Автор: Зенова Анжелика Васильевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 10.01.2015

Библиографическое описание:

Зенова А. В. К вопросу о мотивации профессиональной деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 143-146.

Любая деятельность мотивирована, в психологии и педагогической психологии (Л. И. Божович [1], А. Н. Леонтьев [2], В. С. Мерлин [3], С. Л. Рубинштейн [4] и др.) заложены основы теории мотивации, где проявилось множество позиций ученых, давших основание разным подходам к пониманию сущности термина.

Мотив (от лат.mоvеге — приводить в движение, толкать) в словарях чаще всего обозначается как субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению, как внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека [5].

Дальнейшее совершенствование личности, повышение ее, в том числе и профессиональных возможностей, требует максимума внимания к мотивационной сфере.

Мотивация, по словам М. В. Матюхиной [6], — довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности. П. К. Анохин считает, что наличие доминирующей мотивации значительно облегчает «принятие решения». А. Н. Леонтьев придает мотивации значение «опредмечивания деятельности», осмысленной потребности, побуждающей активность [7].

Именно потребностные теории мотивации положили начало изучению причин активности человека и животных. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но и сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду.

У Платона потребности, влечения, страсти образуют «вожделеющую», или «низшую», душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души». Он считал, что по цели можно судить о стараниях человека. Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с целью и определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия.

Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVIII века. Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. П. Гольбах подчеркивал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности.

В 20-е и последующие годы XX столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин [К. Levin], Г. Олпорт [G. Ollport, 1937] и др.). Здесь, наряду с органическими, выделены вторичные (психогенные) потребности, возникающие в результате учения и воспитания (Г. Мюррей [Н.Мurrеу, 1938]). К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т. д.

Бихевиористские теории мотивации объясняют поведение через схему стимул- реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Авторы данного подхода стали рассматривать мотивацию как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители.

Наиболее видный представитель динамической психологии американец Р.Вудвортс (R. Woodworth, 1918), критикуя бихевиористов, трактовал ответ на внешнее воздействие как сложный и изменчивый акт, в котором интегрируются прошлый опыт и своеобразие внешних и внутренних наличных условий. С точки зрения Вудвортса, этот синтез достигается благодаря психической активности, основой которой служит стремление к цели (потребность).

Во второй половине XX века появились когнитивные теории мотивации — мотивационные концепции Дж.Роттера (J. Rotter, 1954), Г. Келли (G. Kelly, 1955), X. Хекхаузена (H. Heckhausen, 1955), Дж. Аткинсона (J. Atkinson,1964), Д.Макклелланда (О.МсСlelland,1971), для которых характерным являлось признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека.

Психоаналитические теории мотивации явились новым этапом изучения детерминации поведения. 3. Фрейд (S.Freud, 1895) придавал решающее значение в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном сексуальными и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые «цензором» личности — «Сверх-Я», т. е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями. В этом же направлении разрабатывал свою теорию и У. Макдауголл (W.McDougall,1923).

Биологизаторские теории мотивации объясняли мотивацию как мобилизацию энергии. При этом исходили из представлений, что естественным для организма является состояние неактивности и, чтобы произошел его переход к активности, необходимы какие-то особые побудительные силы [8].

В 20-х годах и позже вопросы мотивации поведения рассматривал Л. С. Выготский, выделив такие понятия, как однозначные и многозначные мотивы, борьба мотивов, усложняющие выбор. Для нас в его подходе важно то, что он предполагал экспериментальное создание мотивов, изменение условий выбора с целью выявления зависимости от этого процесса деятельности субъекта [9].

В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Н.Узнадзе (1966), считавший, что мотивация — это устойчивое личностное образование, а источником активности является потребность, изначальная: акция на воздействие ситуации, в которой человеку приходится ставить и разрешать задачи.

Сравнив различные подходы к определению мотивации у отечественных и зарубежных ученых, я пришла к выводу, что термин «мотивация» трактуется авторами с разных позиций:

-          как результат переработки тех воздействий, которые человек получает из семейной и широкой социальной среды (П. М. Якобсон);

-          как постоянно изменяющаяся противоречивая структура, состоящая из разных побуждений (А. К. Маркова);

-          как совокупность факторов, механизмов и процессов, направляющих поведение человека на удовлетворение потребностей (В. К. Вилюнас);

-          как побуждение к действию определенным мотивом (X.Хекхаузен);

-          как физиологический механизм активирования в памяти внешних объектов, которые способствуют удовлетворению потребностей человека; как система мотивов, сложная их иерархия (М. В. Матюхина);

-          как немеханическое соединение цели с мотивом, продукт отражаемых процессов, инициируемых потребностями, влечениями, желаниями, стремлениями (В. Г. Леонтьев);

-          как то, что задается из социума индивидуального субъекта (В. Э. Мильман);

-          как совокупность, система психологических разнородных факторов, детерминирующих поведение человека на удовлетворение потребностей (И. А. Зимняя).

