Библиографическое описание:

Шалунов Н. В., Угольникова О. А., Козырева О. А. Модели и условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 21-23.

Система современного образования выделяет такие элементы педагогического знания, фасилитирующего понимание проблемы и ее решение в субъектном пространстве, как модель и условие. На основе анализа и сопоставления научно-методических работ, под моделью мы будем понимать идеальную структуру (качество, явление, механизм, средство, форму, условие, систему, продукт и пр.) словесно-логического или структурно-логического генеза, фасилитирующего понимание, постановку и решение противоречий субъектного, деятельностного, мультисредового, антропологического генеза и прочих направлений методологического знания.
Анализируя возможности применения общепедагогической теории в практике работы педагога по ФК и тренеров-преподавателей [4], под педагогическим условием будем понимать структуру выбора или продукт-механизм, фасилитирующий поиск постановки и нахождения решений противоречий социально-педагогического знания.
Особенности построения педагогического процесса в структуре тренировочных занятий регби уникальны, т. к. в субъектно-средовом определении модели и условий социализации, самореализации, саморазвития подростков всегда присутствуют личностный, средовый и мультисредовый факторы, наносящие свои ограничения и перспективы преобразования в определении и решении противоречий современного образовательного процесса.
Под мультисредой [2] понимают результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.
Возможностям и проблемам самореализации и саморазвития подростков уделено немалое внимание в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов, определяющих направление своей деятельности через специфические идеи, регламентирующие постановку и решение той или иной личностно-социальной и гносеолого-герменевтической проблемы системы воспитания, обучения, образования и социализации.
Практика определения дефиниции «самореализация» в гносеологическом понимании лежит в поле самостоятельной деятельности, обеспечивающей личности утверждение идей и практики жизнедеятельности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Таким контекстным новообразованием было личностно ориентированное воспитание, обучение, образование, идеи здоровьесберегающей педагогики, получения наивысших достижений в спорте, науке, искусстве и пр. Учитывая идеи нормального распределения способностей, можно предположить и доказать, что в различных областях деятельности одни и те же ее субъекты находятся в различных группах и определяют сообразно нормальному распределению социальные, личностные, профессиональные роли, раскрывающие личность в процессе деятельности и общения с позиции полученных результатов и сформированных способностей, возможностей и состоятельности идей в модели отношений и преобразования объективной реальности. Таким образом, необходимо уточнить определение понятий «самореализация» и «саморазвитие», раскрыть качественный и количественный аспекты спортивного набора и отбора, доказать необходимость изучения специфики самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби.
Начнем с того, что личность подростка, включенная в систему социальных отношений и общения, стоит на ступени выбора принятия или непринятия тех или иных норм и эталонов культуры, спорта, науки. Конфликты личности со средой связаны с необъективным видением специфики и условий социальных отношений, неадекватной самооценкой, несвоевременной переоценкой устоявшихся традиционных норм культуры, деформациями и нездоровым отношением групп лиц в социальной среде к постановке и решению той или иной проблемы. И из-за этого невозможно создать условия для грамотного изучения собственных возможностей личности подростка в спорте, науке, искусстве. Для устранения ряда конфликтных ситуаций необходимо расширять кругозор подростка в области самопознания, общей культуры, культуры научной организации труда и отдыха, культуры самостоятельной работы, коммуникативной культуры и пр.
Итак, под самореализацией будем понимать процесс и механизм определения перспектив, их достижения и отражения полученных результатов в контексте самостоятельной работы и деятельности в одном или нескольких направлениях (спорт, наука, искусство), системно преобразующих модели деятельности и сознание личности, включенной в общение и взаимодействие со средой в условиях неустанного выбора и ответственности за своё решение и продукты сотрудничества и творчества.
Под самореализацией спортсмена-регбиста понимаем процесс получения результатов и наград в структуре занятий регби, обеспечивающих ему ряд материальных и духовных стимулов к продолжению карьеры, саморазвитию и самосовершенствованию в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Саморазвитие — это условие становление личности в среде и деятельности, определяющееся через процесс постановки и достижения иерархических целей качественно-количественных изменений внутриличностного и мультисредового генеза, как механизм социализации и самореализации личности в среде и деятельности, как норма образовательного пространства, фасилитирующая получение качественного, непрерывного образования в соответствии с определяемой, моделируемой и уточняемой акметраекторией.
Под саморазвитием спортсмена-регбиста будем понимать процесс неустанного поиска качественно-количественных изменений в деятельности по формированию навыков и компетенций ведения тактики игры регби и опосредованных способов познания и преобразования объективной реальности, накладывающих свой отпечаток на продукты деятельности и общения субъекта среды и культуры.
