Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
Автор: Шамеева Ольга Германовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 11.02.2016
Статья просмотрена: 3377 раз
Библиографическое описание:
Шамеева, О. Г. Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста / О. Г. Шамеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9775/ (дата обращения: 01.12.2024).
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
При организации дидактических игр необходимо пользоваться следующими правилами:
- Объяснение правил необходимо сопровождать показом игрового действия.
- Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
- Способствовать формированию у детей умений играть, не мешая друг другу.
- С детьми младшего дошкольного возраста воспитателю необходимо самому включаться в игру. Вначале необходимо привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
- Подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
- Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
- При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
- Чтобы игра проходила успешнее, педагог до игры знакомит детей с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
- Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.
- Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
Изучив проблему сенсорного представления у детей с 2 до 3 лет, мы решили создать комплекс дидактических игр, который способствует эффективному формированию сенсорных представлений.
При создании дидактических игр мы опирались на основные требования программы «Детство» по сенсорному развитию у детей с 2 до 3 лет.
Требования к программе «Детство» по сенсорному развитию у детей с 2 до 3 лет:
Ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
ориентироваться в 3-х и более контрастных величинах;
собирать пирамидку из 5–8 колец разной величины;
раскладывать вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске;
составлять целое из 4-х частей; различать предметы по форме (кубики, призмы, шар);
ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал);
сравнивать, группировать, соотносить однородные предметы по цвету, форме, величине;
обводить предметы по контору;
в рамках листа проводить вертикальные горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.
Дидактические игры по развитию сенсорных представлений у детей с 2 до 3 лет.
Игра № 1. «Мышкин дом».
Создание игры: Берем пластиковые кубики из детского конструктора (четыре основных цвета: синий, красный, зеленый, желтый). Затем в каждом кубике в середине с одной стороны вырезаем дырку, будто это вход в норку мышки. Чтобы сшить мышек берем ткань синего, зеленого, желтого и красного цвета. Вырезаем треугольник, сшиваем две стороны, так чтобы получился конус. Затем в получившийся конус набиваем ткань или поролон для придания объема. Далее зашиваем конус, округляя и делая попу мышки, на середине шва вставляем хвостик в виде шнурка или веревочки черного цвета. Затем пришиваем глазки и носик из бусинок, можно использовать глазки и носик уже готовые, которые продаются в магазине для творчества.
Цель игры:
Изучение основных цветов (синий, зеленый, желтый, красный). Знакомство с геометрической фигурой — квадрат.
Материал: пластмассовые кубики разных цветов (синий, зеленый, желтый, красный).
Игрушечные мышки синего, зеленого, желтого, красного цвета.
Ход игры: На стол ставятся квадрат синего цвета (домик для мышки). Проговаривается что это квадрат, дается время на изучение и рассматривание квадрата, объясняем, что у квадрата все стороны равны, проговариваем какого цвета у нас квадрат. Затем обращаем внимание детей на дырочку в квадрате. Включаем в игру мышку синего цвета. Показываем, как она может заходить и выходить из домика, проговариваем цвет (синий) мышки. Даем каждому ребенку попробовать, как заходит и выходит мышка из дома, просим, чтоб повторили цвет кубика и мышки. После того как дети хорошо изучили один цвет, включаем в игру постепенно другие цвета, всегда напоминая, что домик у нас квадрат.
Игра № 2 «Солнышко лучистое».
Создание игры: Берем желтую бумагу, приклеиваем её на плотный картон, далее вырезаем круг. Заем внутри круга рисуем глазки, носик и ротик, даем высохнуть краскам. Так же можно взять заготовки из интернета. Подбираем бельевые прищепки синего, красного, зеленого и желтого цвета, так что бы они легко отрывались для ребенка.
Материалы: круг в виде солнышка, только без лучиков. Прищепки разных цветов (синий, желтый, красный, зеленый).
Цель игры:
Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в умении различать и правильно называть цвета. Закреплять знания о желтом цвете.
Ход игры: На круг прищипываются прищепки разного цвета в разном порядке. Детям дается задание посмотреть, что не так с солнышком. Предложить убрать лишние лучики, при этом называя цвет лучика, который убирают.
Игра № 3 «Интересные замочки».
Создание игры: Берется гладкая фанера, на ней с помощью лобзика выпиливаются шесть окошечек. Выпиленную часть с помощью маленьких дверных петлей прикрепляем обратно к фанере, так что бы получились дверки. На первую дверку прикручиваем маленькую ручку. Во второй дверки делаем дырку посередине в низу, чтоб можно было привязать веревку для открывания. На третью дверь устанавливаем замок с поворотным механизмом. На четвертую щеколду. На пятую дверную цепочку. На шестую крючок для дверей. Замки могут быть разнообразными, количество дверок может отличаться.
Цель игры: Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в умении открывать и закрывать различные виды замков.
Материал: Панель с различными способами закрывания дверей.
Ход игры: Привлечь внимания к игре, затем попросить каждого ребенка открыть и закрыть все замочки на дверках. Если сделать сзади фанерки маленькие полочки можно прятать туда различные предметы и затем просить детей найти, что спрятали, при этом будут меняться цель, мотивация и ход игры.
Игра № 4 «Волшебные баночки».
Создание игры: Берем пять различных по величине пузырьков. Подбираем нужную нам по размеру доску (можно фанеру или пластиковую панель), обклеиваем самоклеящейся пленкой или красим краской, если это нужно.
Из цветной бумаге вырезаем синий и зеленый квадрат один больше другого. Вырезаем также желтый и красный треугольники. Вырезаем красный круг.
Приклеиваем на доску геометрические фигуры. Затем откручиваем крышки от баночек и с помощью шурупов прикрепляем резьбой вверх, так чтоб можно было сверху закрутить баночку. На дно баночки приклеиваем соответствующую геометрическую фигуру, что и под крышкой.
Цель игры: Развивать мелкую моторику рук. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник). Закреплять знания об основных цветах (синий, зеленый, красный, желтый).Упражнять в сравнивании баночек по размеру, по высоте.
Материалы: Панель, на которой прикреплены разные по величине и объему баночки.
Ход игры: Привлечь внимание к игре. Попросить каждого ребенка выбрать себе понравившуюся баночку. Спросить, какую фигура, какого цвета каждый выбрал. Внимательно посмотреть у кого самая большая, самая маленькая баночка, затем поставить по возрастанию, по убыванию баночки.
Изучив специфику использования дидактических игр для сенсорного развития детей, можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из — за неудачного результата.
Литература:
- Артемова, Л. В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. В. Артемова. — М.: Просвещение, 1992. — 96с.
- Буянова, Р. Сенсорное развитие детей [Текст] /Р.Буянова //Социальная работа. — 2011. — № 12. — С.32.
- Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Пилюгина Э. Г. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.