Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга
Автор: Кудренко Татьяна Валерьевна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 7680 раз
Библиографическое описание:
Кудренко, Т. В. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга / Т. В. Кудренко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 149-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4092/ (дата обращения: 17.12.2024).
В современных условиях возник ряд социальных проблем, связанных с распадом семей, увеличением роста количества неблагополучных семей, снижением рождаемости, падением нравственности. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи стали малочисленные, неполные, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака.
В настоящее время, когда меняется методологический подход к формированию личности, ведется интенсивный поиск новых путей в работе с семьей, направленный на повышение системы ценностных ориентаций семейного досуга. Этот поиск осуществляется в различных сферах социально-культурной деятельности. Именно в этот момент организация семейного досуга играет большую роль. Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами.
Ученые-исследователи проводят тесную взаимосвязь между семейным досугом и семейным благополучием. Семья, ее культура и ценности в какой-то мере зависят от уровня культурного развития общества, от общественных отношений. Следовательно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семья — это место, где человек учится, как правильно жить и вести себя в обществе. Семья является мощным фактором воздействия на человека. Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование личности ребенка чрезвычайно велика. Первые «кирпичики» в фундамент культуры будущей личности закладываются именно в семье. Родители знакомят ребенка с миром, учат общению с людьми. «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки».(1) Семья дает ребенку первые ценностные ориентиры. «Ценности, — писал В. П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».(2. с 271) Отклонения в поведении современной молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.
Семья — это многофункциональная система, которая выполняет ряд взаимосвязанных между собой функций. Наиболее значимой функцией является воспитательная, однако здесь особое влияние на воспитание оказывают государство и общество: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Основной акцент носит и рекреационная функция, которая предполагает взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья для человека является тем местом, где он восстанавливает свои психические и физические силы.
Важнейшую роль в создании дружной семьинесет семейный досуг. Семейный досуг — это свободное времяпрепровождение, которое предполагает совместное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности, которое способствует сплочению семьи, помогает подружиться и лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил человека, формирование его личности. Во время семейного досуга семья становится одной командой, и в такой семье никто не чувствует себя одиноким или обделенным вниманием.
Семейный досуг является важным компонентом жизни семьи, который обеспечивает совместную деятельность всех членов семьи. Взаимообогащение и взаиморазвитие взрослых и детей осуществляется непосредственно в такой деятельности.
Сегодня большинство семей проводят досуг у телевизора, компьютера. Такие слова как семейный досуг становятся не популярны. В прошлое уходят семейные ценности. Исследователи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Но брак по-прежнему имеет высокий рейтинг, люди не хотят жить в одиночестве.
В последнее время проблеме семейного досуга стало уделяться очень много внимания. Это находит отражение в современных социально-культурных, психолого-педагогических исследованиях. Существенный вклад в разработку проблем социально-культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли М. А. Ариарский, Г. М. Бирженюк, А. Ф. Воловик, А. Д. Жарков, А. С. Запесоцкий, Т. Г. Киселева, Ю. Н. Кротова, В.Н.Орлов, В. Е. Новаторов, И. А. Новикова, Э. В. Соколов, Ю. А. Стрельцов, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко и другие российские ученые.
Одной из функций семейного досуга является формирование родительских и супружеских отношений, а так же сохранение и развитие нравственности и культурных ценностей семьи. Социальная роль семейного досуга включает в себя различные средства поддержания физических и духовных сил человека, так же готовит человека к общественной и трудовой деятельности. Семья составляет единый коллектив, хотя интересы у каждого члена семьи могут различаться. Если это проигнорировать, то в дальнейшем в семье могут возникнуть конфликты. Поэтому в организации семейного досуга необходимо учитывать интересы членов семьи как частные, так и общие.
Организация семейного досуга поддается внешнему воздействию и зависит от взаимодействия образовательного учреждения с семьей. Семейный досуг может осуществляться в условиях культурно-досугового учреждения, социального учреждения, школы, спортивного комплекса, научно-технического центра и т. п.
Организация совместного семейного досуга осуществляется при проведении массовых общегородских мероприятий, таких как День города, фестивали и конкурсы.
Один из вариантов проведения семейного досуга — это совместное занятие спортом, настольный теннис, ледовый каток, катание на велосипедах, игра в футбол. Прогулки в парке, по лесу не только разнообразят семейный досуг, но и помогут повысить иммунитет и обогатить организм кислородом.
В работах А. В. Мудрика, И. В. Бестужева-Лады, А. Б. Орлова, Д. С. Лихачева отмечено глубокое влияние семейных традиций на формирование основы семейного воспитания. Семья, как социальный институт, воспроизводит культурные традиции, которые складываются веками. И. В. Бестужев-Лада отмечал, что семейное воспитание является для ребенка своего рода «домашней академией».(3) Таким образом, семьи строятся по определенным образцам, которые основаны на связи поколений, памяти о предках и передаче накопленного бесценного опыта от отца к сыну, от матери к дочери. Этот опыт дает установку на создание новой семьи, проведение досуга, ведение домашнего хозяйства и т. д. Исходя из того, что семья и семейные ценности являются порождением культуры, то и любой образец материальной и духовной деятельности может стать основой для возникновения традиций в семье. Д. С. Лихачев считал доброй семейной традицией существование «семейных» слов, шуток, поговорок.(4) Известно о таких семейных традициях, как посадка дерева в честь рождения ребенка или празднования дня рождения и т. д. Традиции, передаваясь из поколения в поколение укрепляют семейные отношения, где любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку являются главными. (5)
Указанные особенности послужили основой для осуществления комплексных исследований, направленных на выявление наиболее актуальных ценностей современного досуга, а так же обоснование технологий семейного досуга, отражающие наиболее значимые ценностные приоритеты в данной среде.
С целью выявления качественных характеристик досуга современных семей требуется проведение специальных исследований. В этой связи нами осуществляется комплексный социально-педагогический эксперимент, направленный на конкретизацию ценностей и потребностей современной семьи в организации семейного досуга, опирающиеся на развитые формы совместной досуговой деятельности детей и родителей. Осуществление констатирующего и формирующего экспериментов, позволит конкретизировать технологические подходы к формированию ценностных приоритетов семейного досуга.
Литература:
1. Крупская Н. К. Пед. Соч. в 10 — ти т. М. Изд — во АПН РСФСР, 1959.
2. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л.,1998.
3. Бестужев-Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 1979.
4. Лихачев Д. С. Воспоминание. М., 2007.
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.