Идеи современной здоровьесберегающей педагогики и специфика фитнеса
Авторы: Сыскина Евгения Александровна, Козырева Ольга Анатольевна, Аляпкина Олеся Игоревна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 20.09.2013
Статья просмотрена: 135 раз
Библиографическое описание:
Сыскина, Е. А. Идеи современной здоровьесберегающей педагогики и специфика фитнеса / Е. А. Сыскина, О. А. Козырева, О. И. Аляпкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4218/ (дата обращения: 18.12.2024).
Педагогика XX-XXI веков находится в постоянном поиске оптимальных условий сохранения и поддержания здоровья как ценности общества и здоровьесберегающих основ построения учебного и учебно-воспитательного процесса как векторов преобразования социальной и социально-профессиональной среды в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Не секрет, что постоянные конфликтные ситуации, пересечения интересов, нервозность субъектов среды создают условия для накопления отрицательного в опыте и психоэмоциональном комфорте, что впоследствии сказывается на здоровье в целом и определяет путь быстро утомляемого, плохо адаптируемого, легко раздражаемого, постоянно болеющего различными недугами организма в среде и обществе в целом.
Одним из средств реализации идей здоровьесберегающей педагогики в структуре преподавания физической культуры является фитнес. Слово “фитнес” произошло от английского выражения “to be fit”, что в переводе означает “быть в форме” [1], в это выражение вкладывается целая система организации не только обычных занятий физической культурой, но и формирование общей культуры, режима дня и питания, взглядов на жизнь, отношения к себе и к окружающим, т. е. формирование мировоззрения и моделей самоидентификации, самоопределения и саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
Определим понятия, тесно связанные со здоровым образом жизни, становлением здоровой личности и результатом ее социализации, самореализации и самосовершенствования.
Под социализацией в фитнесе будем понимать ситуативно, личностно, социально значимый и гибко реконструируемый процесс включения личности в здоровые социальные, образовательные, профессиональные отношения, где гносеолого-синергетические и философские идеи фитнеса определяют построение социальных отношений субъектов общества и специфику их коррекции в структуре выявления и решения внутренних и мультисредовых отношений и преобразований личности, проходящей четыре ступени становления и развития: 1) объектный уровень — знакомство с традиционными и инновационными идеями здоровьесбережения на основе фитнес-программ и фитнес курсов, специфика моделирования отношений в большей мере на занятиях лежит на тренере-преподавателе, создающем и реализующем условия познания мира внутреннего и внешнего традиционными способами фиксации информации, выполнения элементарных движений и упражнений, принятия идей фитнеса и осознания потребностей человека, индивида, субъекта, личности; 2) индивидуальный уровень — на основе способов фиксации информации, сформированных основ фитнеса, тренер-преподаватель по фитнесу создает условия для индивидуализации изучения фитнеса в соответствии с основными противоречиями внутреннего и внешнего генеза, способствующих моделированию новых педагогических средств, приемов и методов здоровьесберегающей педагогики в фитнес-центрах; 3) субъектный уровень — изучение фитнеса на профессиональном уровне и получение документа, свидетельствующего о наличии профессионально-педагогических компетенций возможности преподавания фитнеса в центрах и клубах дополнительного образования; 4) личностный уровень — создание авторских центров организации занятий по авторским фитнес-программам, решающих определенный класс/тип задач здоровьесберегающей педагогики с учетом пола, возраста, социального статуса, интеллектуальных потребностей, мотивации занятий и пр.
Под самоидентификацией мы будем понимать процесс и результат внутреннего (личностного) понимания особенностей физического, интеллектуального, здоровьесберегающего, гражданского, патриотического, полового, нравственного, эстетического и пр. генеза, а также социального, опосредованного воздействия на внутренний мир личности, поиск которой неустанно раскрывает различные грани данной личности при включении ее в межличностные, межгрупповые отношения и внутренние способы преобразования моделей познания и преобразования объективного, способствующий становлению личности в культуре и спорте, науке и искусстве, деятельности и общении.
Под саморазвитием в фитнесе будем понимать процесс постановки и реализации целей качественно-количественных изменений во внутреннем мире личности и результатов ее самопознания и различного рода практики продуктивных, здоровьесберегающих отношений в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах. Микросреда — это среда, состоящая из небольшого количества субъектов определенной деятельности и общения, включенных на поиск и решение совместно и индивидуально определяемых целей и задач, поле и специфика которых каким-то образом сопрягает и согласует интересы, потребности, смыслы, мотивы, цели и пр. аспекты социальных отношений. Мезосреда — среда, состоящая из определенного, среднего количества субъектов определенной деятельности и общения (в нашем случае — в пределах численности всех занимающихся в фитнес-центре), включенных на поиск и решение совместно и индивидуально определяемых целей и задач, поле и специфика которых каким-то образом сопрягает и согласует интересы, потребности, смыслы, мотивы, цели и пр. аспекты социальных отношений. Макросреда — среда, состоящая из определенного, большого количества субъектов определенной деятельности и общения (в нашем случае — в пределах региональных объединений фитнес-клубов, численность которых варьируется и лежит ниже предела 5 % общего количества субъектов регионального масштаба), включенных на поиск и решение совместно и индивидуально определяемых целей и задач, поле и специфика которых каким-то образом сопрягает и согласует интересы, потребности, смыслы, мотивы, цели и пр. аспекты социальных отношений. Мегасреда — среда, состоящая из определенного, очень большого количества субъектов определенной деятельности и общения (в нашем случае — в пределах всех объединений фитнес-клубов, численность которых варьируется и лежит ниже предела 5 % количества субъектов данного масштаба), включенных на поиск и решение совместно и индивидуально определяемых целей и задач, поле и специфика которых каким-то образом сопрягает и согласует интересы, потребности, смыслы, мотивы, цели и пр. аспекты социальных отношений — в нашем случае — занятием по фитнес-программам. Мультисреда — среда, создающая личность в полисистемном ее включении в различные микро-, мезо-, макро- и мегаотношения, особенность которых уникальна и не повторима, специфика продуктивности и здоровьесбережения определяет практическое и ситуативное решение противоречий личностного и социального генеза, т. е. личность рассматривается, с одной стороны, как результат и продукт формируемой и реконструируемой мультисреды, а с другой стороны, как ее механизм самозащиты и саморазвития.
Под самосовершенствованием вфитнесе будем понимать процесс и результат самостоятельного поиска противоречий, общих и специфических их решений в системе занятий фитнесом, стимулирующем личность к ведению здорового образа жизни, и, как следствие, ситуативным, индивидуально определяемым качественно-количественным изменениям в сфере деятельности и общения.
Под самореализацией вфитнесе будем понимать процесс самостоятельного поиска путей социализации, самоидентификации, самоутверждения через фитнес, где продукты деятельности и общения личности будут объяснять природу, потребности и специфику постановки и решения проблем многоплановых социальных отношений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Под самоутверждением будем понимать процесс и результат вхождения личности в среду социальных, профессиональных, досуговых и пр. отношений на основе идей (принципов) и продуктов деятельности и общения.
Определим систему принципов социально-педагогического взаимодействия в группах, занимающихся по фитнес-программам (Е. А. Сыскина):
1. Принцип позитивного эмоционального фона социально-педагогического взаимодействия, фасилитирующего принятие идей и моделей ЗОЖ:
- принцип формирования адекватной, позитивной самооценке при необходимом уровне притязаний личности в процессе всех направлений социализации и самореализации (спорт, искусство, наука, религия);
- принцип создания условий для получения продукта социальных отношений материального и морального генеза, обеспечивающего становление и раскрытие многогранных возможностей личности в деятельности и общении;
- принцип взаимопомощи и тактичности, гуманизма и толерантности, состоятельности и практицизма, устойчивости и креативности, рациональности и иррациональности в социальном взаимодействии;
- принцип меры (нормы) и учета индивидуальных особенностей личности в структуре выявления полисистемных противоречий различного уровня и практики;
- принцип физической, психической, интеллектуальной и пр. нагрузки на организм при учете философии гедонизма.
2. Принцип оптимального управления и синергетической основы включения личности в процессы самопознания, самоопределения, самовоспитания, самореализации, самосовершенствования и практики:
- принцип становления личности в процессе формирования самостоятельности и культуры самостоятельной работы в контексте ее четырехуровневой модели;
- принцип фасилитации в моделировании и практике отношений и способов преобразования объективного, определения и реконструкции традиционного, трансформации и модификации проблемного, верификации и обусловленности инновативного;
- принцип унификации записи достижений в социально-педагогическом взаимодействии.
3. Принцип неоднородности развития личности в микро-, мезо-, макро- и мегасредах:
- принцип устойчивости и креативности личности в отражении и преобразовании внутреннего мира;
- принцип востребованности и направленности личности в среде и деятельности;
- принцип учета возрастных и ситуативно возникающих (определимых) кризисов в становлении и развитии личности;
- принцип неустанного поиска и вариативного подбора моделей нагрузок, видов взаимодействия и способов реализации целей.
4. Принцип взаимосвязи внутреннего и внешнего в различных моделях субъектного и средового генеза:
- принцип единства теории и практики;
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип единства физического, духовного и интеллектуального начала в развивающейся личности;
- принцип дихотомического сочетания традиционного и инновационного в практике социальных отношений;
- принцип единства и целостности качеств, моделей, чувств, образов личности в структуре становления и формирования;
- принцип взаимосвязи воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения, контроля и самоконтроля, развития и саморазвития, образования и самообразования и пр.
- принцип взаимосвязи всех антропологически обусловленных процессов педагогического генеза;
- принцип детерминации ценностного потенциала личности в общении и деятельности.
Итак, данная система принципов социально-педагогического взаимодействия не может быть единожды и навсегда построена, но ее реконструкция сообразно будет изменять вектора преобразования и систему педагогически обусловленных результатов [2].
Неустанный поиск субъектов среды определяет качество и уровень жизни, потребности, интересы, специфику отношений, нравы, традиции, способы и методы познания и преобразования объективной реальности, модели отношений и нюансы воздействия на условия социальных отношений, где продукты представляют опосредованную ценность, уникальность которых не унифицируется, а идентифицируется, т. е. как отмечал Протагор — «Человек есть мера всех вещей».
Литература:
1. http://sportschools.ru/page.php?name=chto_takoe_fitness
2. Сыскина, Е. А. Специфика фитнес и идеи современной здоровьесберегающей педагогики / Е. А. Сыскина, О. А. Козырева // Технологическое образование и устойчивое развитие региона: сборник трудов Международной научно-практической конференции (13–20 октября 2012 г.): в 3-х частях / под ред. В. В. Крашенинникова. — Новосибирск: изд-во НГПУ, 2012. — Ч.3. — С. 96–99.
3. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5-85117–552–7.
4. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+прил. на CD]. — ISBN 978–5-85117–495–7.