Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе реализации проекта "Кредиты в современной жизни человека"
Авторы: Блинова Татьяна Леонидовна, Сафонова Мария Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 389 раз
Библиографическое описание:
Блинова, Т. Л. Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе реализации проекта "Кредиты в современной жизни человека" / Т. Л. Блинова, М. С. Сафонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4041/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье раскрываются возможности формирования УУД учащихся в процессе реализации проекта «Кредиты в современной жизни человека».
Ключевые слова: универсальные учебные действия, метод проектов.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) устанавливает новые требования к результатам обучающихся (личностным, метапредметным и предметным), освоивших программу школьного образования. Метапредметные результаты включают в себя межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, коммуникативные и познавательные). Под универсальными учебными действиями (УУД) учащегося понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].
Для реализации заявленных требований ФГОС СОО наиболее продуктивно использовать метод проектов, под которым подразумевается способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом, оформленным в виде конкретного продукта деятельности [3].
К основным требованиям организации учебно-проектной деятельности учащихся относят структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
В организации учебно-проектной деятельности можно выделить следующие этапы:
I. Выбор темы проекта.
II. Обзор информации по выбранной теме.
III. Постановка проблемы.
IV. Целеполагание.
V. Планирование.
VI. Разработка проекта.
VII. Анализ проделанной работы.
VIII. Доработка.
IX. Оформление результатов.
X. Рецензирование.
XI. Презентация.
XII. Рефлексия.
Проиллюстрируем формирование универсальных учебных действий школьников на нескольких этапах проекта «Кредиты в современной жизни человека» (Таблица 1).
Таблица 1
Формирование УУД в процессе реализации проекта «Кредиты в современной жизни человека»
Этап |
Деятельность учащихся |
Компоненты УУД |
I. Выбор темы проекта. |
- ознакомление со смыслом проектного подхода; - выбор темы проекта «Кредиты в современной жизни человека», связанной с ролью математики в окружающем мире; - обоснование актуальности выбранной темы (разнообразие кредитных условий и предложений банков, возможность кредитования лиц всех категорий); - определение типа проекта по, доминирующему методу (ознакомительно-ориентировочный); - выбор товарищей для работы над проектом, распределение ролей. |
Познавательные: — осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов Интернета, библиотек, собственного опыта; — основы ознакомительного, поискового, изучающего чтения; — определение понятий; — установление причинно-следственных связей между понятиями, суждениями, явлениями. Личностные: —установление устойчивого познавательного интереса (на этапе любопытства) и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; — потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; — умение вести диалог на основе равноправных отношений уважения и принятия; — готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых, сверстников; — формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию. Регулятивные: — построение жизненных планов во временной перспективе; — установление констатирующего и предвосхищающего контроля действий; — актуальный контроль на уровне произвольного внимания; — установление основ прогнозирования как предвидения будущих результатов, развития действий; — установление приоритетов; — принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров; — адекватное оценивание своих возможностей. Коммуникативные: — адекватное использование языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; — аргументация своей точки зрения; — формулировка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности; — адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. |
III. Постановка проблемы; IV. Целеполага-ние; V. Планирование. |
- Постановка проблемы: В каком банке условия кредитования наиболее выгодны для открытия своего дела? - Постановка цели проекта: 1) Проанализировать условия кредитования в банках: Альфа банк, Сбербанк, УБРиР, Home Credit, ВТБ 24 и выявить наиболее выгодные условия для приобретения начального капитала с целью открытия своего дела. 2) Выявление возможностей использования математических знаний для решения практических задач. - Анализ предполагаемых результатов. Выделение банка с наиболее приемлемыми условиями кредитования. - Постановка задач, работающих на реализацию поставленной цели (сбор информации по кредитам из различных источников, систематизация этой информации, определение областей математики, которые можно использовать для решения задач по кредитам, составление и решение задач часто встречающихся в кредитовании, выбор более выгодных условий кредитования среди рассматриваемых банков); - Разбиение на группы для работы с различными банками; - Поэтапное планирование действий по решению поставленных задач, установление срока выполнения проекта, согласование его с учителем; |
Познавательные: — постановка задач, работающих на достижение цели; — выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; — установление причинно- следственных связей; — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Личностные: — потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; — умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; — умение строить жизненные планы с учетом конкретных условий; — уважение к личности, ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; — формирование выраженной, устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные: — целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; — анализ условия достижения цели на основе учета выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; — планирование путей достижения целей; — установка приоритетов; — планирование путей достижения цели, выбор из них наиболее эффективного; — адекватность самостоятельного оценивания правильности выполнения действия, внесение необходимой коррективы в исполнение; — адекватность оценивания объективной трудности как меры фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; — построение жизненных планов во временной перспективе. Коммуникативные: — учет и координация отличных от собственной позиции идей; — организация и планирование учебного сотрудничества с учениками, учителем; — установление и сравнение различных точек зрения перед принятием решения, формулировка вывода; — формулировка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; — организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели и функции участников; — адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности; — формирование умения убеждать. |
Применение метода проектов раскрывает творческий потенциал учащихся, способствует формированию их исследовательских умений, повышает учебную мотивацию, создает условия каждому участнику проекта для саморазвития и самореализации через сознательное и активное присвоение нового социального опыта. Таким образом, можно сделать вывод, что метод проектов работает на реализацию современных целей образования, а именно способствует формированию универсальных учебных действий учащихся.
Литература:
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных действий: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 311с.
2. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др.; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.
3. Федеральный государственный стандарт — ФГОС — Режим доступа: