Критериально-уровневая характеристика правовой компетенции студентов медицинского института | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соболева, М. А. Критериально-уровневая характеристика правовой компетенции студентов медицинского института / М. А. Соболева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3918/ (дата обращения: 23.11.2024).

Возрастающая потребность общества в юридически грамотных специалистах сферы здравоохранения обуславливает необходимость формирования правовой компетенции студентов медицинского института.

Под правовой компетенцией студента медицинского института мы понимаем интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее готовность и способность данной личности применять систему правовых знаний и умений в осуществлении профессиональной медицинской деятельности.

В качестве структурных элементов правовой компетенции студентов медицинского института мы выделяем три основных компонента: ценностно-мотивационный, когнитивный, поведенческий.

Ценностно-мотивационный компонент правовой компетенции студентов медицинского института включает уровень оценки и отношения к праву, наличие положительного или отрицательного отношения к воспринимаемым знаниям, в результате которого на основе интереса формируется убеждение в личной ценности правовых норм, уважение к праву, вырабатывается правомерное поведение в будущей профессиональной деятельности.

Содержание профессиональной деятельности медицинских работников предопределяет наличие системы гуманистических и правовых ценностей, мотивирующих их на правомерное поведение и формирующих позитивное отношение к профессиональной медицинской деятельности. Для успешного формирования правовой компетенции студентов медицинского института считаем важным определить состав и иерархию ценностей, которые будут не только придавать направленность будущей профессиональной деятельности, но и определять взаимодействие студентов с окружающим миром и людьми. Необходимо отметить, что профессия врача основывается на ряде гуманистических ценностей, предполагающих убеждение в изначальной ценности каждого человека, особенно его права на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, а также на ряде конституционно закрепленных правовых принципов (право, уважение права и закона, уважение прав и свобод личности, справедливость, равенство людей, выполнение личностью своих обязанностей, законность и др.). Процесс осознания и принятия гуманистических и правовых ценностей позволит студентам медицинского института осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в будущей профессиональной деятельности.

Важной характеристикой ценностно-мотивационного компонента правовой компетенции студентов медицинского института является их мотивация к получению правовых знаний и к соблюдению требований законов в рамках будущей профессиональной медицинской деятельности.

Когнитивный компонент является теоретической основой правовой компетенции и обеспечивает студентов медицинского института правовыми знаниями, необходимыми для их успешной будущей профессиональной деятельности. Содержание правовой подготовки студентов медицинского института отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист») 2010г. Так, в соответствии с данным документом, выпускник вуза должен знать нормы зарубежного права, информационное право, основные принципы и положения конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права; права пациента и врача, обязанности, права, место врача в обществе, уметь ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях, защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.

Таким образом, в содержание когнитивного компонента правовой компетенции студентов медицинского института мы включаем такие правовые знания, как:

-          знания основных положений теории права;

-          знания законов страны, своих прав и обязанностей, свободы и ответственности;

-          знания различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного) как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

-          знания правовых основ профессиональной медицинской деятельности;

-          знания прав и обязанностей медицинских работников, прав пациентов и основных юридических механизмов их обеспечения в современном здравоохранении.

Поведенческий компонент правовой компетенции студентов медицинского института характеризует готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т. е. поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения. Анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист») 2010г., квалификационных требований по должностям медицинских работников позволили нам выделить следующие профессионально-правовые умения студентов медицинского института, позволяющие им правильно анализировать профессиональные ситуации, выделять их юридически значимые свойства, выбирать надлежащие правовые нормы, сопоставлять указанные ситуации с правовыми предписаниями, осуществлять правомерное поведение:

-          умения применять положения норм права в конкретных практических ситуациях;

-          умения по реализации своих прав и свобод в соответствии с правовыми нормами;

-          умения защищать гражданские права врачей и пациентов;

-          умения осуществлять адекватный выбор методов диагностики и лечения заболеваний;

-          умения правильно вести и оформлять учетно-отчетную медицинскую документацию в медицинских организациях;

-          умения по юридической оценке случаев ненадлежащего оказания помощи больному, иным профессиональным правонарушениям медицинского персонала и по определению возможных правовых последствий таких деяний, путей их профилактики и т. п.

Для получения информации об уровне правовой компетенции студентов медицинского института нами был разработан критериально-диагностический аппарат, включающий в себя критерии и раскрывающие их показатели.

При выделении критериев и показателей уровня сформированности правовой компетенции студентов медицинского института мы учитывали следующие требования:

1.                  Критерий должен быть адекватен тому явлению, измерителем которого он является, то есть в нем должны четко отражаться природа измеряемого явления и динамика измерения выражаемого критерием свойства.

2.                  Критерий должен выражаться дефиницией, то есть одни и те же фактические значения различных явлений должны при применении к ним критерия давать одинаковые значения.

3.                  Критерий должен быть простым, то есть допускать простейшие способы измерения с использованием недорогих и несложных методик, опросников, тестов и т. п.

4.                  Критерии должны быть представлены рядом показателей, раскрывающих степень выраженности данного критерия;

5.                  Критерии и показатели должны отражать структурные компоненты правовой компетенции студентов;

6.                  Критерии и показатели должны соответствовать цели, задачам и содержанию процесса формирования правовой компетенции студентов медицинского института.

В качестве критериев сформированности правовой компетенции студентов медицинского института нами были выделены следующие:

1.         Степень сформированности ценностных установок и мотивации правомерного поведения. Под этим критерием мы понимаем проявляемое уважение к правовым ценностям, осознанное, мотивированное участие в учебной и социально-активной правовой деятельности. Показатели: признание значимости правовых ценностей в обществе, выраженность учебных, профессиональных и познавательных мотивов к получению правовых знаний и их применению в будущей профессиональной медицинской деятельности; потребность повышать уровень своей правовой компетенции.

2.         Степень правовой информированности. Под этим критерием мы понимаем владение системой правовых знаний. Показатели: знание основ теории государства и права, Конституции РФ, основных нормативно-правовых актов РФ, знание нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, знание прав и обязанностей медицинских работников, прав пациентов и основных юридических механизмов их обеспечения в современном здравоохранения; владение правовой терминологией.

3.         Степень сформированности умений и навыков правомерного поведения. Под данным критерием мы подразумеваем владение правовыми знаниями и способностью их применять в практической деятельности. Показатели: умение самостоятельно осуществлять поиск, анализ и применение полученной правовой информации; умение осуществлять анализ нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека; умение применять полученные правовые знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; умение использовать юридические механизмы защиты прав и законных интересов как медицинских работников, так и пациентов; умение принимать правомерные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении профессиональной медицинской деятельности; умение дать юридическую оценку случаям ненадлежащего оказания помощи больному, иным профессиональным правонарушениям медицинского персонала и определять возможные правовые последствия таких деяний, пути их профилактики.

Уровни сформированности правовой компетенции студентов медицинского института в содержательном отношении представлены следующим образом.

Низкий уровень характеризуется несформированностью ценностно-мотивационного компонента правовой компетенции, поверхностными правовыми знаниями, то есть минимальным или недостаточным пониманием правовой информации, юридической терминологии, отсутствием умения анализировать правовую информацию. У студентов отсутствует положительная мотивация и стремление к правовому обучению.

Средний уровень характеризуется частичной сформированностью компонентов правовой компетенции, при этом студенты проявляют интерес лишь к обязательной правовой информации, правовые знания поверхностные, недостаточно четкие, в основном приближающиеся к предусмотренным учебниками. Правовой словарь ограничен, студенты употребляют минимальное количество юридических терминов. Данный уровень характеризуется сформированностью некоторых правовых умений, которые не всегда достаточны для решения ситуаций правового характера.

Высокий уровень характеризуется сформированностью всех компонентов правовой компетенции. Студенты проявляют многосторонний устойчивый интерес к правовой информации. Объем правовых знаний значительно выходит за пределы программы, знания глубоки и базируются на законах и нормативно-правовых актах. Данный уровень характеризуется потребностью в повышении правовых знаний и умений. Правовой словарь достаточно богат. Студенты грамотно решают правовые задачи, оценивают проблемную ситуацию с позиции законодательства.

Для получения информации об уровне правовой компетенции студентов медицинского института используются следующие формы, методы и методики: тестирование, анкетирование, экспертный опрос, решение юридических задач, составление правовых документов, методика диагностики учебной мотивации Т. Д. Дубовицкой, методика «Жизненные ценности» М.Рокич, методика оценки когнитивного потенциала в обучении Н. И. Шевандрина.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский институт, правовая компетенция студентов, знание, правовая компетенция, правомерное поведение, критерий, профессиональная медицинская деятельность, будущая профессиональная деятельность, правовая информация, ценностно-мотивационный компонент.

Похожие статьи

Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции студентов медицинского института

Критериально-уровневая характеристика организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

Уровневая характеристика готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения

Формирование профессиональной компетенции студентов языковых факультетов во время прохождения педагогической практики

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций

Особенности содержания методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов

Похожие статьи

Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции студентов медицинского института

Критериально-уровневая характеристика организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

Уровневая характеристика готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения

Формирование профессиональной компетенции студентов языковых факультетов во время прохождения педагогической практики

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций

Особенности содержания методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов