Применение знаково-символических систем при обучении учащихся с нарушением зрения
Автор: Нестеренко Лариса Геннадьевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 23.10.2013
Статья просмотрена: 2932 раза
Библиографическое описание:
Нестеренко, Л. Г. Применение знаково-символических систем при обучении учащихся с нарушением зрения / Л. Г. Нестеренко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4352/ (дата обращения: 17.12.2024).
В педагогической практике вопросы применения различных знаков и символов в процессе обучения нашли отражение в исследованиях В. В. Давыдов [2], Н. Г. Салмина [3], А. С. Турчин [4], Н. А. Фролова [5], Г. И. Щукина [1] и др. Данные исследования характеризуют широкий спектр применения знаков и символов в различном предметном содержании школьной программы и дают представление о больших возможностях такого способа предъявления информации (воздействие на субъектный характер взаимодействия, возможность самостоятельного оперирования в образовательной деятельности, образность восприятия, структурность, свернутость и компактность представляемой информации и др.) в процессе обучения учащихся, в том числе и учащихся с нарушением зрения.
Одна из педагогических новаций последнего времени состоит в использовании знаково-символических систем (ЗСС). Как пишет Н. Г. Салмина «оперирование и преобразование системы знаково-символических средств, составляющее содержание знаково-символической деятельности, в разных видах деятельности (игровой, учебной и др.) имеет общую структуру и функционирование» [3, с. 10]. Следовательно, под знаково-символической деятельностью мы понимаем отражение и преобразование действительности, ее объектов и интеробъектных связей при помощи специальных средств, основной характеристикой которых является нетождественность отражаемому объекту.
Выделяют следующие основные функции знаково-символических средств в деятельности: коммуникативную (передача информации от одного человека к другому); познавательную (отражение реальности с выделением новых ее признаков); замещающую (функциональное замещение объекта знаковым средством). На микроуровне эти функции могут проявляться как индикативная (указательная — «вот он»); регуляторная (самоорганизация поведения); эстетическая и оценочная. Однако, очевидно, что это «функциональное деление» до известной степени условно — так, познавательные процессы предполагают и замещение объекта, в коммуникации происходит и дополнительное познание партнера по общению и т. д. [4, с. 66].
Соответственно этим функциям в работах Н. Г. Салминой [3, с. 58] выделены следующие виды знаково-символической деятельности: замещение, кодирование (декодирование), схематизация и моделирование. Эти виды деятельности являются ключевыми при проведении урока. Таким образом, использование знаково-символических систем на уроках значительно облегчая усвоение учебного материала.
Применение ЗСС в процессе обучения развивает логическое мышление учащихся, облегчает усвоение материала при изучении сложных биологических понятий, способствует снижению зрительной нагрузки.
По мнению ряда специалистов ([1, с. 15], [2, с. 173], [3, с. 204]) изучение темы включает ряд этапов:
Во-первых, основной дидактической единицей учебного процесса выступает вся тема, а не отдельный урок. Знаково-символическое моделирование учебного материала, ведет к существенной концентрации и укреплению комплексных единиц знаний. Это дает возможность учащимся видеть единую картину всей темы. Одномоментное освоение школьниками учебной информации в виде знаково-символической модели обеспечивает перестройку глубинных психических процессов, связанных с впечатыванием в память учащихся структурно и логически взаимосвязанных частей учебной информации. Концентрация и укрепление учебного материала при условии сохранения его доступности дает возможность для значительной интенсификации учебного процесса и экономит время, необходимое для усвоения теоретических понятий.
Во-вторых, при данной организации учебного процесса на первый план выступают теоретические знания — своеобразный концепт темы, выраженный в логически взаимосвязанных ведущих понятиях и отображенный посредством знаково-символической модели. Теоретические знания выступают фундаментом, упор на практику делается позже, после изучения основных теоретических вопросов. Восхождение от абстрактного к конкретному, то есть дедукция — общая закономерность процесса человеческого познания.
В-третьих, выдвижение теоретических знаний на первый план и оформление ведущих понятий темы в виде знаково-символической учебной модели приводит к опережению в изучении учебного материала и формированию способности учащихся к проектировочной деятельности.
В ходе исследований эффективности знаково-символических систем и средств были сформулированы определенные методические условия использования знаково-символической наглядности:
- для первичного восприятия на этапе изучения новой темы учащимся предлагается поочередно или попарно рассмотреть элементы ЗСС синхронно с речью учителя;
- ученики должны уметь производить действия кодирования, декодирования, схематизации, моделирования, поэтому необходимо организовывать самостоятельную работу учащихся со знаково-символической наглядностью, разрабатывать задания с использование рисунков, схем-конспектов, схем рисуночного письма, графических пособий, кроссвордов, листов опорных сигналов, и т. д.
Учебный процесс с использованием в обучении ЗСС складывается из трех последовательных этапов (Табл. 1).
Таблица 1
Система организации учебного процесса по Н. А. Фроловой
Этапы организации |
Составляющие элементы воспитания мотивации учебной деятельности |
Цели применения приемов |
Вводно-мотивационный |
Вызывание, возбуждение исходной мотивации |
Привлечение внимания к учебному материалу |
Формулировка и принятие учебной задачи |
Стимулирование учащихся на постановку определенных целей |
|
Операционно-познавательный |
Самоконтроль и самооценка возможности предстоящей деятельности |
Выработка и обсуждение плана предстоящей деятельности |
Подкрепление. Усиление возникшей мотивации |
Сообщение информации о предмете знания |
|
Контрольно-оценочный |
Создание положительной мотивационной перспективы |
Стимулирование положительной самооценки у учащихся |
Создание положительной мотивационной перспективы последующей деятельности |
Методическая разработка урока будет интересна для учителей коррекционных школ.
Урок по типу является интегрированным (межпредметные связи: математические представления и конструирование, развитие речи и представлений об окружающем мире, рисование).
Целью урока является освоение навыков ЗСС.
Задачи:
Образовательная: знакомить учащихся с возможностями знаково-символических систем, повторить и закрепить полученные знания.
Коррекционная: развивать и корректировать мелкую моторику рук, зрительную память, пространственные представления.
Воспитательная: поддерживать и развивать мотивацию к обучению, воспитывать эстетическое восприятие творческого процесса и его результата.
Для реализации цели и задач урока использованы следующие педагогические технологии:
- Личностно-ориентированные технологии, в частности, индивидуализация обучения в условиях одного класса.
- Здоровьесберегающие технологии, включающие в себя не только физминутки, пальчиковую гимнастику для разминки перед основными заданиями, но и снижение зрительной нагрузки в течение урока.
- Психолого-педагогические технологии используются для создания доброжелательного психологического микроклимата в классе.
Разработка и внедрение технологии с применением знаково-символических систем и средств на уроках позволяет учителю достичь необходимого уровня индивидуализации учебного процесса. Однакопредставленный перечень учебно-методических условий и разработок не является константным, необходимы его постоянное обновление и конкретизация с учетом особенностей зрительных нарушений у учащихся, что говорит о необходимости продолжения исследований в рамках данной темы.
Литература:
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении // Под ред. Г. И. Щукиной. — М., Просвещение, 2004. — С. 176.
2. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1996. — С. 239.
3. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — С. 288.
4. Турчин, А. С. Особенности развития знаково-символической деятельности в онтогенезе // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия «Психологические науки. Акмеология образования», 2006. — № 4. — С. 65–71.
5. Фролова, Н. А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности / Начальная школа, 2006. — № 2. — С. 50.