Попытаемся сформулировать систему принципов самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби, как целостную модель и условие самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби:
I. Принцип состоятельности деятельности и результатов в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах:
  • принцип постановки оптимальных, реально-достигаемых целей и выбор средств реализации моделируемых результатов в структуре тренировочного процесса в индивидуальном и коллективном продукте;
  • принцип неустанного поиска в достижении высоких результатов в структуре занятий регби;
  • принцип грамотного и гуманного управления коллективом команды спортсменов-регбистов и оказания своевременной помощи и поддержки в образовательном, психолого-педагогическом и прочих планах и ракурсах выявления противоречий и проблем;
  • принцип непосредственного участия в жизни и деятельности команды каждого ее участника;
  • принцип ответственности, дисциплинированности, тактичности, высокой духовно-нравственной культуры в общении между членами команды;
  • принцип ситуативного развития личности в структуре занятий и соревнований по регби;
  • принцип «выращивания» в культуре профессионально-педагогических отношений спортсмена-регбиста.
II. Принцип формирования среды и личности спортсмена-регбиста в структуре ведущей деятельности и общения:
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип единства теории и практики организации занятий и соревнований с учетом методических рекомендаций, циклов тренировочного процесса и программно-педагогического обеспечения учебно-тренировочного и соревновательного этапов в регби;
  • принцип формирования единства ценностей и принятие норм культуры и этики в коллективе;
  • принцип обеспечения механизмов социально-профессиональной страховки в деятельности спортсмена-регбиста;
  • принцип сосредоточения ресурсов команды на поиске оптимальных условий социально-профессионального взаимодействия;
  • принцип формирования общих и профессиональных компетенций в структуре общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП).
III. Принцип единства самоопределения, самореализации, саморазвития в структуре педагогического взаимодействия спортсмена-регбиста:
  • принцип развития внутриличностных структур в соответствии с индивидуальными особенностями субъекта и его возможностями в игре регби;
  • принцип формирования потребности в культуре здорового образа жизни (ЗОЖ) и культуре отношений, раскрывающих ценность и уникальность каждой личности в процессе деятельности и общения в мультисреде, объединяющей подобно матрешке все составные единого продукта деятельности спортсмена-регбиста;
  • принцип позитивной разрядки или выхода энергетического и психоэмоционального потенциала в структуре занятий и соревнований в регби.
IV. Принцип управляемости педагогическими процессами в структуре занятий регби:
  • принцип синергетической самоорганизации педагогической системы, модели управления коей построены в соответствии с возможностями трансформации и ретрансляции основ гуманно-личностной педагогики и психологии;
  • принцип интегративности в организации целостного педагогического процесса, управления им и реконструкции в соответствии с выявленными противоречиями и проблемами;
  • принцип соединения единоначалии и коллегиальности в управлении коллективом спортсменов-регбистов;
  • принцип субъектного контроля и объективности средств контроля и оценки за результатами деятельности спортсменов-регбистов;
  • принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т. д.) и др.
Система принципов самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби, в иерархии составных элементов акмеаксиологической профессиограммы спортсмена-регбиста в нашем случае представляет четырехзвенную систему ценностей и акмеперспектив становления, развития и формирования личности спортсмена-регбиста.
В дальнейших работах мы попытаемся определить педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби, отразив методы исследования и результаты организованного исследования в продукте сотворчества и сотрудничества спортсменов-регбистов, тренеров-преподавателей, педагогов системы дополнительного образования, педагогов по ФК, педагогов, занимающихся разработкой решения проблем общей и профессиональной педагогики.

Литература:
  1. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.
  2. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.
  3. Козырева, О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен: курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 627 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–226–3.
  4. Козырева, О. А. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. — 279 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–353–0.
  5. Козырева, О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2007. — 359 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–270–0.
  6. Кундозерова, Л. И. Научная работа студентов: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2008. — 94 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–397–4.


1

Основные термины (генерируются автоматически): саморазвития подростков, структуре занятий, студентов педагогических вузов, принцип формирования, учебное пособие, условия самореализации, принципов самореализации, принцип формирования единства, преобразования объективной реальности, принцип постановки оптимальных, принцип формирования потребности, принцип неустанного поиска, принцип единства теории, принцип непосредственного участия, принцип ситуативного развития, личности спортсмена-регбиста, принцип позитивной разрядки, МОУ ДПО ИПК, принцип синергетической самоорганизации, принцип развития внутриличностных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос