Библиографическое описание:

Степанова А. Е. Работа с зерном как средство сенсомоторного развития детей с нарушением зрения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 135-137. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3710/ (дата обращения: 16.12.2017).

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [1].

К старшему дошкольному возрасту изучение окружающего мира приобретает характер: экспериментирования, исследования. Последовательность действий по обследованию предмета определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним взрослым задачей. Таким образом, главным приобретением этого возраста является изменение характера ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики [3].

У детей с нарушением зрения, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Неполноценное зрение наших детей, дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Вот почему детей с нарушением зрения необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться, более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения [4].

Там где трудно получить зрительную информацию, мы учим детей активно включать в процесс обследования сохранные анализаторы. Дополнительную информацию ребенок получает за счет полисенсорных взаимосвязей (слуховых, тактильно-двигательных, осязательных и т. д.). Тематикой ознакомления с окружающей действительностью становится ближайшее окружение ребенка дома, в детском саду, природе. Мы видим, что сенсорное воспитание и познавательное развитие ребенка с нарушением зрения тесно взаимосвязаны [5].

Сенсомоторное развитие целесообразно и эффективно осуществлять через продуктивную деятельность, содержание которой подчинено задачам сенсорного, моторного, умственного и творческого развития.

На специальных коррекционных занятиях, тифлопедагогом, проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т. д.

Чаще проводятся комбинированные занятия, так как на них можно решать комплекс тифлопедагогических задач. Всегда включаем в занятия с детьми различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.

В занятиях используем упражнения, нацеленные на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Данные упражнения комплексно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук.

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности: лепка, аппликационная лепка, мозаики, конструкторы, ниткопись, работа со штампами, зернотерапия и др [2].

Используем те приемы и методы, с помощью которых можно организовать сенсомоторное развитие детей нарушением зрения в дошкольном учреждении таким образом, чтобы оно обеспечило ребенку гармоничное развитие, способность познавать мир во всем его многообразии и изменчивости.

В работе с детьми старшего возраста с нарушением зрения мы применяем методическую разработку «Зернышко». Она представляет комплекс современных коррекционно-развивающих занятий, учитывающий потребности детей старшего возраста с нарушением зрения, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. В содержании занятий учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с различными проявлениями нарушениями [4]. Цель данной разработки развивать сенсомоторные навыки в соответствии с возрастной нормой, учитывая зрительные возможности каждого ребенка. Достижение данной цели происходит через развитие зрительного восприятия (усвоение сенсорных эталонов), осязания и мелкой моторики, эстетического и творческого воображения, формирование пространственной ориентации. Работа строится по принципу от простого, к сложному. Все задания предлагаются детям в игровой форме, с использованием стихов, потешек, физкультминуток, зрительной и пальчиковой гимнастик. Все занятия соответствуют тематическому плану МБУ.

Реализация методической разработки «Зернышко» включает в себя этапы:

I. Подготовительный этап:

  • Подготовка зерна. Самый богатый материал нам дарит осень.

Семена арбуза, тыквы, кабачка, яблока, калины, дыни тщательно промывают водой и просушивают на листе бумаги. Зерна кукурузы аккуратно счищают с початка, раскладывают на салфетке. В течение нескольких дней зерна сохнут, но их цвет и форма остаются прежними. Просушенные сокровища раскладываются по видам, размерам и хранятся в «дышащих» ёмкостях: бумажных пакетиках, картонных коробках, деревянных ящиках. Так же в своих творениях можно использовать различные крупы: гречка, горох, рис, фасоль, манка, перловка. В ход пойдут зерна кофе, семена мака.

А если вы вернулись из экзотических стран с коллекцией удивительных растений, семян и плодов, они также смогут быть интересны для творческих работ. Чем разнообразнее собранные материалы, тем легче и удобнее будет с ними работать.

  • Выбор основы. Бумага должна быть достаточно плотной и иметь матовую поверхность. Это может быть как белая, так и цветная бумага, можно использовать картон.

При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.

Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.

Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.

  • Для работы потребуются: клей ПВА (или же можно приготовить клейстер), пластилин. Для клея нужны специальные кисточки, с твердым ворсом. Для работы с пластилином пригодятся стеки. Для работы с зерном деревянные палочки, пинцет. Для яркости работ можно использовать краски гуашевые (кроющие), для окраски крупы гуашь или пищевые красители, кисточки для краски.

II.Знакомство с зерном.

Для знакомства с зерном мы берем от 1 до 3 видов зерен, разных по форме, цвету, величине (горох, кукуруза, гречка, пшеница, семена подсолнуха и т. д.). На этом этапе дети учатся, сравниваем зерна на ощупь, по цвету, форме и величине. Обучаем детей правильному захвату зерна (пинцетный и щипковый). Далее знакомим детей со способами манипуляции с материалом (засыпание поверхности силуэта, выкладывание по контуру, рисование орнамента, и т. д.). Важным этапом знакомства с зерном является развитие умения соотносить зерна с растениями, из которых мы его получаем. По мере усвоения детьми предложенного материала, в работу добавляются новые виды зерен. Процесс первичного взаимодействия с зерном дает возможность узнать новые свойства крупы еще и как изобразительного материала.

III.Работа с зерном.

Формы работы с зерном зависят от уровня развития мелкой моторики и зрительных возможностей детей.

а) Выкладывание зерен по контуру (овощей, фруктов, животных, посуды и т. д.).

Цель: Развитие зрительно-моторной координации.

б) Декорирование зерном плоскостных изображений (платье, посуда и т. д.).

Цель: Закрепление умения выкладывать сериационный ряд по цвету, форме, величине, ориентироваться на микроплоскости.

в). Вдавливание зерен в пластилиновую основу. (иголки у ежика- гречка, пятен у жирафа — красная фасоль, полосок у зебры –семечки подсолнуха, хвоста у петуха — зеленый горох, кукуруза, чечевица, и т. д.).

Цель: Закрепление сенсорных эталонов, развитие воображения.

г) Работа с более мелкими крупами (манка, дробленная кукуруза, пшено и т. д.), окраска крупы в разные цвета и оттенки при необходимости (красная грудка снегиря, зеленой травы, голубых облаков и т. д.).

Цель: Закрепление знаний об основных цветах, промежуточных, получения новых цветов путем смешивания красок.

д). Заполнение клеевой основы силуэта, не выходя за контур, данного изображения — зерном (сарафан у матрешки — красная манка, грудки у синички- дробленная кукуруза, лебеди-манка, мак и т.д).

Цель: Совершенствование зрительно-моторной координации.

е) Творческие задания (преврати летний пейзаж в зимний, укрась елочную игрушку, зоопарк, и т. д.)

Цель: Развитие творческих способностей.

Анализ проведенной работы показал, что использование данной методической разработки способствует закреплению представлений о сенсорных эталонах; развитию у детей логики, воображения, внимания, усидчивости; зрительно — моторной координации, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.


Используемая литература

1. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников. — М.: Владос.-2001.

2. Земцова М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. — М.: Просвещение — 1978.

3. Моурлот Л. И., Ремезова Л. И. развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста.-Самара,-2007.

4. Плаксина Л. И. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением. — М.: ГороД, — 1998.

5 Ткаченко Т.А Развиваем мелкую моторику. Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста.


Основные термины (генерируются автоматически): нарушением зрения, мелкой моторики, сенсорных эталонов, детей дошкольного возраста, зрительных возможностей детей, детей нарушением зрения, Похожая статья, развития детей, Сенсомоторное развитие, развитие мелкой моторики, детей старшего возраста, сенсомоторного развития детей, развития детей дошкольного, мелкую моторику, развивающихся детей должна, зрительного восприятия, сенсомоторики детей дошкольного, зерном деревянные палочки, недоразвитие мелкой моторики, Декорирование зерном плоскостных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос