Применение знаково-символических систем при обучении учащихся с нарушением зрения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нестеренко, Л. Г. Применение знаково-символических систем при обучении учащихся с нарушением зрения / Л. Г. Нестеренко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4352/ (дата обращения: 17.12.2024).

В педагогической практике вопросы применения различных знаков и символов в процессе обучения нашли отражение в исследованиях В. В. Давыдов [2], Н. Г. Салмина [3], А. С. Турчин [4], Н. А. Фролова [5], Г. И. Щукина [1] и др. Данные исследования характеризуют широкий спектр применения знаков и символов в различном предметном содержании школьной программы и дают представление о больших возможностях такого способа предъявления информации (воздействие на субъектный характер взаимодействия, возможность самостоятельного оперирования в образовательной деятельности, образность восприятия, структурность, свернутость и компактность представляемой информации и др.) в процессе обучения учащихся, в том числе и учащихся с нарушением зрения.

Одна из педагогических новаций последнего времени состоит в использовании знаково-символических систем (ЗСС). Как пишет Н. Г. Салмина «оперирование и преобразование системы знаково-символических средств, составляющее содержание знаково-символической деятельности, в разных видах деятельности (игровой, учебной и др.) имеет общую структуру и функционирование» [3, с. 10]. Следовательно, под знаково-символической деятельностью мы понимаем отражение и преобразование действительности, ее объектов и интеробъектных связей при помощи специальных средств, основной характеристикой которых является нетождественность отражаемому объекту.

Выделяют следующие основные функции знаково-символических средств в деятельности: коммуникативную (передача информации от одного человека к другому); познавательную (отражение реальности с выделением новых ее признаков); замещающую (функциональное замещение объекта знаковым средством). На микроуровне эти функции могут проявляться как индикативная (указательная — «вот он»); регуляторная (самоорганизация поведения); эстетическая и оценочная. Однако, очевидно, что это «функциональное деление» до известной степени условно — так, познавательные процессы предполагают и замещение объекта, в коммуникации происходит и дополнительное познание партнера по общению и т. д. [4, с. 66].

Соответственно этим функциям в работах Н. Г. Салминой [3, с. 58] выделены следующие виды знаково-символической деятельности: замещение, кодирование (декодирование), схематизация и моделирование. Эти виды деятельности являются ключевыми при проведении урока. Таким образом, использование знаково-символических систем на уроках значительно облегчая усвоение учебного материала.

Применение ЗСС в процессе обучения развивает логическое мышление учащихся, облегчает усвоение материала при изучении сложных биологических понятий, способствует снижению зрительной нагрузки.

По мнению ряда специалистов ([1, с. 15], [2, с. 173], [3, с. 204]) изучение темы включает ряд этапов:

Во-первых, основной дидактической единицей учебного процесса выступает вся тема, а не отдельный урок. Знаково-символическое моделирование учебного материала, ведет к существенной концентрации и укреплению комплексных единиц знаний. Это дает возможность учащимся видеть единую картину всей темы. Одномоментное освоение школьниками учебной информации в виде знаково-символической модели обеспечивает перестройку глубинных психических процессов, связанных с впечатыванием в память учащихся структурно и логически взаимосвязанных частей учебной информации. Концентрация и укрепление учебного материала при условии сохранения его доступности дает возможность для значительной интенсификации учебного процесса и экономит время, необходимое для усвоения теоретических понятий.

Во-вторых, при данной организации учебного процесса на первый план выступают теоретические знания — своеобразный концепт темы, выраженный в логически взаимосвязанных ведущих понятиях и отображенный посредством знаково-символической модели. Теоретические знания выступают фундаментом, упор на практику делается позже, после изучения основных теоретических вопросов. Восхождение от абстрактного к конкретному, то есть дедукция — общая закономерность процесса человеческого познания.

В-третьих, выдвижение теоретических знаний на первый план и оформление ведущих понятий темы в виде знаково-символической учебной модели приводит к опережению в изучении учебного материала и формированию способности учащихся к проектировочной деятельности.

