания и умения можно отнести к метапредметным достижениям учащихся и очень важны для...

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

Скачать Спецвыпуск Компетентностный подход: традиции и инновации в профессиональной деятельности педагогов-психологов и

— от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

При этом от ученика требуется не столько внимательно слушать учителя, сколько осваивать знания и умения в деятельности».

Смоделировать (абстрагировать) ситуацию из текста; Определить основные понятия и их содержание (слова — ключи) в тексте

Похожие статьи

Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая...

В настоящее время, в силу формирования концепции компетентностного подхода, существует проблема единого определения

С позиции данных ученых, это не просто набор знаний, умений, навыков и личностных качеств, а способность использовать их в конкретной ситуации.

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Ключевые слова: умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений.

О современных методах оценки знаний и умений учащихся колледжей в

Инновационный подход – важный фактор формирования культуры свободного мышления...

Конкретизация целей урока физики с учетом деятельностных...

Но итогом обучения должно быть не знание отдельных слов из этого языка, а умение на нем объясняться, т. е. использовать этот язык

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения.

Педагогические условия формирования информационно...

...образования: смещение акцентов со знаниевого на деятельностный подход в образовании.

[1, с. 2]. Умение означает, что обучающийся освоил соответствующее знание о способах

умение искать непонятное и понятное в слове и получать информацию из морфемной...

Многообразие подходов к определению понятий...

Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к

Ключевые слова: компетентностный подход, система школьного образования, компетенция, компетентность.

Метапредметная сущность логических знаний и умений...

Ключевые слова: логика, понятие, суждение, умозаключение.

Обучение становится малоэффективным, и жизнь требует отказа от «знаниевых» подходов.

Логические знания и умения можно отнести к метапредметным достижениям учащихся и очень важны для...

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

Скачать Спецвыпуск Компетентностный подход: традиции и инновации в профессиональной деятельности педагогов-психологов и

— от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

При этом от ученика требуется не столько внимательно слушать учителя, сколько осваивать знания и умения в деятельности».

Смоделировать (абстрагировать) ситуацию из текста; Определить основные понятия и их содержание (слова — ключи) в тексте

Задать вопрос