Формы взаимодействия ДОУ с родителями
Авторы: Бражицкая Анна Антоновна, Корнеева Елена Вячеславовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.12.2013
Статья просмотрена: 6152 раза
Библиографическое описание:
Бражицкая, А. А. Формы взаимодействия ДОУ с родителями / А. А. Бражицкая, Е. В. Корнеева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4679/ (дата обращения: 17.12.2024).
Коллектив МБУ д/с № 43 «Гнездышко» Центрального района г. о.Тольятти большое внимание уделяет взаимодействию с семьей, родителями воспитанников, ищет новые формы работы.
Семья и дошкольное учреждение — два ключевых института социализации ребенка, но только дополняя друг друга они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В нашем дошкольном учреждении был разработан проект эффективной системы взаимодействия родителей, детей и дошкольного учреждения «Я, ты, он, она — вместе дружная семья».
Проект реализуется совместными усилиями педагогов, родителей и детей. Взаимодействие строится на принципах взаимопонимания, взаимного уважения и доверия, поддержки и партнерства, взаимоответственности.
Цели и задачи проекта:
- установить партнерские отношения с семьей ребенка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки;
- научить родителей жить и быть счастливыми вместе с детьми в современных условиях социума;
- способствовать улучшению детско-родительских отношений;
- изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания.
В своей работе мы используем разнообразные формы работы с семьей. Расскажем о некоторых из них.
Индивидуальные консультации (педагогов и специалистов), вечерние беседы с родителями. Виндивидуальных беседах с педагогами и специалистами родители получают информацию о ребенке, его достижениях и перспективах, советы и рекомендации.
Семейный клуб. Педагоги, специалисты и родители свободно обсуждают насущные проблемы, вопросы воспитания и развития детей, отдыхают от домашних забот, занимаются творчеством: рисуют, поют и др. Встречи в семейном клубе проводятся ежемесячно, темы самые разнообразные («Воспитываем играя», «Семейные традиции», «Семейный досуг», «Развиваем творческие способности», «Экологические походы», «Спорт – это долголетие» и др.) Программа встреч составляется в зависимости от особенностей и потребностей разных категорий родителей (многодетных родителей, разведенных женщин, одиноких отцов, вдов и т. п.)
Родительские собрания. Это теплые дружеские встречи, где за чашечкой чая обсуждаются волнующие вопросы воспитания детей. Родители делятся опытом решения педагогических проблем, получают психолого- педагогические знания, а главное, вырабатывают единые с педагогом подходы к воспитанию детей в детском саду и семье. Эти встречи мы называем семейными гостиными.
Решение о проведении семейных гостиных было принято на педагогическом совете. Многие педагоги сетовали на родителей, не посещающих собрания. Вопрос был вынесен на педагогический совет. В ходе его обсуждения стало очевидно — необходимо искать новые формы взаимодействия с родителями и пути сближения с семьей.
Мы прослушали курс лекций и посетили семинар «Способы решения актуальных проблем дошкольного образования в условиях реализации ФГТ» (ведущий Доронова Татьяна Николаевна, к.п.н. заведующий отделом образования Министерства науки и образования РФ, автор программ «Радуга», «Из детства в отрочество», «Успех»). Доронова Т. Н. большое внимание уделила вопросу «Взаимодействие ДОУ и семьи в современных условиях». Наши педагоги приобрели литературу.
Мы были приятно удивлены теми знаниями, которые почерпнули. И поняли, что к родителям надо идти с открытым сердцем. Человек открывается, когда видит, что собеседник заинтересован в его проблеме и хочет помочь, а если это происходит за круглым столом да за чашечкой горячего чая -проблема становится небольшим недоразумением. Приведем пример семейной гостиной в старшей группе «Ромашки».
Семейная гостиная. Тема «Семейные традиции»
Цель: содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, помочь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.
Задачи:
1. Повышать интерес родителей к вопросам воспитания детей.
2. Помочь в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.
3. Дать понять, что именно родителями закладываются основы характера и нравственности у ребенка.
4. Помочь родителям в понимании коллективного труда и радости совместного творчества (поделки с детьми).
Подготовка.
1. Обсудить с родителями вопросы подготовки к семейной гостиной.
2. Выбрать ответственных членов родительского комитета за организацию:
- выставки «Делаем вместе с детьми» (поделки из природного и бросового материала);
- сладкого стола (выпечка, напитки);
- игр, викторин, фокусов для детей.
3. Провести беседу с детьми на тему «Семейные традиции, что это?»
4. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:
- Вы любите праздники? Какие праздники бывают у вас дома?
- Приходилось ли вам отмечать праздники вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом? Что на таком празднике вам больше всего понравилось(запомнилось)?
- Любите ли вы подарки? К вам пришли гости, вручите подарки, нужно ли их тут же разворачивать? Что вы скажите, если вам подарили такую же книжку, игрушку, которая у вас уже есть?
5. Организовать с детьми чтение художественной литературы по теме семейной гостиной.
6. Вместе с детьми оформить приглашения в виде открытки с изображением руки ребенка, каждый пальчик которого символизирует члена его семьи.
7. Подготовить плакаты: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери), «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (А. Н. Толстой).
8. Празднично украсить группу (рисунки детей, совместные поделки родителей и детей, воздушные шары).
9. Подготовить столы для проведения семейной гостиной, разложить на них все необходимое для участия родителей в ее работе.
ХОД СЕМЕЙНОЙ ГОСТИНОЙ.
«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?
Сегодня мы поговорим о семейных традициях. Семейные традиции — это не только праздники, хотя именно о них мы будем говорить больше всего, но и традиционный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе.
Нужно ли организовывать праздники для семьи? Могут ли они помочь в воспитании положительных черт характера у ребенка?
Обмен мнениями.
Прослушивание магнитофонной записи ответов детей на вопросы: Вы любите праздники? Какие праздники бывают у вас дома? и т. п.
Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. И наоборот, «…тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросили праздники», — писал К. Д. Ушинский.
Помогают ли праздники в воспитании детей? Загадки, викторины, познавательные игры развивают ум ребенка. В доме праздник — нужно подготовить подарки, убрать и украсить квартиру. Так совместный труд входит в жизнь ребенка. когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, слушаем музыку, разве не воспитываем мы своих детей эстетически? Какой праздник проходит без веселых, подвижных игр? Ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту ребенка. И еще семья — это коллектив. В праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.
—Можно ли посадить за один стол со взрослыми детей? В каких случаях да, в каких — нет?
Обмен мнениями.
Прослушивание магнитофонной записи ответов детей на вопросы: Приходилось ли вам отмечать праздники вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом? Что на таком празднике вам больше всего понравилось(запомнилось)?
Как ни странно, но и детские праздники взрослые, бывают, устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры, и детям на таких праздниках скучно.
Часто на взрослых праздниках ребенок оказывается в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность. О таком празднике рассказывает С. В. Михалков в стихотворении «Бедный Костя».(Одна из мам читает стихотворение С. В. Михалкова «Бедный Костя».)
—Как, по- вашему, нужно ли украшать квартиру к празднику? Для чего? Как?
Обмен мнениями.
От этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая детей общим делом, развиваем их творческие способности.
В праздники мы дарим своим детям подарки, они любят и всегда с нетерпение ждут. Какие подарки вы предпочитаете дарить детям?
Ответы родителей.
Если вы дарите игрушки, то она должна развивать мышление, внимание, память ребенка. Не забудьте о мячах, скакалках, альбомах для рисования, фломастерах, книгах, кассетах с записями сказок и детских песен. Мальчикам можно подарить самый простой набор инструментов: молоток, клещи, плоскозубцы, отвертку небольших размеров. Конечно, подарки детям отнюдь не баловство, но именно подарками легко избаловать детей.
— Как вы считаете, умеет ли ваш ребенок принимать подарки? Обращаете ли вы на это внимание?
Ответы родителей.
Прослушивание магнитофонной записи ответов детей на вопросы: Любите ли вы подарки? К вам пришли гости, вручите подарки, нужно ли их тут же разворачивать? Что вы скажите, если вам подарили такую же книжку, игрушку, которая у вас уже есть?
Музыкальная пауза.
В каждой семье праздники проходят по-своему. Как отметить день рождения ребенка или Новый год, 8 Марта, чтобы было интересно, запомнилось надолго? Какие традиции есть в вашей семье?
Обмен опытом.
Под музыку ведущая раздает родителям открытки с вопросами «острого блюда».
1. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните о них ребенку?
2. Вы ждете гостей — друзей вашего ребенка. О чем напомните ему до их прихода?
3. Чем будете удивлять гостей?
4. Дети, пришедшие в гости, разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
5. Гость разбил один из предметов чайной посуды. Ваши действия?
РЕШЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ГОСТИНОЙ:
1. Каждый раз, отправляя ребенка на праздник, не забывать в шутливой, проблемной, любой другой, но не нравоучительной форме напомнить ему о правилах поведения в гостях, за столом.
2. Обратить внимание на воспитание важных качеств ребенка — щедрость, доброту, умение делать подарки своими руками и дарить их.
В группу приглашаются дети на чаепитие. Дети и взрослые угощают друг друга выпечкой, сладостями, дают им название. Обмениваются рецептами.
Подводятся итоги конкурса поделок из природного материала. Сначала дети рассказывают о представленных на конкурс поделках(как называются, из какого материала изготовлена, кем). Затем родители делятся своими впечатлениями о совместной творческой работе с детьми и ее результатах. Ведущая зачитывает отзывы сотрудников детского сада, посетивших организованную в группе выставку. Все участники конкурса получают призы. В заключении родители показывают детям фокусы, проводят игры и викторины.
Мастер-классы. Педагоги и специалисты обучают родителей приемам закаливания, массажа, рисованию, лепке, аппликации, учат изготавливать развивающие игрушки, поделки из природного материала и др.
Тренинг и игровые практикумы, в том числе тренинг детско-родительских отношений. Он проводится с целью улучшения внутрисемейных отношений при участии психолога. В особых условиях через телесно-ориентированные упражнения, игры, сказки, беседы, творчество, моделирование специальных ситуаций ребенок и родитель поучают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают навыки эффективного общения.
Недели открытых дверей. Родители вместе с детьми посещают занятия, игры, прогулки и другие мероприятия, знакомятся с дошкольным учреждением, образовательными программами, лучше узнают собственных детей, их возможности.
Совместные детско-родительские занятия интегрированного характера. Дети участвуют в занятии совместно с родителями. Сначала даются теоретические знания по теме, затем предлагаются дифференцированные задания. Дети, например, рисуют схему цирка, а родители строят его из конструктора. Совместные занятия вызывают у детей чувство гордости за своих родителей, желание показать им свои умения и навыки. Девиз таких занятий «Покажи! Объясни! Сделаем вместе!»
Недели знаний с участием детей, родителей и педагогов. Например, «Остров здоровья» (выставка «Новости с острова здоровья», газета, занятия, конкурсы рисунков, рецептов, рассказов, театрализованные представления. «Без хлеба-не до обеда» (выставки злаковых растений, сортов муки, хлебобулочных изделий, занятия. конкурс выпечки, развлечение «Из русской печи — пироги мычи»..) и др.
Спортивные и интеллектуальные соревнования и эстафеты, конкурсы и викторины с участием детей, родителей и педагогов. Например, викторины по сказкам.
Чтение и рассказывание сказок детям родителями и их последующая драматизация.
Организация родителями театрализованных представлений (игр-драматизаций) для детей. Родители и педагоги не только играют роли, но и готовят декорации, шьют костюмы, пишут сценарии.
Традиционные и семейные праздники, например, «День семьи». В назначенный день родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, тети и дяди приходят на праздник, приносят семейные фотографии, реликвии, рассказывают о своих семьях, угощают друг друга фирменными семейными блюдами. К празднику дети вместе с педагогами создают книгу «Моя семья», материалами для которой служат рисунки, рассказы детей о своих семьях, ответы на вопрос «Что такое семья?». Снимаем на видеокамеру и позже показываем гостям сюжетно-ролевые игры детей «Семья», «У бабушки в деревне» и др. аналогично проводятся «День матери», «День отца», «День пожилого человека».