В ходе исследований эффективности знаково-символических систем и средств были сформулированы определенные методические условия использования знаково-символической наглядности:

-          для первичного восприятия на этапе изучения новой темы учащимся предлагается поочередно или попарно рассмотреть элементы ЗСС синхронно с речью учителя;

-          ученики должны уметь производить действия кодирования, декодирования, схематизации, моделирования, поэтому необходимо организовывать самостоятельную работу учащихся со знаково-символической наглядностью, разрабатывать задания с использование рисунков, схем-конспектов, схем рисуночного письма, графических пособий, кроссвордов, листов опорных сигналов, и т. д.

Учебный процесс с использованием в обучении ЗСС складывается из трех последовательных этапов (Табл. 1).

Таблица 1

Система организации учебного процесса по Н. А. Фроловой

Этапы организации

Составляющие элементы воспитания мотивации учебной деятельности

Цели применения приемов

Вводно-мотивационный

Вызывание, возбуждение исходной мотивации

Привлечение внимания к учебному материалу

Формулировка и принятие учебной задачи

Стимулирование учащихся на постановку определенных целей

Операционно-познавательный

Самоконтроль и самооценка возможности предстоящей деятельности

Выработка и обсуждение плана предстоящей деятельности

Подкрепление. Усиление возникшей мотивации

Сообщение информации о предмете знания

Контрольно-оценочный

Создание положительной мотивационной перспективы

Стимулирование положительной самооценки у учащихся

Создание положительной мотивационной перспективы последующей деятельности

Методическая разработка урока будет интересна для учителей коррекционных школ.

Урок по типу является интегрированным (межпредметные связи: математические представления и конструирование, развитие речи и представлений об окружающем мире, рисование).

Целью урока является освоение навыков ЗСС.

Задачи:

Образовательная: знакомить учащихся с возможностями знаково-символических систем, повторить и закрепить полученные знания.

Коррекционная: развивать и корректировать мелкую моторику рук, зрительную память, пространственные представления.

Воспитательная: поддерживать и развивать мотивацию к обучению, воспитывать эстетическое восприятие творческого процесса и его результата.

Для реализации цели и задач урока использованы следующие педагогические технологии:

-         Личностно-ориентированные технологии, в частности, индивидуализация обучения в условиях одного класса.

-         Здоровьесберегающие технологии, включающие в себя не только физминутки, пальчиковую гимнастику для разминки перед основными заданиями, но и снижение зрительной нагрузки в течение урока.

-         Психолого-педагогические технологии используются для создания доброжелательного психологического микроклимата в классе.

Разработка и внедрение технологии с применением знаково-символических систем и средств на уроках позволяет учителю достичь необходимого уровня индивидуализации учебного процесса. Однакопредставленный перечень учебно-методических условий и разработок не является константным, необходимы его постоянное обновление и конкретизация с учетом особенностей зрительных нарушений у учащихся, что говорит о необходимости продолжения исследований в рамках данной темы.

Литература:

1.             Актуальные вопросы формирования интереса в обучении // Под ред. Г. И. Щукиной. — М., Просвещение, 2004. — С. 176.

2.             Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1996. — С. 239.

3.             Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — С. 288.

4.             Турчин, А. С. Особенности развития знаково-символической деятельности в онтогенезе // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия «Психологические науки. Акмеология образования», 2006. — № 4. — С. 65–71.

5.             Фролова, Н. А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности / Начальная школа, 2006. — № 2. — С. 50.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебный материал, знаково-символическая деятельность, вид деятельности, знаково-символическая модель, знаково-символическая наглядность, зрительная нагрузка, положительная мотивационная перспектива, процесс обучения, учебная информация.

Похожие статьи

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Применение метода интеллект-карт на логопедических занятиях как способ активизации высших психических процессов у учащихся начальных классов

Изучение топографических знаков с детьми и подростками с ментальными нарушениями

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Применение метода интеллект-карт на логопедических занятиях как способ активизации высших психических процессов у учащихся начальных классов

Изучение топографических знаков с детьми и подростками с ментальными нарушениями

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста