Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Автор: Юдина Нина Валентиновна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 12428 раз
Библиографическое описание:
Юдина, Н. В. Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Н. В. Юдина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3881/ (дата обращения: 13.10.2024).
Современное общество изменяется в быстром темпе, в школе появляются новые образовательные программы, идет реализация качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться. Но здесь возникает проблема в том, что в школе очень часто встречается шаблонность в работе учителя. Многие учителя используют повторение одних и тех же действий, приемов, не учитывая желания и интересы детей. Это часто приводит к потере способности творчески мыслить и самостоятельно работать. А главное теряется интерес к получению знаний у школьников. Поэтому от учителя в современной школе требуется больше уделять внимание творческой деятельности, что бы ребенок легко приспосабливался к изменяющимся условиям, решал поисково-творческие задачи с целью развития творческих способностей. Если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше. Так как младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Поэтому важное значение приобретает проблема развития творческой активности учащихся как высшего уровня всех видов активности в младшем школьном возрасте. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно [3, с.14].
Для развития творческих способностей учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности учащихся [5, с.11].
Развитие творческой активности учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми.
Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Нужно отметить что, субъективный характер творчества связан с открытием, имеющим значение для конкретной личности, в то время как это «открытие» давно известно другим людям. Особенно такое случается в детском возрасте, поскольку ребенок в буквальном смысле открывает для себя мир: переживает, радуется, общается, ищет пути решения различных проблем. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, то есть готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. Взрослые (родители и учителя) должны сделать так, чтобы ощущение творческого восприятия мира осталось с ребенком и развивалось дальше.
Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Дети передают в данной ситуации чувства, мысли, стремления. Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве [2].
Поэтому с методической точки зрения уроки литературного чтения являются самыми благоприятными, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей, если постоянно использовать различные, интересные, упражнения творческого характера.
Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника на основе дидактических принципов и типических свойств системы Л. В. Занкова. Методический аппарат учебника «Литературное чтение» представляет собой систему заданий и вопросов, которые нацелены на формирование мыслительной деятельности как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизведению полученных знаний. Поэтому, решая задачу речевого развития младших школьников, автор стремится привлечь школьника в соавторы, пробуждая в нём фантазию, укрепляя присущие возрасту творческие способности [4, с. 41]. Но этого не достаточно, так как необходима система, по которой можно эффективно развивать творческие способности младших школьников, поскольку эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно результативно отражается на развитии творческих способностей детей.
Поэтому важно создавать благоприятную обстановку на уроках литературного чтения, предоставлять возможность детям активно задавать вопросы, поощрять ученика за высказывания оригинальных идей. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные способности ребёнка, учит творчески применять полученные знания. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявляя оригинальность, нешаблонность.
Например, учитель на уроке предлагает нарисовать несуществующего животного, иллюстрацию к понравившейся сказке, придумать фамилию отрицательному герою, и т. д.
Если дать ребёнку почувствовать свою умелость, значимость, право на авторство, то произойдёт чудо: раскроются способности, о которых мы даже не подозревали, ребёнок начнёт успешно управляться с тем, что ему было недоступно ранее. Для ребёнка станет нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое». И если мы хотим видеть детей всесторонне развитыми, творчески способными личностями, то вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития [1,с.40].
Когда дети почувствуют вкус к сочинительству, когда будут активно участвовать в этих забавных, но очень важных для развития воображения, для закрепления литературоведческих знаний, для развития речи заданиях, у них появится желание и способности придумать произведение со своим сюжетом, своими героями, которые наделены особым характером [2,с.34].
Развитие творческих способностей — одно из условий утверждения нравственного достоинства, вершина духовной жизни человека. Именно в этом возрасте так важно утвердить такие духовные начала в ребёнке и закрепить их, чтобы они не были потеряны во взрослой жизни.
Ярко это проявляется в диалогах. Диалог может быть как устным, так и письменным. Но творить на ходу бывает сложно, особенно детям. Но если на уроке литературы дети мыслят от себя, не боятся думать вслух, привыкли доверять друг другу и учителю, то проявятся все их творческие способности в организации диалога. Лучше проводить такие диалоги в игровой форме. Например, ученик ведёт рассказ от имени героя сказки, другой должен угадать сказку, героя и войти в диалог с ним. Эта работа трудна и у всех возникает желание и смелость принять в этом участие, но потом по мере успеха одних другие тоже включаются в работу.
Этот вид деятельности не только развивает речь учащихся, фантазию и их воображение, творчество, но и позволит быть ребёнку грамотным «автором» или читателем, поможет лучше ориентироваться в тексте, владеть анализом, чувствовать произведение в единстве его формы и содержания [2].
Таким образом, как показывает практика, в рамках учебных программ начального обучения упражнения развивающего характера нуждаются в обогащении специальными упражнениями творческого, нестандартного характера, заданиями, требующими применения знаний в новых условиях. Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
А также следует отметить, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.
Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации [6, с. 407].
Поэтому любое творчество — деятельность, результатом которой является создание чего-то нового, необычного. Работая на уроках литературного чтения творчески, ребёнок создаёт своё, новое.
Литература:
1. Бугрименко, Е.А., Цукерман, Г. А. Чтение без принуждения. — М.: Педагогика, 2005. — 94с.
2. Джежелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа — 1999. — № 1. С.33–38.
3. Кухаронак, В. Г. Диагностика творческой активности младших школьников / В. Г. Кухаронак // Пазашкольнае выхаванне. — 2000. — № 6. — С.13–19.
4. Новолодская, Е. Г. Спектакли при изучении природоведения // Уроки в начальной школе. — 2004. — Приложение. — С.29–33.
5. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис.... канд. пед. наук / Г. В. Терехова. — Екатеринбург, 2002. — 110 с.
6. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа — 1993.- № 1.- С. 21–26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1981. -400с.