Все эти подходы позволяют нам рассматривать мотив как сложный многоуровневый определитель, регулятор и стимул жизнедеятельности человека, куда входят цели, потребности, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т. д. Мотив побуждает к действию.

Тогда мотивация — более широкое понятие, которое включает в себя различные мотивы. При этом мотивы являются составляющей мотивации как совокупность психологических и социальных разнородных факторов, определяющих и побуждающих активность поведения и деятельности человека.

Точнее сориентироваться в характеристике процесса мотивации и увидеть его цикличность и многоступенчатость помогает схема взаимосвязи потребностей, мотивов и целей (рис.1) [10].

Рис. 1. Схема протекания мотивационного процесса

 

Однако представленная на рисунке схема протекания мотивационного процесса является условной и упрощенной и дает лишь самое общее представление о взаимосвязи потребностей, мотивов и целей человека. На практике определить и структурировать составляющие мотивационного процесса почти невозможно из-за уникальности мотивационных структур разных людей, неочевидности мотивов, сложного взаимодействия между разными потребностями. В связи с этим на сегодняшний день управление мотивацией является одной из центральных практических проблем педагогического менеджмента.

Прежде чем перейти к рассмотрению мотивации профессиональной деятельности, коснемся мотивации учения, так как данные понятия тесно взаимосвязаны. Чем выше уровень мотивации учения, тем выше уровень мотивации профессиональной деятельности, и наоборот.

Такие исследователи, как В. Г. Асеев, В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин [3], Л. И. Божович [1], А. К. Маркова [11], М. В. Матюхина [6] и другие, занимающиеся проблемой мотивации учения, выделяют следующие группы:

-          мотивы, непосредственно побуждающие (любовь к учителю, интересное ведение учителем уроков, новые наглядные пособия и др.);

-          мотивы, перспективно побуждающие или положительные мотивы (желание заниматься каким-то предметом; интерес к определённой деятельности, желание заслужить одобрение коллектива). Существуют также отрицательные мотивы, такие как: страх перед строгим учителем, нежелание иметь плохие оценки и др.;

-          мотивы интеллектуального побуждения (стремление найти ответ на волнующий вопрос или поставленную проблему, чувство удовлетворения от процесса мыслительной деятельности и др.);

-          мотивы социальные (сознание долга ответственности, стремление выработать мировоззрение и др.).

Исследователи отмечают, что иногда бывает достаточно одного сильного мотива, который оказывает решающее воздействие и пробуждает познавательную активность. Это позволяет нам ориентироваться на множество мотивов познавательной деятельности.

С нашей точки зрения, существенное направление в мотивации учения дает исследование С. А. Пакулиной, которая обратила внимание на мотив «достижения успеха». Данная мотивация понимается, как система целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека стремиться к достижению успеха в учении и быть активным в его достижении.

Анализируя мотивацию, как предмет исследования, стоит отметить, что С. А. Пакулиной выделены девять предметных сфер мотивации достижения успеха. Данные сферы объединены по содержанию в экстериоризированный успех, направленный на достижения во внешней предметной сфере, и интериоризированный успех человека, направленный на самореализацию.

Экстериоризированный успех составляет следующие категории: успех как материальный уровень жизни, успех-удача, успех-признание и успех-власть.

Успех как материальный уровень жизни представляет собой ценность сериального продукта деятельности, внешнее, результативное достижение, успех-удача, или везение, определяет неустойчивый, ситуативный результат деятельности. Успех-признание является механизмом социального подкрепления, определяющим популярность личности в социальном окружении, одобрение авторитетными «значимыми другими». Эта категория успеха выступает как критерий социально признанного успеха, ориентированного на социальные нормы общества (социальная оценка). Успех-власть выступает как потребность доминирования над другими, желание субъекта контролировать социальное окружение.

К интериоризированному успеху отнесены пять категорий: успех как результат собственной деятельности, личный успех, успех как психическое «состояние, успех как преодоление препятствий, успех-призвание.

В плане рациональности, эффективности, оптимальности любая деятельность ориентирована на достижение собственного успешного результата, который оценивается как необходимый уровень достижений. Он составляет категорию успех — результат деятельности. Субъективная оценка успеха, преломляющаяся через представления своего «Я», выражается в высоком уровне притязаний, составляет индивидуальный, или личный успех.

Успех как психическое состояние характеризуется эмоциональным подъемом, переживанием чувства удовлетворенности, уверенностью в себе. Поисковые действия в зоне реально возможного успеха составляют успех- преодоление в форме самоопределения, разрешения трудностей, конкретных проблем и противоречий, самопознания, осознания личностью себя, своих возможностей, расширяют рамки личностного начала из настоящего в будущее. Удовлетворение от профессиональной компетентности определяет успех-призвание, предполагающий рефлексивную оценку значимости не только результата, а прежде всего самой деятельности. Успех-призвание дает возможность самоутверждения личности, призвания самой осуществляться в деятельности, растворения себя в профессиональном деле [12].

О. П. Елисеев выделил четыре стратегии мотивации: интернально- объектную, интернально-субъектную, экстернально-субъектную и экстернально-объектную.

Интернально-объектная стратегия проявляется в избегании сложных жизненных ситуаций.

Интернально-субъектная стратегия проявляется в стремлении к сотрудничеству, преодолению разногласий и совместному творчеству во всех основных видах деятельности.

Экстернально-субъектная стратегия проявляется в соперничестве, следовании внешним нормам и правилам, самоутверждении личности во внешнем. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к дружим: все должны следовать какой-либо внешне определенной идее, правилу- норме, цели и т. д. как инструкции.

Экстернально-объектная стратегия проявляется в приспособлении к другим людям. Существуют две взаимодополняющие формы приспособления: подавление, властвование над другими и над собой и приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее стабильность [13]. По-нашему мнению, интернально-субъектная поведенческая стратегия является оптимальной, потому что именно она обеспечивает личностный рост, саморазвитие и успешную социализацию в обществе.

Мотивация не только предшествует активности в деятельности, но и постоянно присутствует на всех его этапах, потому что «мотивация — это глубинные образования, пронизывающие направленность личности, характер, эмоции и ценности, способы и деятельность, психические процессы» [14, 15]

Анализ литературы показал, что формирование мотивационной сферы зависит от особенностей целенаправленной деятельности и различных социально-психологических контактов самопознания и самосовершенствования, мотивации профессионального выбора, мотивации обучения, мотивации уровня компетентности в будущей профессии.

 

Литература:

 

1.         Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович.- М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.

2.         Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М., 977.- 234 с.

3.         Мерлин, В. С. Индивидуальный стиль общения [Текст] / В. С. Мерлин // Психологический журнал.-1982, № 4. — С.26–36.

4.         Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: уч.пособие / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2004.- 714 с.

5.         Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность [Текст]/ под ред. Б. М. Величковского. — М.: Педагогика, 1986.- 408 с.

6.         Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М. В. Матюхина. М.: Педагогика, 1984.

7.         Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст]/ А. Н. Леонтьев.- М.; Просвещение, 1972.- С.7–9.

8.         Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст]/ А.Маслоу.-З-е изд.- СПб: Питер, 2008.- 352 с.

9.         Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: уч.пособие / Л. С. Выготский.-М.: Педагогика, 1991.- 480 с.

10.     Сидоренко, Е. В. Мотивационный тренинг [Текст]/ Е. В. Сидоренко.- СПб., 2005.- 240 с.

11.     Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст] / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1990.- 192 с.

12.     Пакулина, С. А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития [Текст]: автореф. дис. канд. психол. Наук / С. А. Пакулина. — М., 2004. -24 с.

13.     Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности [Текст] / О. П. Елисеев. — СПб.: Свет, 2001.- 264 с.

14.     Цветкова Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления [Текст]: Автореф. Докт. Дисс.-Иркутск,2007,-48 с.

15.     Бухвалов, В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества/ В. А. Бухвалов. — М., 2000.- 132 с.

Основные термины (генерируются автоматически): теории мотивации, мотивации профессиональной деятельности, мотивации учения, профессиональной мотивации, выше уровень мотивации, профессиональной мотивации студентов, основы теории мотивации, мотивации значение «опредмечивания, наличие доминирующей мотивации, потребностные теории мотивации, мотивации поведения рассматривал Л. С. Выготский, Бихевиористские теории мотивации, Биологизаторские теории мотивации, Психоаналитические теории мотивации, уровень мотивации учения, уровень мотивации профессиональной, профессиональной мотивации старшеклассников, к рассмотрению мотивации профессиональной, в характеристике процесса мотивации, мотивации достижения успеха.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос