Самореализация личности в групповой учебно-познавательной деятельности на уроках-практикумах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шатунова, Л. Г. Самореализация личности в групповой учебно-познавательной деятельности на уроках-практикумах / Л. Г. Шатунова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3903/ (дата обращения: 27.04.2024).

В условиях внедрения новых образовательных стандартов школа, призвана формировать и развивать личность обучающегося как индивидуальность, самостоятельную в проектировании учебных и жизненных задач. Актуальным становится деятельностный подход: формирование способностей творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. В данной статье освещены некоторые теоретические и практические аспекты организации уроков-практикумов при изучении русского языка и литературы, описаны некоторые приёмы организации индивидуальной и групповой работы, в ходе которой закладываются основы самопознания, самореализации и самоутверждения, формируются коммуникативные навыки.

Единственный путь, ведущий к знанию — деятельность.

Б.Шоу.

Реализация принципа активности в обучении имеет первостепенное значение, поскольку от учения как деятельности зависит результат обучения, развития, воспитания. Деятельность — это условие, основа и средство развития личности. «Каждый ученик, имея возможность получить, открыть или сконструировать собственное знание об изучаемом объекте неизбежно проявляет и развивает личностные познавательные способности», — отмечает А. В. Хуторской [4]. Методологической основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, условия для развития и самореализации личности.

Понятие самореализации можно трактовать как поисковую активность личности, достижение личностных целей посредством собственных усилий, сотворчества с другими людьми. Это процесс и результат самоосуществления творческих потенциальных возможностей в учебно-познавательной деятельности. В педагогической науке и практике под самореализацией личности подразумевается такая деятельность, в результате которой меняется окружающая среда и сам человек.

Педагог-учёный Г. И. Щукина [6] определяет факторы, которые необходимо учитывать учителю в процессе формирования положительной мотивации к самореализации, среди которых можно выделить следующие:

-          личностная мотивация, ближайшие и дальние цели развития субъекта

-          образование новых типов мотивационных отношений: к изучаемому объекту (познавательная активность), к другому человеку (социальная активность), к себе (умение осознавать и регулировать свою мотивационную сферу), на основе которых личность формируется как субъект учебной, творческой деятельности, субъект взаимодействия, субъект мотивационной сферы

-          качественные изменения отдельных сторон мотивационной сферы, усложнение её строения и др.

Внутренне обусловленные условия самореализации — система ценностей, мотивация, свобода выбора, принятие своего и чужого опыта. Внешние — благоприятный психологический климат, наличие широкого поля возможностей для самореализации, оказание педагогической помощи и поддержки, обучение способам деятельности.

Деятельностный подход к обучению, обеспечивающий условия самореализации личности, может быть успешно реализован в ходе уроков-практикумов.

«Как педагогическая акция практикум соответствует гуманистическим принципам обучения и воспитания (уважение к личности ребёнка, партнёрство и сотрудничество в целеполагании, планировании, осуществлении, анализе совместно организованного дела, свобода выбора, совместный поиск истины и др.)» [5].

В ходе практикума реализуются задачи личностно ориентированного обучения: с учётом имеющегося у каждого обучающегося опыта познания развивать и совершенствовать его индивидуальные способности, формировать ответственную личность, способную к сознательной, самостоятельной деятельности, результаты которой важны как для самой личности, так и для коллектива (группы) в целом. Предполагается система психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией на конкретного ученика, с учётом его индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Согласно принципам индивидуализации и дифференциации обучения предусматриваются задания разных типов, чтобы, с одной стороны, оптимально выявить уровень овладения материалом (усвоение теории, фактов, приобретение необходимых умений и навыков), с другой — стимулировать учащихся к самостоятельному выбору наиболее значимых для них способов проработки учебного материала (словесного, письменного, графического, с использованием ИКТ и пр.).

Практикум выполняет различные функции: развитие культуры умственного труда и речи (монологической, диалогической, письменной), освоение различных приёмов работы с текстом, предоставление каждому обучающемуся возможности самому определять и выполнять определённую функцию в работе группы (аналитика, исследователя, эксперта, оформителя, Web-дизайнера и пр.). Формируются метапредметные умения и навыки: поисковые, исследовательские, презентационные, навыки работы с учебником, научной статьёй, мемуарной, справочной литературой.

В методике различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы [2].

В результате переработки имеющегося в методической литературе опыта предложим технологическую цепочку групповой работы:

-          сообщение темы, мотивация

-          постановка познавательной задачи

-          распределений заданий по группам

-          осмысление заданий и планирование работы в группах

-          распределение функций (при групповой работе)

-          индивидуальное выполнение задания

-          обсуждение индивидуальных результатов работы в группах

-          предъявление (презентация) результатов деятельности

-          подведение итогов работы в группах

-          рефлексия

Структура практикума может изменяться в зависимости от содержания работы, подготовки учащихся того или иного класса и пр. В форме практикума может быть проведён как весь урок, так и его часть

Традиционно задачей учителя было умение правильно сформировать рабочие группы, учитывая основные психолого-педагогические характеристики, предпочтения, уровень подготовки. Инновационный подход к организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в качестве одного из приоритетных выдвигает принцип избирательности: учащиеся вправе сами выбирать тип задания, формировать рабочие группы и затем нести ответственность за результативность их работы. Роль учителя на таком уроке — это роль модератора, координатора. Оценка работы каждого учащегося — дело самой группы.

Так, при изучении темы «Текст как речевое произведение» на уроках-практикумах русского зыка в 11 классе предполагается его разноаспектный анализ. При делении класса на рабочие группы, каждая из них выбирает тот или иной аспект исследования.

Задания для групп: Внимательно прочитайте предложения.

Разлука

Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы. Но только ведь это уже осень. Берёзки желтеют, трепетная осина шепчет: «Нет опоры в поэзии: роса высохнет, тугие грибы все развалятся в прах, птицы улетят. Нет опоры…» И так надо мне эту разлуку принять и куда-то лететь вместе с листьями. (М.Пришвин)

-          1 группа

1.    Докажите, что перед нами — текст, определите его стиль и жанр.

2.    Создайте новую миниатюру на основе данной, сохраняя авторский стиль.

-          2 группа

1.                 Выражает ли заглавие основную мысль текста? Предложите свой вариант.

2.                 Определите общую тему данного фрагмента, выделите микротемы.

3.                 Передайте своё «осеннее» (или иное) настроение в жанре эссе.

-          3 группа

1.    Какие выразительные языковые средства передают настроение текста?

2.        Дополните текст новыми словосочетаниями или предложениями, содержащими изобразительно-выразительные средства, которых нет в исходном тексте.

-          Задания для работы в парах

1.    Разверните тезис одного из данных высказываний, приведите аргументы. Используйте различные виды связи предложений. Проведите взаимопроверку работ.

Разумное и нравственное всегда совпадают (Л.Толстой). Дружба довольствуется возможным, не требуя должного (Аристотель.) Жизнь познается из книг и произведений искусства, быть может, еще в большей степени, чем из самой жизни (Т.Драйзер).

Такие практикумы (помимо решения своей специальной задачи — усиления практической направленности обучения, когда обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении теоретических знаний и умений) способствуют прочному, неформальному усвоению материала посредством включения в творческую, поисковую и частично-поисковую деятельность (учитель только указывает на проблему, конечный результат решения проблемы учащимся не известен).

Групповая и индивидуальная работа на практикумах по литературе способствует отработке навыков формулирования гипотез необходимых в проектно-исследовательской деятельности, а в личностном плане — воспитанию активности в обучении и как следствие творческой самореализации.

Фрагмент урока: «Современная поэзия» (обобщение).

-          1, 2 группы (аналитики). Задание:

Прочитайте и обсудите в группах выдержки из критических статей. Дайте толкование и оценку одного из них, опираясь на конкретный литературный материал (произведения, изученные на уроках или прочитанные самостоятельно).

Из стихов выветрился лирический герой, попросту — исчезла личность, испарился автор. Чувство не диктует больше никаких строк, и голос Родины не ищет уста (Т.Бек). Поэзия — самодостаточный и самоценный способ мышления, а вовсе не средство для выражения социальных идей (М.Амелин). Современный поэт реализует себя на уровне мелкой актуальности, замысловато претворяя в стихах азбуку повседневья (Е.Ермолин Е.) [4,с.271].

-          3, 4 группы (аналитики). Задание:

Обсудите предложенные вопросы в группах и дайте развёрнутый ответ на один из вопросов, опираясь на конкретный литературный материал (не менее 2-х произведений разных авторов).

1.               Стала ли современная поэзия менее лирической?

2.               Почему литературу постмодерна называют «литературой молчания»?

3.        Пытаются ли современные поэты восстановить предметное наполнение слова?

-          Группа экспертов. Задание:

Проанализируйте результаты работы групп и дайте им оценку. Какие ответы, с вашей точки зрения, является наиболее полными и убедительными? Аргументируйте своё заключение.

На этапе рефлексии выясняется, оправданы ли ожидания от урока его результатами, фиксируются личные «приобретения» (алгоритмы выполнения работ различного уровня сложности, новые способы деятельности и пр.), определяются цели и направления дальнейшей работы.

По утверждению А. В. Хуторского, «сходства и различия субъективных образовательных продуктов учеников естественны и необходимы, одной стороны, для самореализации индивидуального потенциала каждого ученика, сдругой — для последующего сопоставительного анализа и коллективной работы по выявлению своеобразия применённых учениками познавательных способов и классификации коллективно полученных результатов» [3]. Субъективность образовательных продуктов — «служит предпосылкой выстраивания индивидуальных образовательных траекторий»

Таким образом, взаимодействие учащихся на уроках-практикумах как внутри одной группы, так и разных групп между собой, способствует развитию способности к осмыслению собственного и чужого опыта, навыков актуализации имеющегося внутреннего потенциала, восполнениюего в содержательном, смысловом, ценностном планах. Закладываются основы самопознания, самореализации и самоутверждения.

Успешно реализуются задачи современной школы: формировать способы коллективной мыслительной и практической деятельности, социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам — как коллектива, так и общества в целом.

Литература:

1.    Любичева Е. В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаём без проблем. — М.,2007

2.    Теория и практика современного урока. Пособие для преподавателей — Омск: ФГОУ СПО «ОПЭК», 2011. — с. 21.

3.    Хуторской А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся. Доклад на ХII Всероссийской научно-практической конференции «Новые образовательные стандарты: системно-деятельностный подход» (Москва, март. 2012 года) / Режим доступа: http://www.khutorskoy.ru/be/2012/0329/index.htm

4.    Черняк М. А. Современная русская литература: учебно-методические материалы. — М.: Эксмо, 2007

5.    Щербинина И. В. Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся. Методический практикум / Режим доступа: http://lit.1september.ru/2006/24/18.htm

6.    Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988

Основные термины (генерируются автоматически): группа, мотивационная сфера, групповая работа, литературный материал, основа самопознания, самореализация личности, свобода выбора, современная поэзия, учебный материал, чужой опыт.

Похожие статьи

Самосознание и самопознание как основные компоненты...

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении... Учебная деятельность как вид деятельности человека является более осознанной.

Задачи по развитию самопознания, умения ориентироваться в мире взрослых и адаптации в современном мире подростка с ДЦП...

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Необходимо знать мотивационную структуру учебной деятельности студентов, чтобы при необходимости корректировать методы работы и формировать

Субъективная основа мотива — значение учебного материала для данной личности с ее индивидуальными особенностями.

Мотивация творческой деятельности в педагогическом коллективе

Похожие статьи. Творчество в деятельности современного педагога. педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение

Мотивация является основным звеном мотивационной сферы личности.

К вопросу мотивационной сферы личности студента при...

Ученые считают, что мотивационная сфера личности студента наиболее полно

1) коммуникативно-мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении

обеспечивается свобода выбора содержания, форм и методов работы на занятиях...

Опыт теоретического анализа проблемы самореализации...

Теоретические основы процесса самореализации. процесс самореализации, сфера деятельности, социализация личности, смысл жизни, процесс усвоения, жизнь индивида, социальный опыт, общественная жизнь, личностное самоопределение...

Условия самореализации личности в процессе любительского...

Теоретические основы процесса самореализации. процесс самореализации, сфера деятельности, социализация личности, смысл жизни, процесс усвоения, жизнь индивида, социальный опыт, общественная жизнь, личностное самоопределение...

Парная и групповая работа как средство осуществления...

Групповая работа применяется с успехом при ознакомлении с новым материалом, при его обработке и закреплении, при решении задач, при сдаче зачетов.

Здесь можно рассчитывать на развитие мотивационной сферы за счёт использования дополнительных стимулов, на...

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

14. Цветкова Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления [Текст]: Автореф. Докт.

Проблема самореализации личности: исторический контекст

· создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности.

Нам импонировал ряд отличительных особенностей ДО: свобода выбора ребёнком содержания

- создание условий для приобретения волонтерами социально-значимого опыта...

Похожие статьи

Самосознание и самопознание как основные компоненты...

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении... Учебная деятельность как вид деятельности человека является более осознанной.

Задачи по развитию самопознания, умения ориентироваться в мире взрослых и адаптации в современном мире подростка с ДЦП...

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Необходимо знать мотивационную структуру учебной деятельности студентов, чтобы при необходимости корректировать методы работы и формировать

Субъективная основа мотива — значение учебного материала для данной личности с ее индивидуальными особенностями.

Мотивация творческой деятельности в педагогическом коллективе

Похожие статьи. Творчество в деятельности современного педагога. педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение

Мотивация является основным звеном мотивационной сферы личности.

К вопросу мотивационной сферы личности студента при...

Ученые считают, что мотивационная сфера личности студента наиболее полно

1) коммуникативно-мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении

обеспечивается свобода выбора содержания, форм и методов работы на занятиях...

Опыт теоретического анализа проблемы самореализации...

Теоретические основы процесса самореализации. процесс самореализации, сфера деятельности, социализация личности, смысл жизни, процесс усвоения, жизнь индивида, социальный опыт, общественная жизнь, личностное самоопределение...

Условия самореализации личности в процессе любительского...

Теоретические основы процесса самореализации. процесс самореализации, сфера деятельности, социализация личности, смысл жизни, процесс усвоения, жизнь индивида, социальный опыт, общественная жизнь, личностное самоопределение...

Парная и групповая работа как средство осуществления...

Групповая работа применяется с успехом при ознакомлении с новым материалом, при его обработке и закреплении, при решении задач, при сдаче зачетов.

Здесь можно рассчитывать на развитие мотивационной сферы за счёт использования дополнительных стимулов, на...

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

14. Цветкова Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления [Текст]: Автореф. Докт.

Проблема самореализации личности: исторический контекст

· создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности.

Нам импонировал ряд отличительных особенностей ДО: свобода выбора ребёнком содержания

- создание условий для приобретения волонтерами социально-значимого опыта...