Совместная работа родителей и детей в рисовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Старикова, Э. Г. Совместная работа родителей и детей в рисовании / Э. Г. Старикова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4070/ (дата обращения: 03.12.2024).

Данная статья посвящена совместному рисованию взрослых и детей, т. к. это является важным стимулом для укрепления дружеских отношений и доверия. Рассматриваются основные этапы развития психического и физического развития ребенка, что идет параллельно с выработкой графической системы. В работе подробно описывается новая классификация методов обучения. Родители, рисуя для детей, вместе с детьми, рисуя как дети — учатся понимать растущего человека.

Ключевые слова: инструменты, художник, арт-терапия. художественные произведения, взаимопонимание.

Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри…

В. А. Сухомлинский.

Совместное рисование взрослых и детей — важный стимул для укрепления дружеских отношений и доверия. В семье закладываются семена добра и любви к людям, именно в ней ребенок получает первые уроки любви к ближним, уважения. Современное общество крайне нуждается в сохранении и укреплении института семьи, без которого не может быть воспитания физически и духовно здорового поколения [1].

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит» [7]. Рисование — большая и серьезная работа для ребенка. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети [3].

Дети весьма непредсказуемы, могут не всегда легко соглашаться на то, чтобы взрослые им помогали. Но важно понимать, что чаще всего помощь родителей необходима только для того, чтобы направлять ход мысли малыша и помогать ему в работе с такими сложными и новыми инструментами и материалами, как краски, ножницы, клей. Важно поддержать юного художника, чтобы он не потерял интерес к работе после первой неудачи.

Когда люди вместе рисуют, между ними возникает некое единство, некое особое взаимопонимание без слов. Мы учимся делать вместе нечто общее, учимся помогать друг другу и морально друг друга поддерживать. Часто такая дружеская атмосфера важнее тех конкретных художественных произведений, которые возникают при этом [4].

Совместная работа над заданием — возможность понять внутренний мир мечтаний и проблем своего ребёнка. Если однажды малыш впустил взрослых в свою необычную сказку, то этим доверием следует дорожить, стараться укреплять нити взаимного доверия. Не нужно делать за ребёнка работу. Достаточно искренне сказать, что вы — взрослые не умеете делать так, как он и очень просите научить вас рисовать. Малыш будет горд и счастлив. Обучение превратится в дружбу незаметно и очень естественно. Взрослые будут спокойны, что ребёнок под их присмотром и поранить себя не сможет.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы используются, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. В традиционной классификации такими методами считаются наглядные, словесные, практические.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Она включает следующие методы обучения:

-        информативно-рецептивный,

-        репродуктивный,

-        исследовательский,

-        эвристический,

-         метод проблемного изложения материала [2].

В информационно — рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия и прочее.

Словесный метод включает в себя беседу, рассказ.

Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работу на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, ребенку предлагают выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Ребенку необходимо самостоятельно выполнить не какую–либо часть, а всю работу. Метод проблемного изложения не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников. Он применим только лишь для старших школьников.

Каждому возрасту — свои художества. Выработка графической системы идет параллельно психическому и физическому развитию ребенка.

12–18 месяцев: рисунки в форме зигзагов, незаконченных полос и кругов, без намерения что-либо изобразить.

К 2-м годам: вертикальные линии.

К 2,5 годам: горизонтальные линии и спирали.

К 3-м годам: законченные круги, солнце.

К 4-м годам: квадраты, ребенок пытается выразить то, что он знает, тело рисуется в полном размере.

К 5-ти годам: законченный человечек, с деталями, например, одеждой, а также геометрические фигуры.

К 6-ти годам: персонажи в действии и ситуациях.

С 7–8-ми лет: рисунки становятся все более и более реалистичными.

Приступая к совместной игре необходимо помнить о нескольких важных правилах. Не нужно критиковать ребенка, если рисунок получился не таким, как вам бы того хотелось. Арт-терапия — это прежде всего возможность самовыражения. Поэтому ребенок имеет право видеть и изображать мир так, как он считает нужным. Неосторожная критика может замкнуть ребенка в себе и в дальнейшем ему будет тяжело выражать свои чувства [7].

Не нужно начинать игру, если у вас недостаточно времени. Родители должны понять, что ребенку нужно больше времени для того, чтобы войти в игру. Обычно, когда родителям уже надоедает играть, малыш только начинает проявлять интерес. Не стоит торопить малыша, ведь он придумывает образы в собственном темпе.

Некоторые рисунки могут дать повод для беспокойства родителей, например:

-          В рисунках проявляются признаки болезни.

-          У некоторых персонажей систематически не хватает какой-то детали (части тела, например).

-          Глаза косые или пустые.

-          Слишком много помарок.

-          Рисунки очень маленькие или сосредоточенны на ограниченном пространстве.

-          Ребенок постоянно отказывается рисовать или разрывает свои рисунки.

-          На протяжении месяцев рисунки повторяются.

-          Формы незаконченны.

С другой стороны, некоторые детали могут испугать родителей, хотя на самом деле не о чем плохом они не свидетельствуют. Беспокоиться можно только, если эти изображения повторяются в рисунках очень часто.

Рисование при помощи пальцев — прекрасный способ не только проявить свои творческие стремления, но и возможность развить собственную психику. Можно понять родителей, которые не хотят давать детям рисовать руками, заранее представляя себе, как «чисто» потом будет в квартире, и сколько им нужно будет убирать и мыть. Однако это ведь не повод лишать малыша столь интересного и полезного занятия. К тому же все эти краски очень легко смываются водой. Попробуйте преодолеть свои страхи и окунуться вместе с малышом в этот волшебный и красочный детский мир.

Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что- то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, предлагая ему другие способы достижения желаемого. Ребенок поймет, что из любой ситуации есть выход. Например, если малышу не удается нарисовать снеговика, предложите ему вместе с вами сделать снеговика из пластилина.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно оно слишком простое или сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно нарисовать большую картофелину. Если для него это слишком просто, предложите нарисовать репку с ботвой. Если же задание слишком сложное, малыш может нарисовать пальчиками много точек, изображая картофелины в мешке.

Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения; на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с ним в игру “Что изменилось?” Положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно для него спрячьте одну игрушку или поменяйте игрушки местами. Старайтесь привлечь ребенка к логическому завершению задания (“Давай нарисуем ежику дорожку, по которой он сможет попасть домой”, “Давай нарисуем для рыбок побольше воды в аквариуме, а то им негде плавать” [5].

Учитесь у своих детей, как легко и с удовольствием возиться с красками — ведь малыши в психологическом плане намного свободнее и раскрепощенней взрослых [6].

Взаимопонимание между детьми и взрослыми — огромная ценность. Мы нуждаемся в этом почти все. Мы, родители, рисуя для детей, вместе с детьми, рисуя как дети — мы учимся понимать растущего человека [4].

Литература:

1.         Азаров Ю. П. Семейная педагогика: -Питер,2011.-5 с.

2.         Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.

3.         Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod29.htm

4.         Карпов А. В. Волшебный лягушонок, или Как рисовать вместе с детьми. — М., 2009. — С. 140.

5.         Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий. –М.: 2009. — 48 с.

6.         Совместное взаимодействие педагога и родителей– [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/sovmestnoe-vzaimodeystvie-pedagoga-i-roditeley

7.         Так ли важно рисование в жизни ребенка? — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://d2196.zouo.ru/index.php?id=849

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, малыш, рисунок, взрослый, графическая система, работа, растущий человек, родитель, совместное рисование взрослых, физическое развитие ребенка.

Похожие статьи

Взаимодействие школы и семьи в выборе профессионального пути подростка

Создание рисованных мультфильмов как эффективная форма взаимодействия дошкольников и родителей для закрепления правил дорожного движения

Работа над штрихами и звуком на начальном этапе обучения игры на аккордеоне

Использование IT-технологий в организации совместной образовательной деятельности детей и родителей

Представления юношей и родителей о стиле семейного воспитания

Интеграция науки и образования в профессиональной подготовке современного инженера

Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя как средство выявления творческих способностей у детей

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской художественной школе

Проектная деятельность как эффективная форма работы с родителями

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

Похожие статьи

Взаимодействие школы и семьи в выборе профессионального пути подростка

Создание рисованных мультфильмов как эффективная форма взаимодействия дошкольников и родителей для закрепления правил дорожного движения

Работа над штрихами и звуком на начальном этапе обучения игры на аккордеоне

Использование IT-технологий в организации совместной образовательной деятельности детей и родителей

Представления юношей и родителей о стиле семейного воспитания

Интеграция науки и образования в профессиональной подготовке современного инженера

Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя как средство выявления творческих способностей у детей

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской художественной школе

Проектная деятельность как эффективная форма работы с родителями

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе