Перспективы развития межрегионального отраслевого ресурсного центра в области добычи полезных ископаемых | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: , ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Ельденёв М. Л., Казаков Р. С., Сьянова Т. Ю. Перспективы развития межрегионального отраслевого ресурсного центра в области добычи полезных ископаемых [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4032/ (дата обращения: 18.08.2018).

Целенаправленной опережающей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов требуют становящиеся региональные и национальные рынки труда. В тоже время анализ результатов социальных опросов обучающихся профессиональных образовательных учреждений показывает, что они затрудняются в решении интеллектуально насыщенных задач и ситуаций, не обладают умениями использовать теоретические знания и практический опыт в конкретной учебной, учебно-практической и производственной деятельности.

В 2011 году в рамках реализации федерального проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» на базе Кемеровского горнотехнического техникума был создан межрегиональный отраслевой ресурсный центр в области добычи полезных ископаемых.

На сегодняшний день в состав межрегионального отраслевого ресурсного центра входят 15 учреждений профессионального образования Кузбасского региона и республики Тыва. Ведутся переговоры по вовлечению в деятельность центра других регионов.

Целью ресурсного центра является формирование кадрового резерва высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных рабочих и специалистов в области добычи полезных ископаемых, что способствует эффективному экономическому развитию страны.

Одним из важных моментов деятельности ресурсного центра являются вопросы по взаимодействию образовательных учреждений, входящих в его состав с работодателями — представителями горнодобывающих предприятий.

Основными формами социального партнерства «учебное заведение — работодатель» в рамках межрегионального отраслевого ресурсного центра в области добычи полезных ископаемых являются:

-        разработка механизмов и методик прогностического рынка труда для совместного принятия решений относительно профилей и объемов требуемых специальностей;

-        разработка и осуществление на постоянной основе мониторинга рынка труда, демографической структуры и моделей занятости для сокращения разрыва между потребностью и реально возможной подготовкой будущих работников;

-        участие работодателей в определении квалификационных требований, разработке основных профессиональных образовательных программ, проведении квалификационных испытаний;

-        организация экскурсий, проведение мастер — классов, обеспечение мест для прохождения производственной практики, стажировки мастеров и преподавателей, трудоустройства выпускников;

-        реализация программ переобучения и повышения квалификации сотрудников предприятий на базах образовательных учреждений;

-        оказание материальной поддержки на укрепление учебно-материальной базы образовательного учреждения.

Опыт положительной деятельности с представителями предприятий-работодателей в большинстве случаев сопровождается выстроенными договорными отношениями. Данные соглашения носят характер долгосрочного взаимовыгодного партнерства по многим направлениям.

С целью повышения качества образования и актуализации образовательной программы был проведен мониторинг по вопросу требований работодателей к содержанию программ обучения по наиболее востребованным специальностям и профессиям горной отрасли, условиям и технологиям их совместной реализации и образовательным результатам — профессиональным компетенциям специалистов.

В опросе приняли участие представители следующих предприятий угледобывающей отрасли: ОАО «Северный Кузбасс», ОАО «Шахта «Первомайская», ОАО «Шахта «Северная», ОАО «Шахта «Березовская», ЗАО «Сибирский Антрацит», ЗАО «Шахта «Антоновская», ООО «Управление по монтажу, демонтажу и ремонту горного оборудования».

Следует отметить высокий уровень заинтересованности руководителей горнодобывающих предприятий в сотрудничестве с ресурсным центром, которая выражается в желании участвовать в формировании заказа на подготовку специалистов для предприятия, а также заказа на открытие новых специальностей и направлений подготовки. Также руководители предприятий заинтересованы в участии в совместной профориентационной работе, проводимой ресурсным центром в общеобразовательных учреждениях.

По мнению руководителей, проблема дефицита и качества кадровых ресурсов на сегодняшний день весьма актуальна, что выражается в недостатке кандидатов на рынке труда и их низкой квалификации.

Самая распространенная форма социального партнерства между предприятием и образовательным учреждением это организация производственного обучения и практики обучающихся, что является одним из направлений сотрудничества работодателя и межрегионального отраслевого ресурсного центра. Наиболее интересным проектом совместной деятельности предприятий и ресурсного центра предполагается повышение квалификации работников без отрыва от производства по имеющейся профильной специальности.

Кроме того, вопросы интервью с представителями работодателей касались изменений в новом законе «Об образовании» и реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Также, акценты были направлены на выяснение готовности промышленных предприятий к участию в построении качественного образовательного процесса. И, что является немаловажным, на понимание работодателями роли ресурсного центра в перспективном развитии конкретного предприятия. Уделено внимание построению доступного информационного пространства и совместным образовательным и научным проектам.

Немаловажен и тот факт, что, по мнению работодателей в имеющемся наборе качеств и компетенций выпускников ресурсного центра, наиболее значимые — требуют отдельного, расширенного обсуждения. К числу важнейших можно отнести:

-        применение базовых знаний в профессиональной деятельности;

-        способность к самостоятельному приобретению и применению знаний;

-        навыки работы с компьютерами и современными оргустройтсвами;

-        способность к творчеству, исследовательской и инновационной деятельности;

-        умение выстроить отношения с коллегами, сотрудниками.

Нужно отметить, что с учетом возрастающего интереса к деятельности ресурсного центра необходимо оценить возможные направления взаимодействия предприятий промышленности с образовательными учреждениями. Например, опираясь на план перспективного развития, предприятие должно продумывать и формировать кадровый потенциал, обеспечивающий выполнение поставленных задач. Это обстоятельство должно способствовать влиянию интересов предприятия на корректировку профиля и объема подготавливаемых в ресурсном центре специалистов. Заинтересованность в такой совместной работе должна быть выражена в рамках договоров о сотрудничестве.

Это же можно сказать о необходимости привлечения представителей предприятий к проведению профориентационных мероприятий, с целью своевременного самоопределения учащимися школ. Данная форма взаимодействия также является наиболее перспективной и исключающей потери контингента студентов в период их обучения в ресурсном центре. То есть, профориентационные мероприятия в данном контексте рассматриваются шире общепринятого смысла.

С целью взаимовыгодного сотрудничества станет эффективным участие представителей ресурсного центра и предприятий в формировании программ стратегического развития либо разработки бизнес-планов. На сегодняшний момент такая форма взаимодействия практически не реализуется, результатом чего является расхождение оценки потенциала партнеров и ставящихся ими целей и задач.

К числу направлений деятельности ресурсного центра относится проведение и научно-исследовательских работ. Большая часть предприятий может заинтересоваться проведением изыскательских мероприятий в интересах производства.

Немаловажным может явиться привлечение опытных сотрудников предприятий к педагогической деятельности в ресурсном центре. Очевидно, что это напрямую повлияет на качество обучения и как следствие на формирование профессиональных компетенций обучающихся.

Кроме того, продолжающееся развитие института частно-государственного управления требует определить готовность руководителей предприятий к участию в попечительских (управляющих) советах, действующих при учреждениях образования. В ряду актуальных остается вопрос привлечения представителей бизнес-сообщества к взаимодействию через долгосрочные соглашения о партнерстве.

Значимым становится личное участие преподавателей и работодателей в разработке информационно-образовательных ресурсов. Форма коммуникации между предприятиями и ресурсным центром, а также внутри сети участников центра может обуславливать своевременность прохождения информационных потоков и насыщенность информационного поля. В зависимости от выбираемых способов коммуникации будет зависеть активность построения Интернет-ресурсов партнеров.

Актуален и вопрос, касающийся подбора специалиста, который будет осуществлять прямое взаимодействие между предприятием и ресурсным центром. Наиболее эффективным станет сотрудник, имеющий профильное образование не ниже уровня высшего профессионального.

Также представляется целесообразным выяснить, какие дополнительные формы сотрудничества могут стать наиболее актуальными для предприятий в ближайшей перспективе. На наш взгляд такими направлениями могут быть: инвестиционные программы в интересах ресурсного центра, совместные профориентационные программы, корректировка и разработка новых образовательных программ с учетом интересов работодателей.

Основные термины (генерируются автоматически): ресурсный центр, межрегиональный отраслевой ресурсный центр, область добычи, предприятие, перспективное развитие, профессиональное образование, образовательное учреждение, социальное партнерство, подготовка специалистов, форма взаимодействия.

Похожие статьи

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического...

Ключевые слова:ресурс, ресурсный образовательный центр, сетевой ресурсный центр, окружной ресурсный центр дополнительного образования детей,дополнительное образование детей, сетевое взаимодействие.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

- социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Также социальными партнерами в этом направлении являются: Центр интеллектуального развития «Ювента», Центр детского творчества, Музейно-ресурсный центр, Музей воинской славы...

Создание институционального механизма...

институциональный механизм, общественно-профессиональная экспертиза, профессиональное образование, ресурсный центр, учреждение, программа, обобщение замечаний, исполнительная власть...

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий и образовательного учреждения в деле подготовки квалифицированных кадров.

Например, колледж сотрудничает с учебным центром «Ковчег-Волконский» в котором наши студенты с большим энтузиазмом и...

Музейно-ресурсный центр как партнер...

Музейно-ресурсный центр как партнер в культурно-образовательном кластере ДОУ.

Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера задан периодом на один год.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с социальными партнерами...

Результаты апробации и экспертизы сетевых образовательных...

ресурсный центр, программа, учреждение, апробация, баз, подготовка слушателей, профессиональное образование, образовательный процесс, Российская Федерация, студент.

Создание механизма общественно-профессиональной...

Библиографическое описание: Попов И. П., Сьянова Т. Ю. Создание механизма общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ на базе межрегионального ресурсного центра [Текст]...

Деятельность ресурсного центра по социализации детей...

Программа деятельности ресурсного центра предусматривает решение оздоровительных, образовательных

 организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений города по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Стратегия развития образовательного учреждения

Оптимальная стратегия развития учреждения профессионального образования должна опираться на специфику данного типа образования и с учетом тех обстоятельств

Методология. Практика. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002г. 182 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического...

Ключевые слова:ресурс, ресурсный образовательный центр, сетевой ресурсный центр, окружной ресурсный центр дополнительного образования детей,дополнительное образование детей, сетевое взаимодействие.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

- социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Также социальными партнерами в этом направлении являются: Центр интеллектуального развития «Ювента», Центр детского творчества, Музейно-ресурсный центр, Музей воинской славы...

Создание институционального механизма...

институциональный механизм, общественно-профессиональная экспертиза, профессиональное образование, ресурсный центр, учреждение, программа, обобщение замечаний, исполнительная власть...

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий и образовательного учреждения в деле подготовки квалифицированных кадров.

Например, колледж сотрудничает с учебным центром «Ковчег-Волконский» в котором наши студенты с большим энтузиазмом и...

Музейно-ресурсный центр как партнер...

Музейно-ресурсный центр как партнер в культурно-образовательном кластере ДОУ.

Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера задан периодом на один год.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с социальными партнерами...

Результаты апробации и экспертизы сетевых образовательных...

ресурсный центр, программа, учреждение, апробация, баз, подготовка слушателей, профессиональное образование, образовательный процесс, Российская Федерация, студент.

Создание механизма общественно-профессиональной...

Библиографическое описание: Попов И. П., Сьянова Т. Ю. Создание механизма общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ на базе межрегионального ресурсного центра [Текст]...

Деятельность ресурсного центра по социализации детей...

Программа деятельности ресурсного центра предусматривает решение оздоровительных, образовательных

 организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений города по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Стратегия развития образовательного учреждения

Оптимальная стратегия развития учреждения профессионального образования должна опираться на специфику данного типа образования и с учетом тех обстоятельств

Методология. Практика. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002г. 182 с.

Задать вопрос