Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 04.10.2013

Статья просмотрена: 8152 раза

Библиографическое описание:

Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 53-55. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4278/ (дата обращения: 22.10.2018).

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н..М..Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

-          создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

-          формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

-          воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Направления моей работы:

-          формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);

-          обучение способам обследования предметов;

-          развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

Сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где, по мнению Н. Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Практика работы показала, что сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На это указывали многие педагоги и психологи, такие как А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер. И эти особенности восприятия детьми окружающего мира находят свое отражение в действительности.

На протяжении нескольких лет работы с детьми раннего возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. И только единицы нуждаются в дополнительных занятиях. В этом году не справились только 3 ребёнка. Один, по субъективным причинам не посещавший детский сад длительное время, двое детей, не входящие в данную возрастную группу. С этими детьми был разработан план индивидуальной работы.

Работу построила с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

1.      Игры для сенсорного развития:

-          Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше≤», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

-          Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

-          Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2.                  Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

В своей работе использовала следующие технологии: информационно коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, личностно — ориентированные, исследовательские.

Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.

С родителями воспитанников были проведены консультации, беседы, родительское собрание «Что такое сенсорное развитие≤», анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, практикум по созданию игр по сенсорному развитию из бросового материала.

В результате, дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, запах.

У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей.

Это проявляется в выполнении моих рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на мои просьбы.

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное развитие, игра, ребенок, окружающий мир, сенсорное воспитание, ранний возраст, величина, предмет, цвет, дидактический материал.

Похожие статьи

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

ранний возраст, игра, ребенок, цвет, сенсорный эталон цвета, Восприятие цвета, сенсорное воспитание, образовательная деятельность, дошкольный возраст, развитие.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей... игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия заданий, дошкольный возраст, детский сад. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей...

сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, восприятие, величина, вид деятельности, младший дошкольный возраст, признак.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста...

сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, восприятие, величина

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей... Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить.

Природа как средство сенсорного воспитания детей...

ребенок, сенсорное развитие, предмет, окружающий мир, сенсорное воспитание, раннее детство, головной мозг, дошкольная педагогика, общее умственное развитие, вид деятельности.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, восприятие, величина, вид деятельности, младший дошкольный возраст, признак. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего... Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного

ребенок, палочка, малыш, ранний возраст, задание, игра, счетный материал, тактильная чувствительность, тонкая моторика рук, фигура.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

ранний возраст, игра, ребенок, цвет, сенсорный эталон цвета, Восприятие цвета, сенсорное воспитание, образовательная деятельность, дошкольный возраст, развитие.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей... игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия заданий, дошкольный возраст, детский сад. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей...

сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, восприятие, величина, вид деятельности, младший дошкольный возраст, признак.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста...

сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, восприятие, величина

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей... Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить.

Природа как средство сенсорного воспитания детей...

ребенок, сенсорное развитие, предмет, окружающий мир, сенсорное воспитание, раннее детство, головной мозг, дошкольная педагогика, общее умственное развитие, вид деятельности.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, восприятие, величина, вид деятельности, младший дошкольный возраст, признак. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего... Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного

ребенок, палочка, малыш, ранний возраст, задание, игра, счетный материал, тактильная чувствительность, тонкая моторика рук, фигура.

Задать вопрос