Дерево жизни. Беседы, знакомства с членами семей детей по фотографиям, фотовыставки семейных фотографий.
Гость на пороге. Встречи детей с родителями разных профессий, совместные игры.
Кружок «Я — гражданин России». Совместные с родителями беседы, дидактические игры, чтение стихов и рассказов, экскурсии в краеведческий музей, посещение театров, выставок, конкурсы рисунков, поделок, викторина «Ручейки времени».
Кружок «Изучаем свои права». Совместные беседы о формировании основ правового сознания дошкольников, просмотр фильмов, семейные чтения, викторины.
Кружок «Источник радости». Совместные игры детей и родителей, развлечения, посиделки.
Кружок «У моей внучки-золотые ручки». Руководителями кружка являются бабушки наших воспитанников, которые обучают детей умению вязать, вышивать, плести и др.
Поддержка и поощрение семейного туризма — прогулок, туристических походов, экскурсий, путешествий членов одной или нескольких семей. Совместный отдых позволяет детям и родителям лучше узнать друг друга, приобрести навыки взаимодействия, а детям из неполных семей компенсировать недостаток мужского или женского воспитания.
Визиты педагогов в семью. Посещая семью, у педагогов есть возможность сблизиться с родителями ребенка, обсудить, что то личное, узнать, как живет малыш, посмотреть его игровой уголок и др.
Анкетирование родителей на предмет выяснения их мнения о качестве работы дошкольного учреждения и удовлетворенности образовательными программами, а также пожеланий администрации и педагогическому коллективу.
В нашем дошкольном учреждении создано развивающее информационное пространство:
- выставки совместных творческих работ родителей и детей (рисунков, поделок, фотогазет и др.);
- библиотека, фонотека, видеотека, интернет-сайт, где специалисты помогут родителям подобрать передовую литературу по развитию и воспитанию своих детей, а также аудиозаписи сказок, стихотворений, рассказов и консультаций педагогов по интересующим их темам, советы и рекомендации на сайте по запросам родителей;
- родительский уголок, где размещается полезная для родителей информация и памятки по оздоровлению, воспитанию и обучению детей;
- информационные стенды вхоллах, на которых представлены информационные, рекомендательные материалы о семье, роли родителей в воспитании детей, возрастных особенностях дошкольников, их подготовке к школе, приводящихся в районе, городе семинарах, тренингах и пр.;
- стенд «Задайте вопрос. Получите ответ», посредством которого родители с детьми имеют возможность задать любой вопрос, ответ на который им хотелось бы получить. Ответы на вопросы педагоги ищут вместе с детьми в различной литературе или опрашивают других детей и взрослых. Стенд выполняется в импровизированной форме, дерево, книга и др. рядом со стендом всегда лежат клейкие листочки бумаги и шариковые ручки, карандаши;
- «Почтовый ящик» в каждой возрастной группе или «Книга отзывов и предложений». Используются также записки для родителей, которые передаются через детей. Цветные открытки, вырезанные в виде различных форм, где содержатся короткие сообщения о достижениях ребенка или похвала.
Все это позволяет объединить дошкольное учреждение и семью, создать единую среду развития ребенка. Родители получают возможность ближе познакомиться друг с другом, обменяться опытом, лучше узнать собственных детей, научиться взаимодействию, со-переживанию, со-творчеству.
Литература:
1. Доронова Т. Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка — координация усилий семьи и детского сада. М.:Просвещение.2010
2. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2007.-179с.
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.,2009
4. Данилина Т. А., Логода Т. С., Зуйкова М. Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.:АРКТИ 2008
5. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь 2008
6. КарабановаО. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гордарики, 2007.
7. Б. П. Никитин, Л. А. Никитина Мы и наши дети. М.: 2008
8. Популярная психология для родителей. Под ред. А. А. Бодалева. М.: 1988
9. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
10. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
11. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. 2007.
12. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С.И Мусиенко. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
13. Давыдова О. И.., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ».